Мастер-класс для воспитателей "Речевые игры по развитию речи и обогащению словаря"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Евдокимова Александра Евгеньевна

Цель. Познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательной деятельности ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_k_seminaru.doc648.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Речевые игры по развитию речи и обогащению словаря

                                               Подготовила и провела учитель – логопед

                                              МБДОУ детский сад №1 Евдокимова А.Е.

                                                     Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

                                              Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина        

Цель: познакомить педагогов с видами словесных  игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Вступительная часть:

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Для активизации речевого развития речи детей я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления.         Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

Ведущая: Вы любите сказки, рассказы, мультипликационные фильмы?

Сегодня я вам принесла волшебный цветок  «Цветик-семицветик», он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом его лепестке  находится игра. Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать.

Песня:  Лети, лети, лепесток,
            Через запад на восток,
            Через север, через юг,
            Возвращайся, сделав круг.

1-й лепесток игра  «Эмоции и чувства ».

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Ведущий  раздаёт карточки с изображение «Лиц» с разными эмоциями.  Участники по очереди показывают заданное  выражение лица и произносят придуманную  фразу соответствующую данной эмоции. Присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление и т.д.)

Песня: Лети, лети, лепесток,
             Через запад на восток,
            Через север, через юг,
            Возвращайся, сделав круг.

2-й лепесток игра «Слова за вами» (на интерактивной доске)

Участники игры должны закончить двустишия подходящими рифмующимися словами, отличающимися одним звуком.

Во дворе из снега …              (баба)

Квакает в болоте …               (жаба)

Я купил в кино …              (билет),

Положил его в …               (жилет)

Петрушки я купил …            (пучок )

В нём запрятался …              (жучок)

Не услышишь тихий …     (шёпот),

А услышишь громкий …   (топот)

У пожарного есть …             (каска)

А у Маши в миске …            (кашка)

Вдруг с сосны упала …      (шишка)

В норку убежала …            (мышка)

Песня: Лети, лети, лепесток,  

           Через запад на восток,

          Через север, через юг,
         Возвращайся, сделав круг.

                    3 - й лепесток Игры с синонимами и антонимами

«Скажи похоже» (синонимы)

Думать – размышлять

Поразить – удивить

Забавлять – развлекать

Прощать – извинить

Звать – приглашать

Реветь – плакать

Мчаться - нестись

Открыть – отворить

Отыскать – найти

Зябнуть – мерзнуть

Шалить – баловаться

Вертеться – крутиться

Опасаться – бояться

Бросать - кидать

                                         «Скажи наоборот» (антонимы)

Коллективный – индивидуальный

Истинный – ложный

Знание – невежество

Избыток – недостаток

Нужда – достаток

Раб – господин

Прямота – изворотливость

Конкретный – отвлечённый

Исходный – конечный

Исток – устье

Реальный – фантастический

Слава – позор

Оригинальный – банальный

Наслаждение – страдание

            «Найди противоположные слова» (на интерактивной доске)

Необходимо  найти и назвать антонимы из пословиц и поговорок.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Дружба дружбой, а служба службой.

Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.

Не было ни гроша, а вдруг  алтын.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Недосол на столе, а пересол на спине.

С миру по нитке - голому рубаха.

Правда в огне горит и в воде не тонет.

За одного битого двух небитых дают.

Начал за здравие,  а кончил за упокой.

Ложка дёгтю в бочку мёду.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Нет худа без добра.

Охота пуще неволи.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Слово серебро, а молчание – золото.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Песня: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток,
           Через север, через юг,
 Возвращайся, сделав круг.               

                 4 - й лепесток «Слова с двояким ударением»

         Произнесите слова два раза правильно (на интерактивной доске)

девичий                

минуло

просека

старо

далеко – далёко

широко

деньгами

ракушка

добела

удался

обеспечение

одновременно

тефтели

кирза

издалёка – издалека

мышление

остро

высоко

глубоко

кашица

творог

феномен

заплесневеть

Ньютон

ржаветь

баржа

камбала

отсвет

Песня: Лети, лети, лепесток,
           Через запад на восток,
           Через север, через юг
            Возвращайся, сделав круг.

5 - й лепесток игра «Слово наоборот» (на интерактивной доске)

Ведущий называет  слова. Участники  должны в уме или на листочке  прочитать слово и назвать его.

Дорог -   (город)

Жарим - (мираж )

Норов – (ворон)

Доход – (доход)

Хорош – (шорох)

Долог – (голод)

Мадам – (мадам)

Топот – (топот)

 

А сейчас я вам усложню игру, запутаю слова, а вы распутайте их и поставьте буквы правильно, чтоб получилось слово.

                                Названия городов (на интерактивной доске)

Нндлоо - Лондон

Воскам - Москва

Авашвар - Варшава

Ниблер – Берлин

Скутирк – Иркутск

 Новежор – Воронеж

Фрукты (на интерактивной доске)

Ивалс – слива

Корсиба – абрикос

Ленапись – апельсин

Чаалы – алыча

Окобля – яблоко

Родингав – виноград

Пословицы: (на интерактивной доске)

1.Удле мевяр, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)

2.Ен гоиб рогшик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.

Песня: Лети, лети, лепесток,
           Через запад на восток,
           Через север, через юг,
           Возвращайся, сделав круг.

6-й лепесток игра «Расшифруй словечко»

           Количество иностранных слов в повседневной речи из года в год увеличивается в геометрической прогрессии. Расстраивает тот факт, что равнозначные слова в тоже время существуют в русском языке и всё реже используются. Ситуация усугубляется благодаря средствам массовой информации, а также политике проводимой министерствами и ведомствами России в этом направлении. Всё чаще с экранов телевизоров мы слышим ново введённые слова из преимущественно германской группы языков (в основном это английский язык). Стоит отметить, что президент, премьер-министры и другие высокопоставленные чиновники подают плохой пример в употреблении вышеупомянутых слов.

Мы часто вворачиваем в нашу речь иностранные словечки, которые мгновенно закрепляются в лексиконе. И в этом нет ничего плохого. Заимствования приживаются в языке и уже кажутся нам родными. 

Предлагаю перевести с интерактивной доски иностранные слова на русский язык

Дайджест – обзор

Дебаты – прения

Инвестиции – вложения

Контент – содержание

Креативный-творческий(необычный)

Легитимный-законный

Маркет – рынок

Менеджер – управленец

Хобби – увлечение

Уикенд – выходные дни

Шопинг – делать покупки

Имидж – образ

Девальвация- обесценивание

Мониторинг – отслеживать

Пролонгировать – продлевать

Ресепшэн – приёмная

Сэлфи – сам, себя

Спичрайтер – автор текста

Тур – путешествие

Фэйк – подделка

Брифинг – летучка

Шоу – показ

Песня: Лети, лети, лепесток,
           Через запад на восток,
           Через север, через юг,
           Возвращайся, сделав круг.

7-й лепесток « Музыкальное  задание!»

Участники по мелодии узнают и пропевают фрагменты детских песенок.

Рефлексия:  Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?

        Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым, слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но всё -же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый,  который не потерял в себе волшебника!

        Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

      В данном материале проводится  мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики ру...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью д...

Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы  Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждениин...

Мастер класс для родителей: "Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста".

Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторике в развитии речи воспитанников....