картотека игр с песком
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
в этой картотеке собраны все игры с песком на развитие психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 580.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад Теремок»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы
имени Михаила Кузьмича Овсянникова с.Исаклы
муниципального района Исаклинский Самарской области
Картотека игр с песком
на развитие психических процессов детей дошкольного возраста
Составила:
Педагог-психолог
Астафьева Л.А.
с.Исаклы, 2019
Игры с песком на развитие внимания
Игра «Отгадай загадку»
(Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки).
Взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем
загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы
отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать
в песке эту фигурку.
Игра «Рисуем палочкой»
Педагог предлагает ребенку порисовать на песке палочкой.
(Для усложнения задачи можно читать стихотворение, ребенок рисует картину по этому стихотворению).
Такое занятие способно заинтересовать ребенка, успокоить.
А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и воображение.
«Страна слов»
На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.
«Сапер»
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
«Мое имя»
В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.
«Разложи и запомни»
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.
«Что я закопала в песок?»
Воспитатель показывает 7-8 игрушек, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается.
Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.
Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.
Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.
«Где спрятана игрушка?»
Сделать из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева».
Ребенок ощупывает фигуру, а потом описывает ее.
«Пара рукавичек»
Педагог рисует рукавичку, украшает ее различными предметами (бусинами, ракушками, пуговицами и т.д.). Ребенок должен нарисовать и украсить свою рукавичку так, чтобы получилась пара.
«Послушай и напиши»
Педагог читает слова, в которых есть один и тот же звук. Ребенок должен определить звук и написать на песке палочкой или «насыпать» букву песком. (Например: Найдите общий звук в словах
“Машина”, “Музыка” и “Мак”)
Нравится детям игра «Мой город».
Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки.
Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Песочный телеграф
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
Можно разбить детей на две команды. Тогда взрослый посылает «сообщение» то одной, то другой команде и следит, чтобы телеграммы были переданы без ошибок. В этом случае игра приобретает элементы соревнования.
Когда дети освоят «чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах, можно перейти к рисованию цифр и букв. При этом необязательно, чтобы дети уже знали все буквы. Достаточно, чтобы они умели повторить за взрослым движения. Потом, когда знак появится на песке, ведущий может сообщить название буквы.
Самым сложным вариантом является вариант, когда в результате передачи знаков должно появиться целое слово из трех-четырех букв: мама, папа, лук, сук, кот, сом, рот, корм и т.п.
«Преврати букву»
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
Игры с песком на развитие памяти
«Запомни и нарисуй»
Педагог рисует картинку, состоящую из 2-3 предметов, предлагает ребенку запомнить. Затем педагог ее стирает, и ребенок рисует точно такую же картинку.
(Например: дом, солнце, дерево.
Затем можно прибавить птичку, бабочку, облачко и т.д.)
«Запомни фигуры и их последовательность»
Педагог выкладывает перед ребенком картинки или геометрические модули в любой последовательности. Задача ребенка запомнить, после того как педагог убирает картинки (фигуры), ребенок по памяти их рисует в той же последовательности.
«Цифры»
Педагог начинает говорить цифры, начиная с трех. Прослушав, ребенок пишет их на песке.
(Педагог увеличивает количество цифр, которые должен запомнить ребенок)
«Картинки»
Ребенок рассматривает 5 картинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен нарисовать на песке предмет, изображенный на картинке.
(Например: стол, груша, стакан, шапка, банан)
«Найди игрушки»
Педагог вместе с ребенком закапывает каждую игрушку в песочную кучку. Ребенок должен запомнить, в какой кучке, какая игрушка и на следующем занятии вспомнить.
«Кто в песке?»
Педагог выставляет игрушки небольших животных на столе в один ряд. Ребенок должен запомнить их. Затем ребенок отворачивается, а педагог засыпает песком одну игрушку. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто в песке?»
«Песочные строители»
Педагог: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Нарисуй нужную фигуру.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы.
Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
«Повтори»
Педагог на своем столе с песком по всей поверхности раскладывает фишки разных геометрических фигур. Ребенок запоминает и раскладывает на своем столе точно так же.
(Например: красный круг - в левом верхнем углу; синий квадрат – в нижнем левом углу; желтый круг – по середине и т.д.)
«Солнышко»
Предложить ребёнку нарисовать солнышко при этом проговорить потешку:
Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать –
Раз, два, три, четыре, пять
После того как ребёнок выполнит задание предложить ему назвать слова похожие на слово «солнце»
(Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух.
Можно предложить искать другие однокоренные слова)
«Разноцветная фантазия»
Педагог прячет жетоны в песке, дети по очереди достают жетон и подбирают существительные, обозначающие предметы данного цвета.
(Например, ребёнку попался жетон белого цвета, он называет слова: снег, мел, сахар, соль и т.д.)
«Веселая гусеница»
Педагог выкладывает гусеницу из разноцветных крышек, начиная с трех. Ребенок запоминает и выкладывает свою гусеницу в той же цветовой последовательности, как и педагог. Затем гусеница будет выкладываться из 3,4,5 крышек.
Игры с песком на развитие мышления
«Один-много»
Педагог прячет игрушки или картинки в песке, ребёнок должен достать любую из них назвать в единственном числе, а затем во множественном.
(Например: «Огурец - огурцы, стул -стулья, ложка-ложки»)
«Чьё всё это?»
Детям предлагается достать из песка фигурку любого из животных, после этого задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом.
Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
(Например: корова – коровий, коровье, коровья, коровьи)
«Рыбка»
Педагог загадывает ребёнку загадку: « В воде она живёт,
нет клюва, а клюёт». Ребёнок должен отгадать загадку и нарисовать отгадку.
После этого поговорить с ребёнком о том какие ещё есть рыбы (морские, пресноводные), где они живут и т.д. затем предложить самостоятельно нарисовать известных рыб.
«Сотри лишнее»
Педагог рисует на песке три объекта – геометрические фигуры, простые предметы, легко узнаваемые по очертаниям, например, лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд.
(Например: лист-цветок-дерево).
«Дорожка из счётных палочек»
Педагог дает ребенку счетные палочки и указывает направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик;
2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк;
2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка.
Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
«Рассели по квартирам»
Педагог рисует на столе с песком многоквартирный дом. Затем дает задание ребенку расселить всех животных по их квартирам.
(Например: зайка живет на втором этаже во второй квартире справа и т.д.)
«Дорисуй фигуру»
Педагог: дети, посмотрите, сегодня я приготовила для вас «Чудесный мешочек», а в нём….давайте посмотрим, что там лежит?
Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:
Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
Какого цвета?
Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура?
Положи эту фигуру на песок и подумай что можешь дорисовать к своей фигуре чтобы получился рисунок.
Дети выполняют задание, достают другую фигуру и рисуют другой рисунок.
Далее, в самостоятельной игре, дети берут геометрические фигуры по своему выбору.
«Новая квартира куклы Маши»
Педагог: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.
Квартиру кукла Маша получила
И мебель в магазине закупила:
Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол
Занес в квартиру грузчик и ушел.
Куда же мебель расставлять?
На помощь Мишку надо звать.
Медведь откликнулся на зов,
План начертил и был таков.
Одна опять осталась Маша,
И загрустила кукла наша.
Поможем мебель ей расставить,
По плану в комнату поставить.
Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.
«Буквы»
Педагог предлагает ребенку написать букву. Затем ребенок называет слова, которые начинаются на эту букву.
(Можно усложнить задачу и называть слова, в которых эта буква стоит в середине слова)
Игры с песком на развитие восприятия
«Дорисуй фигуру»
Педагог рисует на столе с песком незаконченную фигуру, либо одну половину. Задача ребенка дорисовать ее.
«Рисуем»
Педагог показывает ребенку на картинке различные предметы, ребенок рисует эти предметы на столе. Рисовать можно пальчиком, палочкой, кисточкой.
«Что забыли нарисовать?»
Педагог рисует на столе с песком различные предметы без какой-либо части. Ребенок дорисовывает недостающие детали.
(Например: машина без колес, расческа без зубчика, стол без ножки и т.д.)
«Узоры на песке»
Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Вариант: взрослый рисует на песке, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
(Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.)
«Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
«Кто к нам приходил?»
Ребенок отворачивается, педагог изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал педагог. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
«Подземные жители»
Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
«Цветы наклумбе»
Педагог: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.
Педагог зачитывает стихотворную инструкцию.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
Мы в клумбе три бороздки проведем,
Названия цветов на слоги разобьем!
Два слога в верхнюю сажаем,
Три слога в центре оставляем.
Четыре слога — в третью грядку.
Теперь все вроде по порядку.
Итак, начнем сажать, друзья!
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.
Четырехсложные слова: колокольчик, незабудка, хризантема.
После выполнения задания педагог задает детям следующие вопросы.
1. Опиши цветок по цвету, форме, оттенку.
2. Где чаще всего можно встретить этот цветок?
3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?
Игры с песком на развитие воображения
«Создай узор»
Педагог предлагает ребенку нарисовать узор с помощью конуса, сделанного из картона с небольшим отверстием в его вершине. Затем можно предложить украсить дополнительно различными предметами
(ракушками, пуговицами, камушками и т.д.)
«Рисуем палочкой»
Ребенку предлагается нарисовать на песке палочкой любой рисунок.
«Забавные ладошки»
Педагог предлагает ребенку сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать
изображения.
«Бусы для мамы»
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
«Следы»
Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).
«Волшебные отпечатки на песке»
Педагог и ребенок оставляют отпечатки своих рук на влажном песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.
«Праздник в городе»
Педагог рассказывает историю о сказочном городе.
В одной волшебной стране был большой пребольшой (маленький-премаленький) город. Жители его очень любили и старались, как могли украсить. Скоро в городе будет праздник, и жители объявили конкурс на лучшее украшение и оформление города (улицы, дома, витрины, клумбы).
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
«Ковер-самолет для принцессы»
Педагог рассказывает сказку:
В сказочном царстве принцесса жила,
Очень красива, добра и мила.
Вдруг прилетел огнедышащий змей,
Чтоб на принцессе жениться скорей
И унести в мир страха и тьмы,
Сделать царицей змеиной страны.
Нам надо принцессу от змея спасти,
В заморские страны ее увезти.
Построим, ребята, ковер-самолет
Нашу принцессу он точно спасет.
Педагог предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.
После выполнения задания, ребенку задаются следующие вопросы:
1. Найди и покажи самый маленький круг.
2. Найди и покажи самый большой квадрат.
3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.
5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.
«Необыкновенные следы»
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
«Узор в геометрической фигуре»
Дети выбирают рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составляют узор на песке. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игры с песком
В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравствен...
Картотека игр с песком.
Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста....
Картотека игр с песком
игры с песком...
Картотека игр с песком
Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золотистого песка,Туда вольётся...
картотека игр с песком
картотека игр с песком для младшей группы....
Картотека "Игры с песком и на песке"
Игры для детей дошкольного возраста...
КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ «С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»
КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ«С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»...
Комментарии
Спасибо за материал, добавлю
Спасибо за материал, добавлю в свою копилочку
всегда пожалуйста))
всегда пожалуйста)) обращайтесь)))