ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
методическая разработка по коррекционной педагогике
Наш детский сад является единственным специализированным учреждением на территории восточной зоны Красноярского края, деятельность которого полностью посвящена коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Александра Владимировна
старший воспитатель МКДОУ № 9 «Колокольчик», г. Канск
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Наш детский сад является единственным специализированным учреждением на территории восточной зоны Красноярского края, деятельность которого полностью посвящена коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
В детском саду функционируют 6 групп компенсирующей направленности: 4 группы для детей с легкой и 2 группы для детей с умеренной умственной отсталостью, со сложными (множественными) нарушениями. Все дети (64 ребенка) имеют статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». 24 наших воспитанника имеют статус «ребенок-инвалид», 8 детей имеют сопутствующие нарушения: опорно-двигательного аппарата, органов зрения, органов слуха, генетические и психические заболевания, заболевания нервной системы, вирус иммунодефицита человека, расстройство аутистического спектра и др.
Система работы с данной категорией детей включает в себя следующие направления работы:
- Кадровые условия.
- Развивающая предметно-пространственная среда.
- Работа с родителями (законными представителями).
- Коррекционно-развивающий процесс.
Кадровые условия. В соответствии с ФГОС ДО в учреждении создаются необходимые условия для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами: штатным расписанием предусмотрены 18 ставок воспитателей, 6 ставок учителей-дефектологов, 3 ставки учителя-логопеда, 1 ставка педагога-психолога, 1 ставка музыкального руководителя, 1 ставка инструктора по физическому воспитанию и 1 ставка старшего воспитателя.
Развивающая предметно-пространственная среда. Необходимым условием, обеспечивающим эффективность коррекционно-образовательного процесса, является наличие адаптированной развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей индивидуально-типологическим потребностям воспитанников с применением индивидуально-дифференцированного подхода. В детском саду оборудованы кабинеты узких специалистов: 4 кабинета учителей-дефектологов, кабинет логопеда, комната психологической разгрузки для детей, музыкально-физкультурный зал. Групповые комнаты оборудованы согласно особенностям нарушений детей.
В рамках реализации федеральной программы «Доступная среда» - 2016 г. в нашем учреждении произошли существенные преобразования. Условия пребывания детей в детском саду стали более комфортными, среда стала без барьерной и доступной для детей-инвалидов. Кабинеты узких специалистов пополнились коррекционно-развивающим дидактическим оборудованием. Являясь победителем грантового конкурса «Детские сады – детям», учреждение приобрело оборудование Монтессори, эффективность которого в коррекционно-развивающем процессе сложно переоценить. Узкие специалисты ДОО разрабатывают авторские дидактические пособия, презентуя их на краевом и городском уровнях.
Работа с родителями. Успешность развития и социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от мотивации родителей. Сегодня можно говорить о том, что работа с родителями наших воспитанников является систематической и планомерной. Все специалисты ДОО направляют свою деятельность на создание позитивных переживаний у родителей, организуют просветительскую работу для повышения психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, обеспечивают активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс. Для повышения мотивации родителей и формирования у них продуктивного взаимодействия с ребенком педагогами внедряются активные формы сотрудничества с семьей: семинары-практикумы и мастер-классы по обучению родителей коррекционно-развивающим приемам, тренинги продуктивного общения, индивидуальные консультации по результатам коррекционной работы с ребенком и разным направлениям его развития.
Коррекционно-развивающий процесс. Эффективная организация коррекционно-педагогического процесса предусматривает невысокую наполняемость групп: 8 детей в группах с умеренной умственной отсталостью, 12 в группе с детьми, имеющими легкую умственную отсталость.
Исходя из физиологических и психических особенностей, воспитанники посещают детский сад в разных режимах:
- дневной (пребывание с 7.00 до 19.00);
- режим неполного дня (с 7.00 до 12.30 для детей имеющих серьезные нарушения поведения и сна);
- круглосуточный (с понедельника по пятницу для детей, семьи которых находятся в социально-опасном положении);
- режим интеграции (по направлению ПМПК неорганизованные дети в возрасте от 1.5 до 4 лет, в рамках Службы ранней помощи, посещают наше учреждение 2 раза в неделю по 2 часа).
Коррекционно-образовательный процесс в дошкольном учреждении осуществляется в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы (далее АООП), которая разработана на основе комплексной программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой [1, 1], [2, 1]. При определении задач и содержания адаптированных образовательных программ (АОП) для детей, имеющих умеренно выраженные нарушения интеллекта, сложные и множественные нарушения развития дополнительно может частично использоваться Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» М. Питерси и Р. Трилора [3, 1]. Содержание образовательно-воспитательной работы включает в себя совокупность образовательных областей (в соответствии с ФГОС ДО) обеспечивающих разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития.
Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивается использованием разных организационных форм коррекционно-развивающей работы с детьми – это индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия, работа в парах, а так же оказанием ребенку разного вида помощи в соответствии с уровнем актуального и зоной ближайшего развития.
Для наших воспитанников организуются первые социальные пробы, совместно с педагогами и родителями они участвуют в творческих очных и заочных конкурсах, становясь призерами.
Сетевое взаимодействие. Для обеспечения преемственности со школой и информирования родителей о дальнейшей перспективе обучения детей, осуществляется взаимодействие ДОО с организациями-партнерами:
- общеобразовательной школой № 18, работающей по адаптированной основной образовательной программе для обучения детей с нарушениями интеллекта;
- КГБОУ «Канской школой», работающей по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства.
В 2017 году в ДОО прошел окружной методический сбор, в рамках которого совместно с организациями-партнерами: МБДОУ № 50 (предъявляющий опыт работы с детьми, имеющими кохлеарный имплантат) и Канским филиалом Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения. Коллегам Восточной зоны Красноярского края была представлена система работы с семьями воспитанников, имеющих детей с ОВЗ на территории г. Канска.
Служба ранней помощи. Имея богатый опыт работы с интегрированными детьми, с 2016 года ДОО является базовой площадкой вариативных форм инклюзивного образования, куратором которого является Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. На базе ДОО функционирует служба ранней помощи - «Студия семейной педагогики». Студия – одна из актуальных форм ранней коррекционной помощи семьям неорганизованных детей, имеющих особые образовательные потребности в возрасте от 1,5 до 4 лет, что позволяет оказывать раннюю коррекционную помощь детям еще до того, как они станут воспитанниками ДОО.
ПМПк. Важнейшим этапом работы ДОО является комплексное психолого-медико-педагогического сопровождение семей в условиях образовательного процесса. Организатором и координатором сопроводительной работы является консилиум дошкольного учреждения. Именно в рамках консилиумной работы, при комплексном взаимодействии всех педагогов, осуществляется психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей детей, определяется образовательный маршрут для каждого воспитанника, организуется коррекционно-развивающая работа с учетом рекомендаций всех специалистов, осуществляется динамическое наблюдение за его развитием. В целях обеспечения преемственности коррекционно-педагогического сопровождения детей специалисты ПМПк устанавливают и поддерживают сотрудничество с учреждениями здравоохранения и образования. Особенно тесно ПМПк ДОО сотрудничает с городской ПМПК и Канским филиалом краевого центра психолого-медико-социального сопровождения.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения целенаправленно и последовательно решает комплексные, социально значимые задачи, направленные на создание условий для реализации потенциальных возможностей дошкольника с нарушением интеллекта, для формирования у него адекватных способов вхождения в социум и оказание в этом процессе ребенку и его семье необходимой психолого-педагогической поддержки.
Междисциплинарный подход к проблемам ребенка позволяет обеспечить психологическое, дефектологическое, логопедическое, медицинское воздействие на развитие детей, которое осуществляется на основе взаимодополняемости педагогических действий всех специалистов в процессе реализации АООП. Эффективность, качество и преемственность комплексного сопровождения напрямую зависят от целенаправленного взаимодействия специалистов и родителей по следующим направлениям:
1. Комплексная диагностика развития ребенка для обеспечения обоснованного индивидуально-дифференцированного подхода.
2. Определение образовательного маршрута для каждого ребенка и разработка индивидуально-ориентированных программ.
3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с учетом рекомендаций других специалистов.
4. Консультативно-методическая работа с педагогами.
5. Консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
6. Организация адаптированной РППС.
7. Установление различных форм сотрудничества с другими институтами детства.
Специфика сопровождения ребенка с нарушением интеллекта в ДОО такова, что все педагоги участвуют в изучении ребенка и его семьи, в разработке адаптированных образовательных программ и в её непосредственной реализации. При этом на практике организация процесса сопровождения предусматривает использование широкого спектра вариантов и форм профессионального взаимодействия участников сопровождения.
Формами продуктивного сотрудничества педагогов являются: ПМПконсилиум, консультирование, взаимопосещения, супервизия, открытые просмотры, презентации опыта, методические выставки, совместные педагогические проекты, коллективная разработка методических продуктов, творческие группы.
В тоже время, общность целей и задач, реализация командного подхода в системе комплексной работы по сопровождению, предусматривает и наличие у каждого специалиста своих функций по отношению к воспитаннику, особых методов и приемов работы в соответствии с областью предметной деятельности.
Представим основные направления деятельности специалистов ПМПк:
Ведущим специалистом, организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы с детьми в группе является учитель-дефектолог.
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья воспитанников, на обеспечение социальной адаптации и интеграции.
Организация деятельности учителя-логопеда по сопровождению воспитанников включает проведение индивидуальной логопедической работы по коррекции речевых нарушений.
Деятельность воспитателя имеет целью обеспечение охраны жизни и здоровья и всестороннего развития воспитанников.
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкально-ритмических способностей и элементарной творческой деятельности воспитанников.
Психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанников не может быть эффективным без медицинского сопровождения, которое осуществляется в рамках системы физкультурно-оздоровительной работы. Его организация направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка с отклонениями в развитии, организацию комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий на основе контроля за физическим, соматическим и психическим здоровьем детей.
Реализация комплексного индивидуально-дифференцированного подхода в коррекционно-педагогической работе обеспечивает устойчивую положительную динамику в познавательной и личностной сферах у каждого воспитанника ДОО.
Ребенок с ОВЗ нуждается в особой помощи и поддержке, которая должна быть многообразной, гибкой и зависеть от его потребностей. Ему, как и любому ребенку, нужны любящие, понимающие и заботливые взрослые, и тогда он будет благополучно развиваться.
Библиографический список:
1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2003 г.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009 г.
3. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 6: Восприятие речи. Пер. с английского. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001 г.
ciation, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вов...
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "СОШ№3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Положение об организации инклюзивного образования...
16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.
16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....
31.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 108ч.
21.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с...
«Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ»
информация о курсах...
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...
«Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» , дистанционное обучение
Представлено удостоверение КПК на 72 часа...