Консультация для воспитателей "Мнемотехника как средство развития речевой активности детей"
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» — наклонившееся дерево.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:
для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 клетках;
для дошкольников старшего возраста — таблицы на 9-12 клетках;
для подготовительного к школе возраста -таблицы на 12-15 клетках.
Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением лягушки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи;
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1.Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2.Преобразование образов в символы.
3.Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4.Развитие мелкой моторики.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми необходимо разработать и составить мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитать детям стихотворение, и провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др. Существуют правила работы с мнемотаблицами:
1. Не использовать больше 2-х схем в день;
2. Число квадратов в схеме не должно превышать девяти;
3. Таблицы должны быть цветными, но главное понятными детям;
4. Занятия строятся по принципу от простого к сложному, от мнемоквадратов
до цепочек, и позже – к таблицам.
Применяются мнемотаблицы для обогащения словарного запаса, при обучении
составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании
стихов и при пересказах художественной литературы.
Работа с мнемотаблицами строится в три этапа:
1. рассматривание таблицы и разбор изображений;
2. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование);
3. пересказ или рассказ текста с опорой на таблицу.
Средства мнемотехники можно использовать в играх и игровых упражнениях,
что позволяет осуществлять работу более эффективно и гармонично.
Так как дети принимают «условность» легко, данная технология
многофункциональна и обладает вариативностью. Для преодоления
различных лексико – грамматических трудностей можно применять
следующие дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково»,
«Угадай – ка!», «Назови одним словом», «Маленький, большой, огромный»,
«Хлопни!», «Кулинар» и др.
Для развития логического мышления, памяти и внимания используются игры:
«Собери картинку», «Найди пару», «Что забыл нарисовать художник?»,
«Что лишнее?» и др.
Таким образом, использование средств мнемотехники в овладении детьми
связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать
причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоряет и облегчает
процесс овладения связной речью в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»
Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»
Теория и практика...
Театрализованная Лего-игра, как средство развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
ИГРА - ЭТО ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»
Данная методическая разработка " Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста" помогает при помощи экспериментирования разв...
Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как средство развития речевой активности детей»
Использование средств мнемотехники в овладении детьми связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоря...
Консультация "Сенсорные коврики", как средство развития речевой активности детей раннего возраста
«Сенсорный коврик» для ребенка, это новинка - новая игрушка....
Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "
Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "...