Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР в образовательном процессе.
статья по коррекционной педагогике
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР в образовательном процессе.
Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Важнейшими задачами модернизации образования являются:
- обеспечение доступности качественного образования;
- индивидуализация и дифференциация образования;
- забота о реализации права на полноценное и свободное развитие;
- оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе в соответствии с их индивидуальными психологическими особенностями.
В последние годы наблюдается увеличение количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с неврозами и неврозоподобными состояниями, и дети с нарушения в развитии речи. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого педагоги и специалисты детского сада смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе детского сада, обеспечивающего получение дошкольного образования, осуществляется по следующим направлениям:
- Диагностическая работа; получение своевременной информации об индивидуально – психологических особенностях детей, динамики процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития;
- Развивающая и коррекционная работа; (направленная на преодоление трудностей),
- Консультативная работа; помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,
- Консультативная работа включает:
- - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ТНР; единых для всех участников образовательного процесса;
- - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ТНР;
- - консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ТНР.
- Просветительская работа; формирование у родителей, педагогического персонала и руководителя образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, ЦОР). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
- Психопрофилактическая работа; обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей;
- Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Деятельность, направленная на обеспечение психологического сопровождения воспитанников (модель)
- Комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей , анализируются результаты адаптации;
- Систематическое наблюдение за детьми в разных видах непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах;
- Осуществление мониторинга результативности педагогической деятельности по различным образовательным областям;
- Разработка плана комплексной помощи
Определение последовательности действий;
Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.
- Реализация плана по решению проблемы
Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?
Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:
- сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;
- работа более осмысленная и целенаправленная;
- разработаны карты индивидуального развития дошкольников;
- разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;
- разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.
Результаты психолого- педагогического сопровождения
Для детей:
-позитивная адаптация к условиям дошкольного учреждения;
- динамика психофизического и интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающий процесс;
- развитие личности ребёнка,
- приобретение социального опыта создание основы для социальной адаптации
- подготовка к школе
Для педагогов:
-развитие психолого - педагогической компетенции,
- профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приёмов работы
-приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей и оказания им необходимой психолого - педагогической помощи и поддержки. Для родителей:
- получение квалифицированной психолого – педагогической помощи по воспитанию и развитию ребёнка,
- в рамках нашего сада: профессиональная помощь в разрешении проблем речевого развития ребенка;
- решение проблемных психологических ситуаций детско – родительских отношений, - овладение основами знаний детской педагогики и психологии, включение в педагогический процесс ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/08/picture-705032-1446994192.jpg)
Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»
Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-1088193-1543653365.jpg)
Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"
Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-1367117-1637924803.jpg)
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-779964-1460285105.jpg)
Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста
Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/06/picture-666299-1680782730.jpg)
Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС
В статье рассказываются проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/10/picture-728205-1455122602.jpg)
Профилактическая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условия ДОУ....
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)