Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР в образовательном процессе.
статья по коррекционной педагогике

Ремизова Надежда Анатольевна

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР в образовательном процессе.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшими  задачами  модернизации образования являются:

  •  обеспечение доступности качественного образования;
  •  индивидуализация и дифференциация образования;
  • забота о реализации права на полноценное и свободное развитие;
  • оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе в соответствии с их индивидуальными психологическими особенностями.

В последние годы наблюдается увеличение  количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с неврозами и неврозоподобными состояниями, и дети с нарушения в развитии речи. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников  в МДОУ обеспечит решение этих проблем.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого педагоги и специалисты  детского сада смогут  оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает  деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе детского сада, обеспечивающего получение дошкольного образования, осуществляется по следующим направлениям:

  • Диагностическая работа; получение своевременной информации об индивидуально – психологических особенностях детей, динамики процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития;
  • Развивающая и коррекционная работа; (направленная на преодоление трудностей),
  • Консультативная работа; помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,  
  • Консультативная работа включает:
  • - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ТНР; единых для всех участников образовательного процесса;
  •  - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ТНР;
  •  - консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ТНР.
  • Просветительская работа; формирование у родителей, педагогического персонала и руководителя образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
  • Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

  • Психопрофилактическая работа; обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей; 
  • Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

 Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Деятельность, направленная на обеспечение психологического сопровождения воспитанников (модель)

  • Комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей , анализируются результаты адаптации;
  •  Систематическое наблюдение за детьми в разных видах  непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах;
  • Осуществление мониторинга результативности педагогической деятельности по различным образовательным областям;
  • Разработка плана комплексной помощи               

Определение последовательности действий;    

Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

  • Реализация плана по решению проблемы  

Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

  • сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;
  • работа более осмысленная и целенаправленная;
  • разработаны карты индивидуального развития дошкольников;
  • разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
  • разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ. 

Результаты психолого- педагогического сопровождения       

 Для детей:

-позитивная адаптация к условиям дошкольного учреждения;

- динамика психофизического и интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающий процесс;

- развитие личности ребёнка,

- приобретение социального опыта создание основы для социальной адаптации

- подготовка к школе      

Для педагогов:  

-развитие психолого - педагогической компетенции,

- профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приёмов работы

-приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей и оказания им необходимой психолого - педагогической помощи и поддержки.              Для родителей:

- получение квалифицированной психолого – педагогической помощи по воспитанию и развитию ребёнка,

- в рамках нашего сада: профессиональная помощь в разрешении проблем речевого развития ребенка;

- решение проблемных психологических ситуаций детско – родительских отношений, - овладение основами знаний детской педагогики и психологии, включение в педагогический процесс ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"

Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста

Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...

Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС

В статье рассказываются  проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....

Профилактическая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условия ДОУ....

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста...