Конспект занятия для детей с ЗПР "Зимующие птицы в городе"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие образовательной области "Познавательное развитие" с интеграцией в области "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие" для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР (на экран самостоятельно созданная презентация). Закрепление знаний и представлений о зимующих птицах (названия, внеший вид, повадки), развитие мыслительных операций, зрительного и слухового внимания и восприятия, расширение и активизация словаря, развитие пространственных представлений (в сторонах от себя, на плоскости).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_konkursa_-_zim.ptitsy.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
подгруппового занятия
по расширению кругозора
и развитию речи
в группе для детей
с задержкой психического развития.
Возраст: старший
Лексическая тема: Зимующие птицы в городе.
Составлен учителем-дефектологом
ГБДОУ детский сад № 40 Кировского района
АЛЕКСЕЕВОЙ СВЕТЛАНОЙ ЮРЬЕВНОЙ.
Санкт-Петербург
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Закреплять представления о существующих зимующих птицах,
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- закреплять сенсорные представления о величине;
- развивать пространственные представления (ориентировка в сторонах от себя и на плоскости);
- закреплять навык порядкового счёта, знание цифр 1-5;
КОРРЕКЦИОННЫЕ:
- учить анализу внешнего облика птиц; развивать операции сравнения при рассматривании предметных картин по лексической теме; в процессе определения недостающих частей тела у птиц;
- учить составлять фразу из 3-4 слов при ответе на вопрос педагога (по образцу);
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
- развивать координацию движений;
- заботиться о состоянии глазных мышц;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать интерес к птицам;
- прививать желание заботиться о зимующих птицах;
- работать над развитием произвольной регуляцией поведения на занятии;
Оборудование:
Экран, проектор
Демонстрационный материал:
- Кукла би-ба-бо «Ворона»,
- предметные картинки (сорока, воробей, ворона, синица, снегирь, сова:
- а) разные по величине;
- б) с недостающими частями тела;
- напольный коврик с клеточками;
- кормушка с ватой (снегом).
Раздаточный материал:
- лист картона, разлинованный на клеточки,
- маленькая картинка с изображением зимующей птицы (вороны), помещающаяся по размеру в клеточку;
- наклейка с изображением вороны.
Ход занятия:
Дефектолог приглашает детей в кабинет, взаимное приветствие – дети стоят каждый около своего стульчика. Дефектолог разрешает сесть.
- Организационный момент.
Слайд (Слышатся звуки - крики стаи птиц)
Дефектолог: Что за звуки? Кто кричит? …Много птичьих голосов?
Интересно, что случилось?
Слайд (картинка с заснеженной кормушкой)
Дефектолог: А-а! Теперь понятно, почему птицы недовольны. А вам понятно, ребята?
(ответы детей) – Снег засыпал кормушку и весь корм на ней! Птицы голодные!
- Основная часть.
Дефектолог: А кто так громко недоволен? Слайд (карканье вороны)
Дети: Ворона! - Слайд (– изображение вороны)
(Дефектолог надевает куклу) -- Появляется «ворона – би-ба–бо».
Дефектолог: Ой! Ворона, ты к нам прилетела?
Ворона: Да, я залетела, потому что хочу есть!
Ребята, а какие ещё птицы были около кормушки?
Дети: Воробей! Синица! Голубь! Сорока!
Слайды по очереди (разные птицы)
Слайд (все перечисленные птицы)
Дефектолог: Ребята, а как всех этих птиц можно назвать, раз они не боятся зимы и не улетели в тёплые края?
Ворона: Да, я не боюсь зимы! Кар! Я – зимующая птица!
Дефектолог: Всех этих птиц можно встретить в городе. Но есть птицы, которые живут в лесу. Я хочу, чтобы вы вспомнили одну. Послушайте, какие звуки она издаёт, и угадайте, кто это!
Слайд - уханье совы.
(когда дети узнают, чей голос, проявляется само изображение.)
- Игра «От маленькой – к большой» (ГОЛОС)
Ворона: Кар-р! Ребята, посмотрите, какое задание я вам придумала:
Слайд (поочерёдное возникновение кружков разного размера).
Я хочу проверить, получится ли у вас определить, какая из этих птиц самая маленькая, а какая – самая большая!
Вставайте, подходите к ковролину!
(дети подхдят к ковролину. На нём картинки с зим.птицами, расположенные в хаотичном порядке; лента-липучка, прилепленная горизонтально.)
Какую птицу надо поместить первой – самую большую или самую маленькую? (подсказка - слайд)
(Расположили, проговорили)
Дефектолог задаёт каждому из детей вопрос:
Сколько птиц в ряду? (5)
Какая птица на пятом месте? Какой у неё будет номер?
У какой птицы будет номер «2»?
Какой номер будет у воробья? …
Молодцы! Мы не просто расположили картинки с птицами по размеру, но и определили, какая птица на каком месте.
Ворона, молодцы ребята? Справились с твоим заданием? (ГОЛОС)
Ворона: Кар-р! Да, молодцы! Но есть ещё задание! А у меня неприятность!!
- Игра «Какой части не хватает?»
Посмотрите: (подводит детей к магнитной доске)
- лежат у меня в коробочке картинки, на которых – зимующие птицы. Но я так быстро летала, что некоторые части у птиц отвалились.
Помогите мне пожалуйста, эти картинки починить – подобрать недостающую часть!
(Ворона достаёт первую картинку – СМЕНА СЛАЙДА –
Слайд (дублирует картинку). Синица.
Дефектолог: Кто это? Какой части не хватает? Нет лапки.
(после ответа ребёнка - СМЕНА СЛАЙДА )
Слайд (птица целая) Синица,
Сова (без крыла),
Сорока (без хвоста),
Ворона (без клюва).
(после называния недостающей части сверяемся с правильным ответом на экране, и дети по-очереди «чинят» картинки – подставляют части на магнитную доску)
Дефектолог: Помогли мы тебе, Ворона! Починили твои картинки. И твой портрет тоже! Так что можешь летать спокойно, если что случится – снова сумеем тебе помочь. Да, ребята?
Ворона: Спасибо! Ну тогда я полетела! Летим вместе со мной!
(СМЕНА СЛАЙДА)
- Физкультминутка. (Расправляйте большие крылья, как у вороны! Полетели!) (ГОЛОС)
Вот ворона полетела, кар-кар (делаем руками движения, как будто крыльями машем, и ходим)
Вот она землю села, кар-кар (приседаем на корточки)
Поклевала-поклевала, кар-кар (делаем наклоны головы, как будто клюем)
Громко-громко закричала, кар-кар (встаем и снова машем крыльями)
- Дидактическое пособие «Коврик в клеточку»
Дефектолог: Давайте вместе с вороной полетаем по нашему коврику, и будем стараться долететь до кормушки!
(дефектолог расстилает коврик, пересаживает ворону - «би-ба-бо» на руку ребёнку. Ребёнок занимает клеточку, дефектолог в другой клетке ставит кормушку.
Перемещения каждого из детей по инструкции дефектолога.)
Дефектолог: Ура! Долетела ворона до кормушки.
А теперь сядем за столы на свои места и полетаем по клеточкам пальчиком!
(детям раздается лист картона, разлинованный на клетки, и маленькая картинка с птичкой.)
СМЕНА СЛАЙДА
Слайд (разлинованное поле).
Дефектолог: Кто будет летать? (щелчок – проявление вороны).
Сейчас я буду говорить вороне, куда шагать.
- Зрительная гимнастика - куда может пойти ворона:
(дефектолог называет направление, уводит в эту сторону «би-ба-бо», задача детям – следить за куклой-вороной только глазами, не поворачивая головы)
Итак, вы будете повторять за вороной – куда пойдёт она, туда и вы!
Если ворона меня внимательно будет слушать – дойдет до кормушки!
(щелчок - дефектолог даёт вороне инструкцию - в какую сторону и сколько шагов сделать, щелчок - ворона шагает, - дети смотрят, считают клеточки, -шагают по своим листам; Следующая инструкция дефектолога - щелчок - ворона пошла… ..)
(щелчок - дефектолог проговаривает с детьми – в какую сторону и сколько шагов сделала ворона, шагают по своим листам, щелчок - ……..)
- Мы у кормушки!
СМЕНА СЛАЙДА
Слайд - (Слайд 1)
Дефектолог: Ребята, так как же птичкам помочь? Что нужно сделать?
Правильно - сначала смахнуть снег.
СМЕНА СЛАЙДА
Посмотрите, мальчики и девочки так и поступили:
- смахнули снег - (и мы с вами тоже уберём снег из нашей кормушки!)
а потом …? (насыпали в кормушку корм)- (дублируем действия детей на картинке)
СМЕНА СЛАЙДА
Что сделали потом?.....
Кто будет есть корм из кормушки? (называем птиц) Какие это птицы? (зимующие)
Вот, ворона, и в нашей кормушке есть корм. Можешь прилетать и клевать! Да, ребята?
(ворона клюёт корм, благодарит детей)
СМЕНА СЛАЙДА («зимний парк»)
9. Подведение итогов занятия.
Ворона: Кар-р! Что мы с вами сегодня делали?
- зимующих птиц называли?
- по величине картинки располагали?
- потерявшиеся части к картинкам с птицами прикладывали?
-и по клеточкам летали?
-Долетели до кормушки?
-Все старались, никто не ошибался? ……
Значит, все сегодня молодцы! Всем – наклейку!
(дети вклеивают наклейки на свои листы, прощаются с вороной до новых встреч, встают, задвигают стулья, уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по городу на ковре – самолете».
Занятие разработано с целью закрепить знания детей об общественно-значимых местах родного города, расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; сделать вклад в воспи...
Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство с архитектурой города Талдом"
В данном занятии поставлены задачи:Знакомство детей с архитектурными памятниками родного города Талдом и современными строениями;Уточнить представление детей о профессии архитектора;Закреплять у...
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»
Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...
Конспект занятия для детей подготовительной группы На тему: «Город – Мой Ангарск»
Цель занятия:- Продолжать знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями.- Закреплять знания о предприятиях нашего города.- Воспитывать у детей уважение и бережное отношение к...
Конспект занятия для детей 2 младшей группы «Символика города Саранска»
Расширить и углубить знания детей о достопримечательностях и государственных символах Саранска. Закрепить умение сравнивать, находить различия между городом и деревней. Развивать мышление, внимание, р...
Конспект занятия для детей старшей группы по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Есть город на свете среди городов»
Задачами данной разработки являются знакомство с некоторыми достопримечательностями города Тамбова,обогащение представлений о городе, в котором мы живём.Воспитание у детей гордости , любови к ро...
Конспект занятие для детей подготовительной группе «Мой любимый город»
quot;Мой любимый город"...