Презентация: "Формирование фонематических процессов у дошкольников". 2017год.
презентация по логопедии
Данная презентация подробно рассказывает об этапах формирования фонематических процессов у дошкольников, требованиях ФГОС по этому разделу развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование фонематических процессов у дошкольников. | 147.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС ДО действует с 1 января 2014 года: « Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте ».
ООП ДО « От рождения до школы». Образовательная область « Речевое развитие» : Направление работы: « Звуковая культура речи».
Младшая группа (от 3 до 4 лет) Учить детей внятно произносить в словах гласные(а, о, у, и, ы) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г-; ф-в, т-с, з-ц. Развивать моторику речедвигательного аппарата , слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Средняя группа (от 4 до 5 лет). Закреплять произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Старшая группа (от 5 до 6 лет). Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, р-л. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Подготовительная к школе группа ( от 6 до 7 лет). Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Статья Н.В. Дуровой « Формирование фонематического слуха у детей ». Москва 1996
Фонематический слух - это специфически человеческая способность. Мы воспринимаем человеческую речь, а затем понимаем её и овладеваем ею благодаря тому, что с самого раннего возраста у нас развивается сенсорная способность к восприятию речи. Фонематический слух формируется очень рано .
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Логопедия под редакцией Л.С. Волковой Москва Просвещение 1989
Говоря о развитии восприятия речи ребенком , Н.Х. Швачкин выделил два периода: дофонемное развитие речи и фонемную речь. В дофонемном периоде ребенок реагирует на интонацию речи взрослого, на её ритм, а затем на общий звуковой рисунок слов. Но уже к году дофонемные формы общения становятся недостаточными. У ребенка возникает потребность в развитии речевых форм общения. К этому времени малыш начинает воспринимать звуки и пользоваться ими как смыслоразличителями слов и слово становится средством общения. Этот период Н.Х. Швачкин назвал «фонемной речью» и отводил ему решающее значение в формировании сенсорной стороны речи ребенка. Именно в это время (от года до двух) наиболее интенсивно формируется восприятие речи – фонематический слух и ,как следствие этого, уже к концу второго года жизни ребенок воспринимает все звуки человеческой речи. У него развит «первичный» фонематический слух, который становится основой овладения им полноценной речью.
В психологии, лингвистике, дефектологии и педагогике существуют различные определения фонематического слуха . Позиции всех исследователей отличаются по тому объему, который они вкладывают в понятие «фонематический слух».
В работах А.И. Воскресенской, Л.Е. Журовой , А.В.Запорожца можно найти рядоположное использование терминов «речевой» и «фонематический» слух, т.е. и речевой и фонематический слух понимается ими как способность воспринимать звучащую речь. Но эти понятия не идентичны и отождествлять их нельзя, так как фонематический слух является только одним из компонентов речевого слуха.
Речевой слух из исследований С.Ф. Ивановой включает в себя способность воспринимать и воспроизводить звучащую речь, слышать, распознавать и передавать все фонологические средства языка и соотносить их с установленными нормами, эталонами. Речевой слух, по её мнению, имеет сложное строение: - физический слух, т.е. способность воспринимать звучащую речь в данных диапазонах громкости; - фонематический слух, т.е. способность различать и воспроизводить в речи её тембровою окраску (мелодику, тон); - чувство ритма и темпа – способность ощущать и воспроизводить в речи темп и ритм, предлагаемые каждой конкретной ситуацией; - чувство ударения (лексического, синтагматического, логического), без которых не возможно построение правильной литературной речи; - слуховое внимание (умение на слух определить то или иное звучание и его направление).
Вопрос о воспитании «первичного» фонематического слуха встает тогда, когда наблюдается патология в развитии речи ребенка: задержка ее или формирование несовершенной по звуковому составу.
Что же такое фонематические представления? Что понимают исследователи под фонематическим восприятием? Рассматривая различные понимания и определения фонематических представлений и фонематического восприятия, легко убедиться, что все авторы под этими понятиями имеют одно и то же: специально воспитанные у ребенка очень гонкие фонемные различия и специальные действия, направленные на овладение детьми действием звукового анализа слова, на анализ собственной речи, т.е. эти термины они употребляют рядоположенно , включая в них одно и то же содержание.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. «Логопедия под ред. Л . Волковой Москва Просвещение 1989
Следующий этап, который во многом определяет речевое развитие дошкольников, успешность обучения в школе, овладение ими навыками чтения и письма. Что же является предпосылками для правильного обучения грамоте? Чтобы ребенок успешно овладел письмом и чтением, он должен уметь анализировать звуковой состав слова, т.е. слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего и знать, из каких звуков состоит данное слово. Эти знания ему нужны потому, что чтение и письмо предполагают действия со звуками слова, материализованными буквами.
Однако, как показывают многочисленные исследования педагогов и психологов ( А.И.Воскресенская , А.Н.Гвоздев , Т.Т.Егоров , А.В.Запорожец , Ф. А.Сохин , Д.Б.Эльконин и др.), того уровня фонематического слуха, который воспитан к старшему дошкольному возрасту, недостаточно для овладения действием звукового анализа слов и поэтому встает вопрос о воспитании фонематического слуха до обучения грамоте. Не смотря на различные подходы исследователей к вопросу о том, какие знания и умения должны быть усвоены детьми, какие действия нужно сформировать, чтобы облегчить им усвоение начал грамоты, всех их объединяет признание, необходимости специальной подготовки к овладению чтением и письмом.
При обучении грамоте речь из средства общения превращается в предмет изучения, анализа. Русский язык, как и любой другой язык, обладает лексическими, грамматическими, орфографическими и фонетическими нормами. Исследователи детской речи утверждают, что недоразвитие хотя бы одной из сторон речи, ведет к недоразвитию общей ее культуры, что, естественно, влияет на изучение самой речи, на овладение основами грамоты. Особое значение при этом отводится развитию фонематического слуха как основе овладения всей речью в целом.
Д.Б . Эльконин утверждал, что одновременное знакомство детей со звуковой стороной языка и буквами приводит к тому, "что всякая работа со звуковой стороной языка прекращается, и это приводит к тому, что предметом действия для детей становятся буквы, а не звуки языка" . И при такой постановке работы формирование действия звукового анализа слов и связанное с ним развитие фонематического слуха происходит медленно и плохо. Именно поэтому нужно выделять специальный этап для введения детей в звуковую действительность языка, формирования фонематических представлений (высшей формы фонематического слуха) и осознания звукового строения речи до знакомства с буквами.
Обобщая высказывания исследователей речевого развития детей и обучения их грамоте, можно сказать, что для того, чтобы дошкольники не сталкивались с традиционными трудностями на начальном этапе овладения чтением и письмом, нужно специальное обучение, которое бы являлось пропедевтикой к формированию у них навыков чтения и письма. В чем же состоит такое пропедевтическое обучение? Как и с какого возраста учить детей?
В возрасте 4-5 лет дети наиболее внимательны к звуковой стороне речи. Это возраст интереса к словам , возраст любителей звуков . " Но уже к пяти годам естественный интерес детей к звуковой форме языка, не поддержанный взрослыми, угасает, их больше не увлекают звуковые игры и упражнения: "...ребенок, обладавший в самом начале дошкольного возраста чутьем языка, теряет свою особую языковую "одаренность" и приходит к школьному обучению, не умея ориентироваться в звуковом составе языка, и его приходится заново этому учить" – пишет Д.Б.Эпьконин .
Пропедевтическая работа должна представлять систему речевых занятий, где ориентировочная деятельность ребенка будет специально направлена на обследование звуковой стороны речи, на различение звуков по их коррелятивным (различительным) признакам. Исследования, проведенные Л.Е.Журовой , показали, что основой ориентировочной деятельности ребенка, способом обследования звуковой структуры слова может служить интонационное выделение звука в слове.
Для того, чтобы ребенок мог услышать в слове отдельный звук, именно звук, а не слово, нужно произносить особым образом, выделяя нужный звук голосом. В зависимости от "характеристики " выделяемого звука ,его нужно произносить либо дольше других: « ррручка , сорррока , милиционеррр », либо громче и четче всех звуков в слове: «Туфли, сТол , роТ ». Такое подчеркнутое произнесение звуков выступает способом обследования звукового состава слова и позволяет выделить любой звук, независимо от его характеристики и позиции в слове. Тем самым такое, произнесение выступает как обобщенный способ выделения звука в слове. Слово при этом не разрушается, а выступает в том же звуковом единстве, что и при нормативном его произнесении. Важное значение при этом играет артикуляция. Она приобретает произвольный, самостоятельный характер, ребенок научается управлять собственным артикуляционным аппаратом.
Основная задача - знакомство со звуковым строением слова. Интонационное выделение звука в слове - средство ориентировки ребенка в звуковой действительности языка - в своем становлении проходит ряд последовательных этапов от максимально развернутого ориентировочно-исследовательского действия, осуществляемого по образцу, данному взрослым, к свернутому и осуществляемому в идеальном (умственном) плане: На первом этапе дети учатся в игровой ситуации изолированно произносить те—звуки, которые затем будут даны в словах для их интонационного выделения. Например, дети играют в игру "Жуки прилетели" и произносят звук "ж", а затем им предлагается назвать предметы так, чтобы в словах-названиях была слышна песенка жука - звук "ж". На втором этапе дети, действуя только по образцу, данному взрослым, произносят слова с интонационным выделением звука и называют затем этот звук изолированно. На третьем этапе дети переходят к самостоятельному интонационному выделению тех звуков, которые артикуляторно более легки для ориентировочного поиска. На четвертом этапе дети овладевают самостоятельным выделением любого звука в слове, независимо от его артикуляторной характеристики. На пятом этапе дети овладевают умением выделять в слове любой звук и назвать его изолированно.
Чтобы сформировать у детей полноценное действие, необходимо выполнять следующие правила: - звук выделяется на фоне слитного проговаривания всего слова; - после интонационного выделения звука, он называется изолированно так, как слышится в слове ("мяч -1 звук - " мь ", "мак" - 1 звук -"м"); - интонационное выделение гласных звуков не дается, т.к. при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляции уже не выполняет функции обследования слова; - словесный материал должен подбираться таким образом, чтобы чередовалось выделение согласных звуков, которые можно долго потянуть с теми, которые потянуть нельзя, а нужно произносить их более громко и четко, чтобы у детей не выработалась привычка выделять звуки одним способом; -кроме того, необходимо учить детей выделять звуки, расположенные в разной позиции в слове: первый, в середине, последний; нельзя включать слова, которые оканчиваются звонким согласным, т.к. он оглушается (еж - еш , мороз - морос ...); - чтобы сделать занятия более привлекательными для детей, облегчить формирование у них достаточно трудных умений и обыграть процесс интонационного выделения звука в слове, звуки слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружении: звук " р" - песенка большого мотора, "с" - песенка маленького насоса, и " ш" -песенка ветра ...
Какие же ещё задачи и как должны решаться на пропедевтическом этапе ? Дать детям знание о слове как самостоятельной речевой единице. Дети должны узнать: 1)-наша речь состоит из слов; 2)-о номинативной (назывной функции слова); 3)-что слов много; 4)-о линейности слова; 5)-о протяженности слова; 6)-о дискретности слова; 7)-что слова звучат по - разному и схоже; 8)-о многозначности слова; 9)- что в разных словах могут быть одинаковые звуки.
О номинативной функции слова. А.Шибаев Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей кругом полным – полно, А безымянных нету. О слогах. Слово делится на слоги, Как на дольки апельсин. Если слоги встанут рядом – Получаются слова: Ты-и – ква -, а вместе тыква, Со - и – ва – итак, сова.
О знакомление с предложением. 1.Ознакомление с предложением как единицей речи . Выделение предложения: - из рассказа воспитателя -из рассказа ребенка -из рассказа 2-3 детей Осознание смысловой стороны предложения (что-то объясняет) - про кого... , про что говорится в предложении? 2.Ознакомление со словесным составом предложения: -составление предложений об игрушке. (Кукла спит. Мишка сидит ...) -составление предложения о действиях ребенка. (Катя танцует. Лена причесывается.) -составление предложений по картинке. -составление пространственной модели схемы предложения. Игра "Живые слова" (с подробным описанием игры можно познакомится в статье Г.П.Беляковой в журнале "Дошкольное воспитание* №10, 1975 года).
Знакомство со слоговым составом слова: -произнести слово по слогам, -назвать 1,2,3 слог; -моделирование; -похлопать , ударить мячом об пол...; -назвать слово по первому слогу ( ры -ба, ры -бак, ры -нок,.); -докончи слово (паро-ход, само-лет); -назвать слова с одним, двумя, тремя слогами; -отгадывание загадок;
Игры и упражнения по развитию фонематических процессов . Узнавание неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса . Различение слов близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем.
12 фонематических рядов по Н.Х.Швачкину : 1-й ряд. Различение гласных между собой. Сначала различают гласные наиболее контрастные, затем с более тонкой дифференцировкой. 1.1 «а » от других гласных; 1.2. «и »-«у», «э»-«о», «и»-«о», «э»-«у»; 1.3. «и »-«э», «у»-«о»; 2-й ряд. Различение гласных и согласных, (бак-лак); 3-й ряд. «м»-«б», «р»-«д», «й»-«в», «н»-«в»; 4.и ряд. «н»-« нь », «м»-« мь » и т.д.. по твердости мягкости; 5-й ряд. «м»-«л», «м»-«р», «н»-«л», «н»-«р», «н»-«й», «м»-«й», «м»-«н», «л»- «р»; 6-й ряд. «м»-«з», «л»-«х», «н»-«х»; 7-й ряд. «б»-«г», «в»-«з». «ф»-«х», «п»-«с»; 8-й ряд. «б»-«в», «д»-«з», «к»-«х», «д»-«ж»; 9-й ряд. «д»-«г», «т»-«к», «с»-«х», «ш»-«х»; 10-й ряд. Различаются глухие-звонкие звуки; 11-й ряд. Различаются шипящие-свистящие звуки; 12-й ряд. Звуки : «р»-«й», «л»-«й».
В процессе таких упражнений фонематический слух детей достигает более высокого уровня сформированности . Уровня фонематического слуха достаточного для того, чтобы у детей умение проводить звуковой анапиз слов, т.е. первого действия, направленного на овладения собственно грамотой.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Логопедия Л. Волкова Москва Просвещение 1989.
Виды фонематического анализа: Опознавание звука в слове. « Есть ли в слове звук?» Есть ли в слове санки звук «с» ? Выделение звука из слова. « С какого звука начинается слово?» С какого звука начинается слово «сыр» ? Количественный анализ. « Сколько звуков в слове?» Сколько звуков в слове «сыр»? Последовательный анализ. Назови все звуки по порядку . Назови по порядку все звуки в слове «сыр». Позиционный анализ. В каком месте стоит звук? В каком месте слова «лес» стоит звук (с)- в начале, в середине, в конце. Фонематический анализ. Составь слово из звуков. Составь слово из звуков «ш», «а», «р».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...
Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.
Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...
Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34. Игротренинг для воспитателей....
Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью
Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...
Игры и игровые приемы для формирования фонематических процессов у дошкольников
В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Формирование фонематических процессов у дошкольников"
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Формирование фонематических процессов у дошкольников
ДЛЯ ВАС ПЕДАГОГИ...