Мастер-класс для воспитателей "Речевые игры по развитию речи и обогащению словаря"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Цель. Познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательной деятельности ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_k_seminaru.doc | 648.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Речевые игры по развитию речи и обогащению словаря
Подготовила и провела учитель – логопед
МБДОУ детский сад №1 Евдокимова А.Е.
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток и восклицать:
«О, как же ты красива!»
Е. Щукина
Цель: познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Вступительная часть:
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для активизации речевого развития речи детей я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.
Ведущая: Вы любите сказки, рассказы, мультипликационные фильмы?
Сегодня я вам принесла волшебный цветок «Цветик-семицветик», он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом его лепестке находится игра. Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать.
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
1-й лепесток игра «Эмоции и чувства ».
Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Ведущий раздаёт карточки с изображение «Лиц» с разными эмоциями. Участники по очереди показывают заданное выражение лица и произносят придуманную фразу соответствующую данной эмоции. Присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление и т.д.)
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
2-й лепесток игра «Слова за вами» (на интерактивной доске)
Участники игры должны закончить двустишия подходящими рифмующимися словами, отличающимися одним звуком.
Во дворе из снега … (баба) Квакает в болоте … (жаба) | Я купил в кино … (билет), Положил его в … (жилет) |
Петрушки я купил … (пучок ) В нём запрятался … (жучок) | Не услышишь тихий … (шёпот), А услышишь громкий … (топот) |
У пожарного есть … (каска) А у Маши в миске … (кашка) | Вдруг с сосны упала … (шишка) В норку убежала … (мышка) |
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
3 - й лепесток Игры с синонимами и антонимами
«Скажи похоже» (синонимы)
Думать – размышлять Поразить – удивить Забавлять – развлекать Прощать – извинить Звать – приглашать Реветь – плакать Мчаться - нестись | Открыть – отворить Отыскать – найти Зябнуть – мерзнуть Шалить – баловаться Вертеться – крутиться Опасаться – бояться Бросать - кидать |
«Скажи наоборот» (антонимы)
Коллективный – индивидуальный Истинный – ложный Знание – невежество Избыток – недостаток Нужда – достаток Раб – господин Прямота – изворотливость | Конкретный – отвлечённый Исходный – конечный Исток – устье Реальный – фантастический Слава – позор Оригинальный – банальный Наслаждение – страдание |
«Найди противоположные слова» (на интерактивной доске)
Необходимо найти и назвать антонимы из пословиц и поговорок.
В гостях хорошо, а дома лучше. Любишь кататься – люби и саночки возить. Дружба дружбой, а служба службой. Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Не было ни гроша, а вдруг алтын. Что посеешь, то и пожнёшь. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Недосол на столе, а пересол на спине. С миру по нитке - голому рубаха. Правда в огне горит и в воде не тонет. | За одного битого двух небитых дают. Начал за здравие, а кончил за упокой. Ложка дёгтю в бочку мёду. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Нет худа без добра. Охота пуще неволи. По одёжке встречают, по уму провожают. Слово серебро, а молчание – золото. Худой мир лучше доброй ссоры. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. |
Песня: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток,
Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг.
4 - й лепесток «Слова с двояким ударением»
Произнесите слова два раза правильно (на интерактивной доске)
девичий минуло просека старо далеко – далёко широко деньгами ракушка добела удался обеспечение одновременно тефтели кирза | издалёка – издалека мышление остро высоко глубоко кашица творог феномен заплесневеть Ньютон ржаветь баржа камбала отсвет |
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
5 - й лепесток игра «Слово наоборот» (на интерактивной доске)
Ведущий называет слова. Участники должны в уме или на листочке прочитать слово и назвать его.
Дорог - (город) Жарим - (мираж ) Норов – (ворон) Доход – (доход) | Хорош – (шорох) Долог – (голод) Мадам – (мадам) Топот – (топот) |
А сейчас я вам усложню игру, запутаю слова, а вы распутайте их и поставьте буквы правильно, чтоб получилось слово.
Названия городов (на интерактивной доске)
Нндлоо - Лондон Воскам - Москва Авашвар - Варшава | Ниблер – Берлин Скутирк – Иркутск Новежор – Воронеж |
Фрукты (на интерактивной доске)
Ивалс – слива Корсиба – абрикос Ленапись – апельсин | Чаалы – алыча Окобля – яблоко Родингав – виноград |
Пословицы: (на интерактивной доске)
1.Удле мевяр, а хетепо сач. (Делу время, а потехе час.)
2.Ен гоиб рогшик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
6-й лепесток игра «Расшифруй словечко»
Количество иностранных слов в повседневной речи из года в год увеличивается в геометрической прогрессии. Расстраивает тот факт, что равнозначные слова в тоже время существуют в русском языке и всё реже используются. Ситуация усугубляется благодаря средствам массовой информации, а также политике проводимой министерствами и ведомствами России в этом направлении. Всё чаще с экранов телевизоров мы слышим ново введённые слова из преимущественно германской группы языков (в основном это английский язык). Стоит отметить, что президент, премьер-министры и другие высокопоставленные чиновники подают плохой пример в употреблении вышеупомянутых слов.
Мы часто вворачиваем в нашу речь иностранные словечки, которые мгновенно закрепляются в лексиконе. И в этом нет ничего плохого. Заимствования приживаются в языке и уже кажутся нам родными.
Предлагаю перевести с интерактивной доски иностранные слова на русский язык
Дайджест – обзор Дебаты – прения Инвестиции – вложения Контент – содержание Креативный-творческий(необычный) Легитимный-законный Маркет – рынок Менеджер – управленец Хобби – увлечение Уикенд – выходные дни Шопинг – делать покупки | Имидж – образ Девальвация- обесценивание Мониторинг – отслеживать Пролонгировать – продлевать Ресепшэн – приёмная Сэлфи – сам, себя Спичрайтер – автор текста Тур – путешествие Фэйк – подделка Брифинг – летучка Шоу – показ |
Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
7-й лепесток « Музыкальное задание!»
Участники по мелодии узнают и пропевают фрагменты детских песенок.
Рефлексия: Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?
Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым, слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но всё -же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, который не потерял в себе волшебника!
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цели:1.Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для развития речи, составлению рассказа
таблица картинок...
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников....
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
В данном материале проводится мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики ру...
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цели:1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью д...
Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждениин...
Мастер класс для родителей: "Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста".
Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторике в развитии речи воспитанников....