Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка по коррекционной педагогике

методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

 Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциацияколлективные способы обучения и  проектные  методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Творческий проект – это  учебно-трудовое задание,  которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельности учащихся по созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Только тогда, когда ребенок проникнет интересом и привлекательностью отношений между людьми,  возникающих в  трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

  • технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
  • достаточно высокой эффективностью уроков;
  • развитием речевых навыков учащихся;
  • развитием и поддержанием интереса к предмету;
  •  практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых    ситуациях;
  • развитием коммуникативных навыков учащихся;
  • созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Цель метода проектов

Научить приобретать самостоятельно  знания для решения конкретных задач, искать и выбирать оптимальный путь при наличии альтернативы.

Задачи проектной деятельности

  • Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов правильное её использование.
  • Развивать умения анализировать.
  • Формировать позитивное отношение к работе.
  • Развивать умения составлять письменный отчет о работе над проектом.
  •  Обучать планированию.  

       Особенности организации проектной деятельности учащихся с ОВЗ

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентируется на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта, как на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую , так и индивидуальную. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

Метод проектов характеризуется как:

  • личностно-ориентированный
  • обучение взаимодействия в группе
  • развитие навыков самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах
  • воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализм и коллективизм, ответственность, творческое отношение к делу
  • построение и принцип пробного обучения

Функции учителя заключаются: 

  • в помощи  подбора тем проекта
  • в наблюдении за ходом работы учащихся
  • в оказании помощи отдельным учащимся и стимулировании их учебно-трудовой деятельности
  • в поддерживании рабочей обстановки в классе
  • в оценке учебно-трудовой деятельности на каждом этапе

Последовательность выполнения проекта

1. Обоснование возникших проблем и потребности ( для чего мы шьем изделие).

2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

3. Выявление основных параметров и ограничений (какие требования предъявляются к будущему изделию).

4. Исследование, выявление традиций, истории, тенденции.

5. Составление «схемы обдумывания» (в схему входи т вся последовательность выполнения проекта).

6. Разработка идей, вариантов (рисунки различных моделей).

7. Анализ идеи и выбор оптимального варианта.

8. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования.

9. Последовательность изготовления изделия.

10.Экономическое обоснование (расчет себестоимости изделия).

11.Контроль качества.

12. Изготовление изделия (описание последовательности пошива).

13. Коррекция (сравнение готового изделия с первоначально задуманной моделью).

14. Контроль и испытание ( как было оценено готовое изделие)

15. Оформление проекта.

16. Самооценка.

Этапы выполнения проекта

  • Организационно - подготовительный
  • Технологический (конструирование, моделирование, составление последовательности изготовления, выбор оборудования, изготовление изделия)
  • Заключительный (оформление проекта, подготовка к его защите)

План защиты проекта

1.Описание изделия.

2.Обоснование выбора модели.

3.Обоснование выбора ткани и других материалов.

4.Выбор оборудования.

5.Конструирование и моделирование изделия.

6.Технологическая последовательность изготовления изделия.

7.Себестоимость изделия.

8.Собственная оценка выполненной работы.

Проект   «Пошив  женской  блузки  в русском  стиле»

  • Цель проекта:

  - Способствовать самореализации личности ребенка в процессе трудовой деятельности.

                                                                                                                                 

  • Задачи:

  - Закрепление умения учащихся выполнить изделие по составленному плану.

  - Развитие художественных и исследовательских способностей, творческих идей.

  - Формирование положительного отношения к русской культуре, воспитание аккуратности  и трудолюбия, гордость за выполненный труд.

  • Предмет проекта: спланированная  трудовая и творческая деятельность ученицы.

     Проект по продолжительности рассчитан на ноябрь - февраль 2016-2017 учебный год.

  • Режим работы:  урочная.
  • Доминирующая деятельность:   трудовая.
  • Характер координации:   личностный.
  • Участники проекта:   учитель трудового обучения, учащаяся 11-го класса.

  • Условия для успешного выполнения проекта:        

- составление плана работы;

-наличие и подбор необходимых материалов;

- наличие инструментов и оборудования;

-стремление и желание участников проекта.

  • В результате осуществления проекта будут формироваться: 

- умение планировать свою работу;

- ответственность за работу;

- дисциплинированность;

- коммуникабельность;

- психическая и физическая готовность к работе;

- творческая активность.

      Выбор темы проекта

      Изучение история  развития русской одежды

      Моделирование

  • Анализ задумки (Создание эскиза будущего изделия)
  • Создание основы
  • Внесение  изменений и дополнений
  • Изготовление образца
  • Пошив самого изделия

Выбор материала  для работы

Изготовление  изделия

Защита готового изделия и оценка работы

Результат работы над проектом

  • - конкретный продукт;
  • - собранная информация;
  • - ход мыслительной деятельности;
  • - найденный конструктивный замысел;
  • - появившиеся и отвергнутые варианты решения проблемы;
  • - приобретенные знания и умения.

Цель работы над такими проектами — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обусловлена ещё и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и желанию, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

    Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

По этому же принципу построена экзаменационной работы в 11 классе. В III и  IV четвертях учащиеся начинают готовить свой проект. Выбирают изделие, обосновывают этот выбор, моделируют, выполняют пошив, защищают его.

Защита проекта — итог работы над ним. Она проводится в составе всей подгруппы с приглашением администрации, учителей, которые оценивают изделия по 5-ти бальной системе. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ своей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша главная цель – адаптировать учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.

Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности, что является последующим этапом обучения  в ПУ.

Таким образом, проектная деятельность на уроках трудового обучения для учащихся коррекционных школ не только дает школьникам возможность получить профессиональные навыки и умения, но является одной из форм успешной адаптации в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.                     В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

«Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с ОВЗ»

   Новое время ставит перед нами новые цели.Теперь ребенок должен научить не только читать, считать и писать.Ему должны привить группы новых умений. Речь идет об БУД (Базовые учебных ...

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...

Выступление на семинаре на тему: «Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»

Актуальной  проблемой современной  жизни  являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации.  Правильное поведение нередко спа...

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому являетс...

Рабочая программа образовательной деятельности для обучающихся дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023 - 2024 учебный год

Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО), а также с...

Методические рекомендации для педагогов "Использование проектной деятельности для вовлечения семей,воспитывающих детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)"

спользование проектной деятельности для вовлечения семей воспитанников с ОВЗОрганизация воспитательно - образовательного процесса в детском саду с учетом современных инновационных условий тр...