Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Анна Валерьевна Никитина

Материал позволяет определить перспективы коррекционных и развивающих занятий и, в том числе, необходимость их реализации для детей 4,5-7,5 лет. За основу методической разработки положена психодиагностическая методика К. Маховер, Ф. Гудинаф "Рисунок человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Определение потенциальных возможностей

психического развития дошкольника

Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог

МДОУ №36 «Золотой петушок» Ярославского муниципального района

Все люди, будь то взрослые или дети - индивидуальны, каждый показывает разный уровень понимания, усвоения, запоминания информации, концентрации на том или ином виде деятельности, определенный уровень умений и, свойственные ему, то есть конкретному человеку, способности. Педагогам-психологам в своей профессиональной деятельности важно понимать и отслеживать динамику развития, как перечисленных качеств в формировании подрастающей личности, так и конкретных психических процессов. Для этого используется множество апробированных методик. В том числе и известная стандартизированная психологическая методика «Рисунок человека», позволяющая определять уровень сформированности психо-эмоциональных критериев личности дошкольника и младшего школьника. Посредством ее интерпретации анализируется развитие таких процессов как: слуховое восприятие (принятие задачи), зрительное восприятие, моторика руки, концентрация внимания на выполнении задания, воображение, общий интеллектуальный уровень ребенка.

Наиболее часто эта методика применяется в интерпретации авт. К. Маховер, Ф. Гудинаф [см. Приложение]. Суть ее в том, что испытуемому дается задание нарисовать человека таким, каким он себе его представляет. Это может быть мама, папа, сестра, брат, друг, др. Авторы считают, что нормально развивающийся ребенок 5 лет должен изобразить не менее 10 любых деталей из 46 возможных [см. Приложение], 14 деталей должны изображать дети в возрасте 6 лет, а 18 и более - в возрасте 7 лет. Эти показатели являются установленной нормой.

На практике, нередко, нормально развивающиеся дети, рисуют человека значительно выше или ниже представленных показателей. Если ребенок рисует чуть выше возрастной нормы, в таком случае, как правило не возникает затруднений, и его психические процессы нормально формируются. Сложнее ситуация, если малыш не справился с заданием и рисует «головонога» в 5 лет.

Эта ситуация в большинстве случаев указывает на наличие социальной или педагогической запущенности, приобретенных или врожденных отклонений психофизиологического развития (ЗПР, ЗПРР, например) и подлежит коррекционной работе со специалистом в условиях комплекса действий по развитию отдельных психических процессов. После обучения ребенок, не имеющий сильных органических поражений, как правило, начинает учитывать детали, становится внимательнее и наблюдательнее, замечает элементы собственной внешности, внешность родных, прохожих, стараясь перенести их визуально на рисунок. Вследствие этого, развиваются психические функции: внимание, восприятие, воображение, пространственное представление и увеличивается общий кругозор.

Случается, что ребенок в 4,5-5 лет рисует человека на 7-8 лет по количеству пунктов. Это означает, то, что у него имеется значительный потенциал развития психических и познавательных функций. В особенности касается детей говорящих на двух и более языках или амбидекстеров (прим. - дети, которые рисуют и выполняют учебные/игровые действия двумя руками одинаково хорошо). Даже имея определенные трудности в данный момент (речевые, восприятие, внимание, др.), в ближайшее перспективе они покажут достаточно высокие результаты освоения учебного материала и раскроют свои способности, при наличии созданной пространственно-развивающей среды. У таких детей более, чем у других, работают левое (прим. – отвечает за мыслительные действия) и правое (прим. – отвечает за творчество) полушария головного мозга. Тем самым, уже в раннем возрасте им приходится перерабатывать гораздо больше информации, чем обычно развивающимся сверстникам.  

Рис. 1 – Рисунок человек нормально развивающегося ребенка 5-6 лет

Рис. 2 – Рисунок человека ребенка с интеллектуальными нарушениями 5-6 лет

К примеру, девочка 6,6 лет, воспитанница подготовительной группы ДОУ, имеет приобретенный ЗПР (социальная запущенность), нарисовала «головонога» на 5 пунктов в начале учебного года. После проведенной коррекционной работы по комплексному развитию психических процессов, нарисовала человека на 18 пунктов (норма 7 лет).  А девочка 4,8 лет, воспитанница средней группы, двуязычная, нарисовала человека на 19 пунктов, но при том слабо успевала в понимании мыслительных операций. К окончанию учебного года, она на занятиях воспитателя, не прибегая к помощи коррекционного педагога, освоила действия по норме возраста.

Первая девочка преодолела барьер запущенности и в дальнейшем сможет раскрыть свои интеллектуальные возможности при грамотно выстроенной программе работы педагога начальных классов. А вторая девочка показала результаты развития западающих познавательных процессов относительно возрастной нормы за короткий срок обучения.

Даже при нормальных показателях интеллекта по методикам оценки познания (например, интеллектуальные скрининг-тесты), так называемые «не рисующие» дети, как правило, в дальнейшем показывают невысокие результаты в учебной деятельности, у них пропадает мотивация, стремление к учебе становятся менее выраженным, игра выходит на первый план.

Методика помогает специалистам в области детской психологии и педагогики, заинтересованным в развитии и воспитании родителям, определять количество, оснащенность, результаты развивающих мероприятий для ребенка, понимать уровень формирования его психических и познавательных функций и, самое главное, определять наличие перспектив дальнейшего развития.

Приложение

Критерии оценки рисунка человека ребенка

в возрасте 5-7 лет по методике К.Маховер, Ф.Гудинаф

За каждый нарисованный пункт специалистом-психологом проставляется 1 балл. В итоге суммируется количество набранных ребенком баллов. Подсказки во время выполнения тестового задания запрещены. При вопросах со стороны ребенка, необходимо дать возможность ему нарисовать так как ему хочется.

  1. У человека нарисована голова;
  2. У него две ноги;
  3. У него две руки;
  4. Туловище достаточно отделено от головы;
  5. Длина и ширина туловища пропорциональны;
  6. Плечи хорошо прорисованы;
  7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно;
  8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены;
  9. Шея ясно просматривается;
  10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы;
  11. У человека нарисованы глаза;
  12. У него нарисован нос;
  13. Нарисован рот;
  14. Нос и рот имеют нормальные размеры;
  15. Видны ноздри;
  16. Нарисованы волосы;
  17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову;
  18. Человек нарисован в одежде;
  19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка);
  20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована;
  21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов;
  22. На руках изображены пальцы;
  23. На каждой руке пять пальцев;
  24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены;
  25. Большой палец достаточно хорошо выделен;
  26. Хорошо прорисованы запястья – сужения и расширения предплечья в области кисти;
  27. Прорисован локтевой сустав;
  28. Прорисован коленный сустав;
  29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу;
  30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза;
  31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног;
  32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое;
  33. Длина и ширина конечностей пропорциональны;
  34. На ногах можно различить пятки;
  35. Форма головы правильная;
  36. Форма тела в целом правильная;
  37. Очертания конечностей переданы точно;
  38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют;
  39. Уши хорошо различимы;
  40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры;
  41. На лице прорисованы ресницы и брови;
  42. Зрачки расположены правильно;
  43. Глаза пропорциональны размерам лица;
  44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону;
  45. Четко различимы лоб и подбородок;
  46. Подбородок отделен от нижней губы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль трудовой деятельности для психического развития дошкольника

Трудовое воспитание в ДОУ обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка,является важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.В этом материале раскрыта...

Влияние игры на психическое развитие дошкольника

Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. ...

Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников.

Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников....

"Влияние речевых дефектов на психическое развитие дошкольника"

Развитие речи тесным образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка. Воздействие речи на все высшие психические процессы весьма значимо. Исследователи указывают, что " у детей с...

Роль сказки в психическом развитии дошкольников

Выступление на общем родительском собрании....

Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....

Особенности психического развития дошкольников 4-5 лет.Развитие личности.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об...