Советы воспитателям и начинающим тифлопедагогам в работе с родителями .
консультация по коррекционной педагогике
Материал хорошо подходит для родительского собрания.Изложение материала в форме диалога вопрос-ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pravilno_rassadit_detey_s_narusheniyami_zreniya_v_gruppe.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПРАВИЛЬНО РАССАДИТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ?
ОТВЕТ
Рекомендуется рассаживать детей относительно месторасположения педагога по следующему принципу:
1 ряд — дети с очень низкой остротой зрения (до 0,4);
2 ряд — дети с остротой зрения (от 0,4 до 0,6);
3 ряд и далее — дети с хорошей остротой зрения (от 0,6 до 1,0) .
Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если у ребенка окклюзия правого глаза, то — слева, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 — 3 ряд, а с парезами глазных мышц — по центру в зависимости от остроты зрения.
ЧТО ТАКОЕ ОККЛЮЗИЯ ГЛАЗА?
ОТВЕТ
Окклюзия (закрывание одного из глаз) – основной метод лечения амблиопии (функционального понижения остроты зрения) и косоглазия.
Цель окклюзии при амблиопии — заставить работать плохо видящий глаз и исключить влияние на него закрытого глаза, который подавляет его зрительные впечатления, особенно если этот закрытый глаз видит лучше.
КТО ТАКОЙ ТИФЛОПЕДАГОГ?
ОТВЕТ
Тифлопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей, детей с функциональными нарушениями зрения с учётом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.
В соответствии с Учебным планом специального дошкольногоо учреждения для детей с нарушениями зрения проводит коррекционные занятия по “Развитию зрительного восприятия”, “Социально- бытовой ориентировке”, “Пространственной ориентировке и мобильности”, “Развитию познавательной деятельности”, индивидуальную коррекионную работу.
Консультирует родителей и педагогов по вопросам создания специальных условий воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, подбору наглядного материала, игровых пособий с учётом патологии зрения, внедрению электронных средств обучения в образовательный процесс для детей с нарушениями зрения.
ЧТО ТАКОЕ АМБЛИОПИЯ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗВЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ АМБЛИОПИИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ДОМА?
ОТВЕТ
АМБЛИОПИЯ.
Различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной, которого являются функциональные расстройства зрительного аппарата.
Рекомендации:
— при выполнении заданий на сравнение предметов по величине и размеру у ребенка возникают трудности в определении насыщенности оттенков, светлоты предметов;
— допустимая нагрузка- 10 минут;
— отдых для ребенка — это работа на слух, устное выполнение заданий-10 минут;
— использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, рассматривание картинок;
— использовать трафареты, контурные изображения.
.
КАК ПРОИСХОДИТ СТАНОВЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ?
ОТВЕТ
Становление зрительных функций и уровня развития зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения (от 2 до 3 лет) происходит следующим образом:
2 года — рисует отдельные метки и круговые линии;
— строит башню из 8-9 кубиков.
2 года 2 месяца — находит требуемую картинку в знакомой книге;
— выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Например, «Покажи, что можно есть?», «Покажи, у кого есть ножки?
2 года 4 месяца — среди 10 картинок находит одну «такую же», как показывает взрослый;
— раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в каждую — одного цвета.
2 года 6 месяцев — складывает разрезную картинку аз двух частей;
2 года 8 месяцев — раскладывает предметы по величине (большой — маленький) в две разные коробочки;
— подбирает парные картинки (по цвету, реальным действиям, фотографиям).
2 года 9 месяцев — показывает названные действия на картинках.
3 года — среди 4-5 предметов находит один, соответствующий изображению его характерной части;
— складывает разрезную картинку из четырех частей;
— рисует точки, прямые и закругленные линии.
ЧТО ТАКОЕ МИОПИЯ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ МИОПИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?
ОТВЕТ
Миопия (близорукость)
Аномалия рефракции (лучи не доходят до сетчатки).
Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).
Рекомендации:
— обязательно хорошее освещение;
-нельзя низко наклоняться, беречь спину;
-исключить сильные физические нагрузки (особенно при высокой степени близорукости);
-необходимо укреплять иммунную систему (недостаток витаминов);
-ребенок должен сидеть в передней половине класса, ближе к источнику освещения (окну);
-освещенность поверхности стола – 500 лк., на занятиях по труду, при самостоятельной работе-1500 лк;
— допустимая зрительная нагрузка-10 мин.;
— зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении всего занятия;
— строгое соблюдение режима для занятий на свежем воздухе, закаливание;
— постоянный контроль за осанкой, применение работы, стоя за столом.
ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРМЕТРОПИЯ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ГИПЕРМЕТРОПИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?
ОТВЕТ
Гиперметропия (дальнозоркость). Аномалия рефракции (лучи сходятся за сетчаткой).
Рекомендации:
— возможны физические нагрузки;
— легче смотреть вдаль;
— предметы для демонстрации, работы — крупные, красочные;
— трудно работать в тетради — чаще у доски.
ЧТО ТАКОЕ АСТИГМАТИЗМ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?
ОТВЕТ
АСТИГМАТИЗМ. Рефракция (преломляющая сила) по вертикальным и горизонтальным осям не одинаковая.
Рекомендации:
-дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности.
ПРИ СМЕШАННОМ АСТИГМАТИЗМЕ ребенок неправильно видит форму и величину предмета, поэтому:
-использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;
— ребенок испытывает затруднения при соединении элементов букв, линий на чертежах и рисунках;
— т.к. не видят четко границы парты и других плоскостей — неуклюжи за партой- все роняют, ручки и другие принадлежности.
ЧТО ТАКОЕ КОСОГЛАЗИЕ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ КОСОГЛАЗИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?
ОТВЕТ
КОСОГЛАЗИЕ (девиация).
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси. При косоглазии:
— снижаются зрительные функции,
-отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ),
-замедляется скорость, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира,
— т.к. существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.
СХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
-работать на приподнятой поверхности (подставка);
-необходимо наличие подставок для чтения учебников и текстовых материалов;
-при списывании текст располагать на подставке на удаленном расстоянии.
РАСХОДЯЩЕЕСЯ КОСОГЛАЗИЕ.
Рекомендации:
— работая на столе, на коленях, на полу используя мелкие детали;
— т.к возникают трудности при списывании с доски, использовать индивидуальные карточки;
— развивать слуховое внимание.
ЧТО ТАКОЕ НИСТАГМ? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ НИСТАГМЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?
ОТВЕТ
НИСТАГМ. Патология глазодвигательной системы — качание глаза по вертикали, горизонтали, круговые движения глазом.
Причина: поражение ЦНС.
Рекомендации:
— т.к. нарушена функция взора. недопустимо списывание с доски;
— работать по индивидуальным карточкам, проговаривая текст карточки и комментируя выполнение задания;
-при чтении текста, нижнюю границу строки контролировать с помощью линейки, через рамочку;
— смотреть на иллюстрацию, картину через рамочку, т.к. требуется больше времени на рассматривание из-за пропуска деталей;
-такой ребенок самым первым начинает читать текст вслух, т.к.не может следить за текстом;
— в учебниках и тетрадях должны быть закладки;
— нельзя нервировать ребенка, т.к. учащаются колебания.
ЧТО ТАКОЕ ГЛАУКОМА? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ГЛАУКОМЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?
ОТВЕТ
ГЛАУКОМА. Повышение глазного давления по причине нарушения оттока внутриглазной жидкости.
Рекомендации:
— недопустим резкий эмоциональный всплеск;
недопустимо
— переутомление,
— длительное пребывание в темном помещении,
— резко менять температуру окружающей среды,
— физические нагрузки (наклоны головы и подъем тяжестей),
— место ученика в передней половине помещения,
— освещенность рабочей поверхности-500 лк.,
— необходимо оборудовать рабочее место ребенка автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем),
— допустимая зрительная нагрузка — 10 минут, отдых- 1 минута
( упражнения на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей),
— исключается участие ребенка в экскурсии, занятии на природе в жару, на ярком солнце,
— работать с натуральными изобразительными пособиями без мелкой деталировки,
— подбирать наглядный материал с рельефно-цветовым исполнением,
— при остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия, консультация офтальмолога, тифлопедагога.
ЧТО ТАКОЕ КАТАРАКТА? ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ КАТАРАКТЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ДОМА?
ОТВЕТ
КАТАРАКТА. Помутнение хрусталика.
Афакия – оперированная катаракта (глаз без хрусталика).
Рекомендации:
— иметь две пары очков, лупы, хорошее освещение;
— сидеть в классе во второй половине класса;
— допустимая зрительная нагрузка 10-15 минут;
— отдых) 7-10 минут (работа на слух, устное выполнение заданий);
— использовать демонстрационные приемы (показ таблиц, схем, натуральных пособий);
— для детей с афакией ограничивать физические нагрузки, исключать резкие движения, поднимать тяжести, недопустимы сильные сотрясения тела.
КАК МОЖНО ПРОВЕСТИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?
ОТВЕТ
В домашних условиях можно провести следующие комплексы:
1. Движения глаз в горизонтальном направлении: направо — налево.
2. Движения глазного яблока в вертикальном направлении: вверх- вниз.
3. Круговые движения глаз: по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Интенсивные движения: зажмурить глаза – открыть ( в быстром темпе).
5. Движения глаз по воображаемой линии по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой воображаемой линии перевести глаза вверх
( повторить, но в обратном порядке).
6. Сведение движения глаз к переносице, но предварительно приложить на переносицу указательный палец и посмотреть на него- глаза легко «сводятся».
7. Часто поморгать глазами.
8. РАБОТА ГЛАЗ НА «РАССТОЯНИЕ».
— Подойти к окну,
— Внимательно посмотреть на близкую. Хорошо видимую деталь: ветку дерева ,растущего за окном, на царапину на стекле( можно наклеить на стекло крохотный кружок из цветной бумаги)
— Дать команду: « Сосредоточить, направить взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПОВТОРЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 6 РАЗ В КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ.
связь».
КАК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРНО — ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ?
ОТВЕТ
У детей с нарушением зрения формирование культурно — гигиенических навыков имеет своеобразие. Методической основой их формирования являются совместные действия ребенка и взрослого. Существуют две группы действий:
— Показ
— Выполнение
Показ. Взрослый кладет руки ребенка на свои и медленно выполняет действие. Затем, взрослый берет руки ребенка в свои и вынуждает его выполнять какие-то действия. Для того, чтобы простимулировать активность ребенка, взрослый сознательно замедляет движение своих рук. Ребенок испытывает неудобство и скорее сам стремится закончить действие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Авторская разработка из опыта работы методического пособия для воспитателей и методистов "Перспективное планирование работы с родителями с учетом адаптационного периода в младшей группе"
Предлагаю перспективное планирование в работе с семьей с учетом ФГТ. Очень сложно работать с родителями когда не налажен контакт и начался адаптационный период вновь набранной группы. Большую помощь в...
Консультация для воспитателей «Поликультурный подход при организации работы с родителями в дошкольном учреждении»
Консультация для воспитателей«Поликультурный подход при организацииработы с родителями в дошкольном учреждении»...
Выступление на пед. совете на тему : "Современные подходы к работе с родителями детей дошкольного возраста"
Выступление на пед.совете...
Выступление на педагогическом совете: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. И очень остро встала задача экологического образования населения.Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, пед...
Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.
Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...
Сообщение на педагогическом совете по теме «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»
Сообщение на педагогическом совете по теме «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»...