Биоэнергопластика
консультация по коррекционной педагогике

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН  Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika_gudkova_o.s.docx60.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад №31»

«Биоэнергопластика»

Подготовила учитель-логопед Гудкова О.С.

 

Троицк 2017г

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН  Е. И. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика).

Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат как в жизни  дети не видят свою артикуляцию.

Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

          Работа в системе биоэнергопластики

- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

- стимулирует интеллектуальную деятельность;

- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

- развивает артикуляционный аппарат;        

- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

         

Строить коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики с детьми с общим недоразвитием речи надо предварительно изучив особенности состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики предусматривает несколько этапов

            1 этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

            Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей.            Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, проявлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей. С психологической точки зрения у детей часто отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

            Справиться с этими проблемами помогал комплекс игр и упражнений биоэнергопластики.

            2 этап – подготовительный.  Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.

            Этому  способствуют игровые приемы: «у врача», «доктор звуков», «бассейн», «сильный ветерок». Они подбадривают ребенка, наблюдают за его успехами, дают ненавязчивые советы и рекомендации, просят поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, фонендоскоп), упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке), музыкальный фон, ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогают каждому поверить в свои силы, стимулируют к новым успехам.

    3 этап – основной. 

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности:

- доступность материала;

- восприятие материала ребенком;

- наглядность;

- образность;

- поэтапное выполнение действий и упражнений;

- строгая дозировка материала;    

- индивидуальность в подаче материала;

- качество выполнения действий, а не их количество;

- ритм и комплексность (весь комплекс или его часть);

- запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

Учитывая эти особенности, для достижения оптимальных результатов педагог должен подбирать материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционной работы в такой последовательности:

  1. Биоэнергопластика.
  2. Выработка правильного речевого дыхания.
  3. Движения, сочетаемые с речью.
  4. Развитие пальцевой моторики.
  5. Снятие напряжения мышц шеи и плеч.
  6. Самомассаж лица и шеи.
  7. Развитие общей моторики.
  8. Артикуляционная гимнастика.
  9. Повторение ритмов.

1. Биоэнергопластика.

Цели: учить широко открывать рот; синхронизировать движения раскрытого рта  и кистей руки; развивать подвижность губ, челюстей, языка.

Биоэнергопластика первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме, интеллектуальную деятельность ребенка, развивает координацию движе6ний и мелкую моторику.    

            Для того чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения, можно и нужно их обыграть.

Дидактическая игра «У врача»

Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик в нужной позиции. Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения, согласно правилам.

2. Выработка правильного речевого дыхания

Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, и состоят их трех фаз: выдох, пауза и вдох, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Зачем нужно правильное речевое дыхание?

Это физиологический процесс, человеку невозможно жить без него.

Чтобы правильно произносить звуки, слоги, слова на определенной длительности выдоха.

Чтобы выработать цельность выдыхаемой струи.

Чтобы на определенном объеме выдыхаемой струи сочетать движения с речью.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающейся с соответствующими движениями.

При выполнении упражнений нужно строго соблюдать следующие пункты:

- не поднимать плечи;

- не напрягать туловище, грудь, живот;

- количество воздуха не должно быть слишком много;

- нужно избегать больших задержек дыхания;

- каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой, затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

    В работе по развитию речевого дыхания необходимо уделять внимание:

- положению туловища, плеч, подбородка;

- направленности воздушной струи;

- ее целостности;

- силы выдыхаемой струи;

- все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха.

Упражнение 1.  Встать прямо, спины выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую – на пояс – выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдох через рот цельной и длительной струей. Повторить 2-4 раза.

    Если не все дети выполнили подготовительное упражнение правильно, то педагог занимается с ними отдельно. Упражнение можно выполнять и лежа.

Упражнение «Жучки» - вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через рот, живот втянуть.

Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт.

   

В качестве практического материала на занятиях используются различные нетрадиционные атрибуты: клубок ниток, катушка с нитками, карандаши (гладкие, граненые, тонкие, толстые), природный материал – листочки, цветок, носовой платок, надувные шары, плавательные игрушки – уточки и многое другое.

Упражнение 2. «Намотай – размотай клубочек»

Цель: формирование длительного речевого выдоха и вдоха, развитие внимания, пространственного представления.

Вариант 1. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – разматывают (быстро или медленно – по заданию).

Вариант 2. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – называют гласные (согласные) звуки.

Упражнение «Мой любимый карандаш»

Цель: развитие силы выдыхаемой струи, ее цельности, правильной направленности.

Карандаш лежит на столе. Ребенок стоит коленками на подушечке, подбородок прикасается верхнего края стола. Дует на середину предмета, чтобы он покатился. Ребенок дует сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый, также на листочек с дерева, на уточку в бассейне. Обращается внимание на цельность струи, ее силу и избирательность.

         Упражнение «Бассейн», «Уточка»

На столе стоит миска с водой, в ней плавает уточка. Ребенок подходит к миске, ставит подбородок на уровне ободка миски, выбирает объект, дует. Обращается внимание на то, что струя воздуха идет выше уровня воды.

 Упражнение «Волна»

Цель: развитие силы выдыхаемого воздуха, фиксация вибрации воздуха.

У детей в руках носовые платочки, свернутые по середине. Их надо держать за края. При изучении звуков: П, Ф, Д, Т, В, Б, платочки фиксируются перед ртом. Дети называют эти звуки, видят вибрацию воздуха, запоминают разницу силы выдыхаемого воздуха при произнесении этих звуков.

Упражнение «Ах, как пахнет»

Цель: развитие речевого дыхания, правильно произношения нарастающей фразы на одном выдохе, развитие обоняния.

Дети сидят на стульчиках, у них в руках ароматный цветок. Логопед произносит фразу, при этом вдох через нос, выдох через рот, затем фраза:

- Ах!

- Ах, пахнет!

- Ах, как пахнет!

- Ах, как приятно пахнет!

- Ах, как приятно пахнет цветок!

- Ах, как приятно пахнет полевой цветок»

   Возможен другой речевой материал.

   

3. Движения, сочетаемые с речью

Массаж ладоней – эффективный метод терапии. Стимулирующее воздействие на нервные окончания на ладонях изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию.

 Цель: стимулировать функциональное состояние коры головного мозга; усиливать ее регулирующую и координирующую функции.

                                               

              Упражнения:

                       «Гладь мои ладони, ёж», «Мне дала синичка   хрупкое яичко»

         Упражнение «Гладь мои ладошки, еж»

Берем две массажные щетки и проводим по ладоням ребенка (его руки должны лежать на столе ладонями вверх), делая одно движение на каждый слог или на каждое слово.

              3                           4

         

         Гладь мои ладошки, еж!

         Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щетки щетинкой вверх, ребенок гладит ладошки мягкой стороной со словами:

         Я хочу тебя погладить,

         Я хочу с тобой поладить.

Упражнение «Мне дала синичка хрупкое яичко»

В руках у детей каучуковый мячик или каштан (грецкий орех) как яйцо птички. Ребенок держит предмет – руки как гнездышко, потом катает предмет между ладонями: одна сверху другой и наоборот.

1 - копия                                  2

Птичка веток набрала,                          Ты яичко покатай,

Крепко гнездышко свила                      Но из рук не выпускай:

И снесла яичко                                       Умничка – синичка.

Очень хрупкое оно –                             Так у птиц заведено.

4. Развитие пальцевой моторики – это игры с пальчиками, которые  развивают центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.

             Упражнения:

             «Будь сильней, моя рука»,   «Все узлы перевяжу».

Цель: развивать речевые центры, способствовать согласованной работе

понятийного и двигательного центров речи.

Упражнение «Будь сильней, моя рука» - упражнение на развитие силы кистей рук, повышает тонус коры головного мозга.

его на каждый слог, слово:

6

       Я сожму свое кольцо –

       Буду сильным молодцом.

       Буду младших защищать,

       Буду слабым помогать.

       Пополам его согну

                                           И восьмеркой заверну.

После каждой строчки – руки меняются. Темп медленный, по мере усвоения – ускоряется.

Упражнение «Все узлы переберу».

 

Ритмический перехват развивает чувство ритма и координацию движений, формирует пространственное представление (слева направо), формирует синхронность выполнения движения и слова.

Завязываем на веревочке 8-16 узелков и натягиваем ее горизонтально. На каждый слог (слово) ребенок хватается за узелок.5

Я хватаюсь за веревку

Правой ловко, левой ловко.

Все узлы ее беру

И играю поутру.

Упражнения:

                 «Здравствуй пальчик, старший брат»

                    «Каждый пальчик – ловкий мальчик».

5. Снятие напряжения мышц шеи и плеч – упражнения вызывают прилив крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

Цель: вызывать прилив крови к речевым органам, тем самым подготовиться к артикуляционной гимнастике.

          Упражнение

             «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее»

6. Самомассаж лица и шеи

Цели: готовить мышцы лица и шеи к артикуляционной гимнастике, вызывать прилив крови к ним, помогать ребенку лучше улавливать ощущения от работы этих мышц и управлять ими, делать мимику выразительнее.

           Упражнение

                   «Не циркач и не артист –сам себе я массажист

7. Развитие общей моторики – упражнения помогают согласованно выполнять движения тела и речи.

Цель: разнообразить развитие общей моторики (для ног и стопы).

                                                 

          Упражнения:

              «На ногах носки и пятки тоже просят физ. зарядки»

              «Вышла курочка – хохлатка»       

   

8. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для выполнения более точных движений артикуляционного аппарата при постановке того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка.

Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук.

Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

   9. Повторение ритмов.

Использовать эту часть, если ребенок плохо проговаривает слова, пропускает слоги, переставляет звуки или слоги, заменяет другими звуками, при умении изолированно правильно произносить нужные в слове звуки.

Упражнение «Повтори за мной»

4 этап – автоматизация полученных навыков. 

         Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно.

Повышают интерес к занятиям схемы, игровые атрибуты, индивидуальные корзинки с «начинкой» - практическим материалом (веревочки с узелками, прищепки, массажные губки, крышечки).

Родители, дети которых имеют более сложную речевую патологию, выполняют дополнительно дома упражнения с практическим материалом.

      Домашняя работа:

 

               «Мама, папа, поиграй со мной».

После усвоения игровых приемов в комплексе, можно и нужно подбирать материал отдельно по каждому пункту, используя нетрадиционные формы работы.

Логопед сам определяет, что наиболее важно взять в схему занятия, ставя определенные дидактические задачи. На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы.

Для осуществления выполнения правил игр и упражнений, педагог может определить некоторые приемы воздействия на детей:

- показать образец, дать выполнить упражнение одному ребенку;

- предложить сделать упражнение по очереди;

- разделить детей на подгруппы, связанные с ситуацией игры;

- одновременно решать игровые задачи с группой детей.

         Элементы биоэнергопластики, дидактические игры и упражнения с использованием атрибутики по биоэнергопластики используются и при формировании лексико–грамматических категорий.

            Каждый вид игры требует своеобразных приемов руководства, руководит сам педагог.  

 

Советы логопеда:

  1. Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.
  2. Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.
  3. Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук.
  4. Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы. Героев, используя атрибутику по биоэнергопластики.
  5. Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец).
  6. Строгая дозировка материала. Практический материал (массажные губки, карандаши, эспандеры) могут использоваться в течение всего занятия, чередуя их. Но речевой материал должен быть строго дозирован по сложности его произношения, по количеству слов в нем, по качеству выполнения действий).
  7. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.
  8. Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
  9. Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.

10. Темп речи напрямую зависит от быстроты выполнения действия с атрибутикой. Но это также зависит от индивидуальных возможностей детей – логопатов.

11. Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть доступен каждому ребенку по пониманию его и по произношению.

12. Подбирая дополнительный речевой материал  к каждому этапу и каждой части комплекса, следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей. Эти игры и упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей.

 Основные условия проведения таких занятий:

- внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук;

- четкое выполнение каждого движения;

- небрежность недопустима;

- упражнений выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога);

- использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.

                                                                                                         

     Д/игра «Лягушки на болоте»

      Дети одеты в маски лягушек.

На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров.

Дети выполняют заданные упражнения

и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений.

              Д/игра  «В гостях у Самоделкина» 

Грустная девочка спешит к Самоделкину, потому что у нее сломалась кукла, она не может говорить.

Самоделкин дает задание кукле и просит его выполнить девочку.

Упражнения повторяются многократно.

 Девочка благодарит Самоделкина и спешит домой.

            Упражнение – сказка  «У бабушки с дедушкой»

Цель: использовать упражнения для улучшения дикции и мимики.

Литература

  1. Бадаян Л.О. Невропаталогия М., 1982
  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999, -№4
  3. Єфремова В.В. Система роботи з психофізичного розвитку дитини. Тернопіль, 2006
  4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002
  5. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004
  6. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004
  7. Новиковская О.А. Логоритмика. С-Пб, 2005
  8. Новоторцева Н.А. Развитие речи дошкольников. Ярославль, 1999
  9. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000
  10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999
  11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М.,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние биоэнергопластики на речь

Биоэнергопластика То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук вы, конечно же, слышали. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости....

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

Использование биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

«Биоэнергопластика» - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляцион...

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие".

Конспект подгрупповой коррекционной непосредственно - образовательной деятельности с применением элементов биоэнергопластики на тему: "Морское путешествие", с заданиями на развитие лексико-грамматичес...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Артикуляционная гимнастика с использованием БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

Цикл упражнений с использование биоэнергопластики...

Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".

Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов   со стёртой формой дизартрии...