Использование арт-техник в работе педагога-психолога
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В настоящее время арт-техники широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образования для коррекции психологического состояния человека.Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. в свое работе я использую такое техники, как Эбру, песочная техника, арома-техника и интерактивные средства сенсорной комнаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_art-tehnik_v_rabote_pedagoga-psihologa_2.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование арт-техник в работе педагога-психолога
В настоящее время арт-техники широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образования для коррекции психологического состояния человека. Упражнений и арт-техник существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Все арт - терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».
Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Сенсорная комната полна волшебства и чудес. Здесь можно услышать шум морской волны и голоса дельфинов; в такие моменты воздух такой свежий и прохладно-звенящий, что хочется вдыхать его полной грудью. Порой загадочно светят звезды, поют ночные птицы, слышны трели цикад, и так вкусно пахнет вечерними травами! Иногда – идет дождь и можно слушать его настроение; а иной раз появляется возможность оказаться на морском дне и изучать секреты моря, сочиняя сказки на самой глубине!
. Техника «Sand-art» буквально переводится как песочное искусство. Рисование песком на световом столе, как техника, которую с удовольствием применяют в своей работе педагоги, воспитатели, психологи, совсем «юная» (в онлайн источниках указывается 2007 Марина Соснина - художник, педагог студии «SandARTist», - проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком.), но темнее менее она уже успела стать достаточно популярной, известной среди специалистов.
Условия необходимые при работе с песком:
- Согласие и желание ребенка;
- Творческий подход специалиста к проведению занятий;
- У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках;
Психологические проблемы, при которых применимы игры с песком:
- Эмоциональные проблемы (тревоги, страхи, агрессия, неадекватная самооценка, депрессивное настроение и т. д.);
- Коммуникативные трудности (вступление в контакт, проблемы с эмпатией, детский эгоцентризм и т. д.).
Использование песочной техники позволяет решать не только задачи по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, но и задачи познавательного характера: формирование и развитие представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности развитие внимание памяти, мышления и воображения.
Игры с песком:
Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная техника может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса.
Эбру – техника - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России.
Искусство живописи на воде, древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, и имеет восточные корни.
Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру.
Материалами для рисования на воде, прежде всего, служат краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды.
Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это рисование эмоциями и чувствами.
Эбру–терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.
В работе с детьми эбру:
• является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческогоначала;
• помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального.
• позволяет установить доверительный контакт между психологом и ребенком;
• позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме;
• создает положительный эмоциональный настрой в группе;
• облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
• позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
• помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;
• развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;
• способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
• повышает адаптационные способности. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
• эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;
• позволяет расслабиться.
Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.
• развивает цветовосприятие и восприятие форм;
• развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах;
Таким образом, арт-терапевтическая техника эбру интересна, необычна, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.
Запахи создают настроение, особую атмосферу каждого занятия. Именно рождение атмосферы, на наш взгляд – самое важное свойство эфирных масел.
Использование ароматов в сенсорной комнате позволяет обогатить атмосферу и выйти на работу ещё с одним анализатором – обонятельным. Вы заметите, как по-разному дети воспринимают один и тот же запах, сколь различны их ассоциации! Иногда в таких играх-ассоциациях мы выходим на крайне важные и «острые» темы, казалось бы, напрямую не связанные с ароматами… Кто бы мог подумать? Память очень ассоциативна.
Термин «ароматерапия» (дословно – «использование запахов в качестве лекарства») впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе в 1928 году. В наши дни вокруг проблемы действия ароматов на настроение и поведение развернулась обширная исследовательская индустрия. Не так давно, к примеру, было установлено, что неприятные запахи способствуют антисоциальному поведению, а запахи цветов повышают способность к обучению и запоминанию.
Эфирные масла гармонизируют взаимодействие правого и левого полушарий: их деятельность становится более согласованной практически сразу после попадания активных веществ масел в организм; когда оба полушария находятся в гармонии, мы испытываем спокойствие и жизненный комфорт.
Применение ароматерапии позволяет снизить уровень заболеваемости, уменьшить частоту невротических проявлений и осуществлять мягкую коррекцию психо-эмоциональной сферы детей, имеющих отклонения в своем интеллектуальном, эмоциональном и соматическом развитии. Сеансы ароматерапии способствуют улучшению настроения и работоспособности детей. В условиях сенсорной комнаты – как темной, так и светлой, - воздействие эфирных масел на обоняние является еще одним «ключиком» к гармонизации эмоционального и психического состояния ребенка, а также мягким способом стимуляции сенсорной сферы со стороны обонятельного анализатора.
В индивидуальной работе есть возможность подбирать эфирные масла с учетом психоэмоционального и соматического состояние ребенка, а также (иногда) – с учётом пожеланий. Так, при состояниях, вызванных нервным напряжением и волнением, можно использовать масла лаванды, валерианы. При умственной перегрузке положительный эффект даёт смесь масел лимона, розмарина, лаванды. Розмарин, кедр устраняют неуверенность в своих силах, что позволяет использовать их перед ответственными контрольными и экзаменами.
Стимулирующие ароматы (мелисса, пихта, розмарин), являются внешним раздражителем, повышающим уровень нервно-психической напряженности, поэтому в условиях малой подвижности ребенка (гиподинамии) они способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность; здесь нужны успокаивающие ароматы, возвращающие тонус организма в оптимальную зону (валериана, лаванда).
Профилактика простудных заболеваний в учреждении
Ароматерапия представляет ценность в профилактике многих заболеваний, особенно инфекционных и простудных.
Ограничения и меры предосторожности
Эфирные масла в детской практике нельзя использовать безгранично. В коррекционном образовательном учреждении – тем более. Учитывая множественные особенности развития детей и, как правило, сложную структуру дефекта, необходимо постоянное сотрудничество с медицинской службой учреждения и компетентность в диагнозах учащихся, а также наблюдение за изменениями в состоянии ребенка во время занятий. Мы называем это «держать руку на пульсе» и руководствуемся всем известной заповедью: не навреди!
Наши рекомендации к использованию аромамасел в сенсорной комнате:
Использование масел, в первую очередь, для создания атмосферы и мягкого «включения» обонятельного анализатора. Не для целенаправленной ароматерапии!
Контакт с сотрудниками медицинской службы – постоянно.
Не рекомендуется применять одно и то же эфирное масло более 21 дня; продолжить его использование можно после 1-2-х недельного перерыва;
Во избежание ароматического «бардака» не следует использовать «разнонаправленные» масла в течение занятия, раскуривая лампу несколько раз.
Приводим таблицу некоторых противопоказаний при работе с ароматами.
Таблица 1
Состояние здоровья
|
Противопоказанное эфирное масло |
Эпилепсия (эпилептическая готовность), беременность | Базилик, душица, можжевельник, розмарин, шалфей, полынь, кориандр, пихта, чабрец, туя, гвоздика, мускатный орех |
Болезни почек | Можжевельник, кориандр, сосна, чабрец, пихта, сандал |
Пониженное содержание сахара в крови (гипогликемия) | Герань |
Повышенная нервная возбудимость ЦНС | Гвоздика, шалфей
|
Повышенное артериальное давление | Сосна, розмарин, шалфей, тимьян
|
Упражнение «Необыкновенные следы»
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001.
- Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002.
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексивные техники в работе педагога-психолога ДОУ
Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Использование интегративных психотехнологий в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста...
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...
Буклет «Используемые арт-терапевтических техники в работе педагога - психолога МБДОУ №1«Русалочка» с детьми дошкольного возраста».
Буклет для педагогов-психологов...
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»
Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»...
Работа по теме самообразования на 2017-2019 год "Использование кинетического песка в работе педагога-психолога"
План работы педага-психолога по теме самообразования на 207-2019 уч.годМероприятия с родителями, педагогами и детьми...
Коллаж- как арттерапевтическая техника в работе педагога-психолога ДОУ.
Предоставлен практический материал как в работе педагога-психолога можно использовать коллажирование как с сотрудниками, так и с воспитанниками....