Консультация для воспитателей: «Развитие у дошкольников с нарушением зрения ориентировки в пространстве на полисенсорной основе»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Получить адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в нем только с помощью неполноценного зрения не представляется возможным. Поэтому необходимо задействовать всю сенсорную сферу ребенка. В данной статье представлены игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки на полисенсорной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orientirovki_v_prostranstve_na_polisensornoy_osnove.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
«Развитие у дошкольников с нарушением зрения ориентировки в пространстве на полисенсорной основе»
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
Калининград 2019
Получить адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в нем только с помощью неполноценного зрения не представляется возможным. Поэтому необходимо задействовать всю сенсорную сферу ребенка.
Научное исследование по изучению особенностей пространственной ориентировки у слабовидящих детей показало, что дети практически не пользуются сохранными анализаторами при освоении пространства, что сказывается на результатах освоения пространства.
Важно научить детей как можно больше узнавать об окружающих предметах, их пространственных признаках и расположении в пространстве с помощью всех сохранных анализаторов и использовать эти знания в практической ориентировке.
Строго выделить игры, в которых используется только зрение, без участия других сенсорных функций, невозможно. Почти во всех играх и упражнениях ребенку помогает осязание.
Привлечение в этих играх зрения и осязания способствуют созданию у детей адекватного образа пространственных отношений.
Дошкольники учатся составлять словесное описание предметов и их пространственного расположения.
Игры и упражнения типа «Что изменилось?» проводятся неоднократно в различных вариантах, с постепенным усложнением содержания. Например, используются новые предметы и игрушки, увеличивается их количество, меняются задания. С неизвестными предметами (игрушками) педагог предварительно знакомит ребенка (обследуют и обыгрывают).
В представленных играх и упражнениях уделяется так же внимание формированию у дошкольников понятий «далеко – близко», «дальше – ближе».
Необходимо научить детей не только с помощью зрения и осязания различать пространственные признаки предметов, но и объединять их по однородным признакам, находить сходство и различие в их пространственном расположении. Этому способствуют игры и упражнения «Найди предметы длинные и короткие», «Что изменилось у куклы в комнате?», «Чем отличается расположение игрушек?» и др.
Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков осязательного обследования происходит в играх «Узнай предмет на ощупь», Узнай игрушку на ощупь», «Какой игрушки не стало?». Эти игры проводятся одновременно и на зрение и на осязание. Когда дети научатся это делать, их учат различать предметы, игрушки и геометрические тела только на ощупь (с закрытыми глазами или за ширмой).
С целью развития возможностей слухового анализатора при ориентировке в пространстве рекомендуют проводить такие игры и упражнения, как: «Где звенит колокольчик?», «Найди звучащую игрушку», «Мир вокруг нас в
звуках» и др.
Эти игры и упражнения могут проходить как в помещениях детского сада, так и на участке и на улице во время прогулки, экскурсии. В игре «Мир вокруг нас» детей учат различать шелест листвы и шум ветра, дождя; звуки шагов и проезжающих машин; крики птиц и голоса людей.
Для развития слухового восприятия полезно учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки. В играх и упражнениях: «Что звучало?». «Найди игрушку, которая звучала». Требуется не только узнать игрушку по звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение. В этих играх дети пользуются зрением и другими сохранными анализаторами.
В результате на основе полисенсорного восприятия у детей создается обобщенный образ окружающего пространства, что является основой для формирования адекватных пространственных представлений.
Результаты проведенного экспериментального обучения (Е. Н. Подколзина) показали, что использование детьми информации об окружающем, полученной с помощью всех сохранных анализаторов, помогло им успешнее ориентироваться в пространстве.
Игры и упражнения
«Где живут игрушки?»
(Игра проводится с подгруппой из 4-5 детей).
Задачи: учить определять с помощью зрения и осязания расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: шкаф с тремя открытыми полками. 9 крупных игрушек.
Ход игры: педагог предлагает детям назвать количество полок в шкафу (три – верхняя, средняя, нижняя), рассмотреть игрушки на каждой полке. Дети называют и ощупывают каждую игрушку. Педагог говорит, что у каждой игрушки есть свое место в шкафу: «Зайчик стоит на верхней полке слева. Матрешка стоит на нижней полке справа» и т д. Затем предлагает каждому ребенку выбрать свою игрушку и самостоятельно описать ее местоположение в шкафу. Когда дети выполнят задание, педагог предлагает: «Игрушкам надоело в шкафу, поиграйте с ними». Дети играют с игрушками. Через 3-5 минут педагог просит детей вернуть игрушки в шкаф и рассказать, где они находятся.
«Что изменилось?»
(Игра проводится индивидуально или с подгруппой из 2-3 детей).
Задачи: учить детей с помощью зрения и осязания определять разницу в пространственном расположении игрушек, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.
Материал: два детских стула, две крупные одинаковые игрушки (два мяча)
Ход игры: педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает ребенка, с какой стороны стоят стулья. На сиденье одного стула кладет мяч, второй мяч - под сиденье. Спрашивает ребенка: « Где находятся мячи?». Затем предлагает ребенку закрыть глаза и меняет игрушки местами. Спрашивает ребенка: « Что изменилось?»
Эта же игра проводится с расположением предметов впереди и сзади от ребенка. При повторном проведении игры мяч заменяется другой игрушкой.
«Далеко – близко»
(Игра проводится с подгруппой из 3-5 детей).
Задачи: учить детей осмысливать слова «далеко – близко», «дальше – ближе» и использовать их в речи.
Ход игры: педагог просит детей подойти друг к другу: «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу. Вы можете поздороваться, потрогать друг друга, дать друг другу игрушки. Саша, отойди к окну. Сейчас Саша стоит далеко от вас. Вы не можете дотронуться до него». Затем педагог предлагает детям сказать, кто где находится.
Литература: Е.П. Подколзина «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения», «М», Линка-пресс 2009год.
Л. И. Плаксина «Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения», «М». 2001год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....
«Рекомендации родителям по развитию у дошкольников с нарушением зрения 3-4 лет ориентировки в пространстве».
В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут о...
Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".
В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...
Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...
Консультация для воспитателей и родителей "Ребенок с нарушением зрения в семье"
Консультация для воспитателей и родителей...
Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
В процессе коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...
Консультация для воспитателей «Как видят дети с нарушением зрения»
Консультация для воспитателей «Как видят дети с нарушением зрения»...