Средние показатели речевого развития ребенка дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике
Средние показатели речевого развития ребенка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednie_pokazateli_rechevogo_razvitia_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
3 года | |||
Лексика | |||
Количество | Качество | ||
В трехлетнем возрасте происходит интенсивное накопление лексических средств языка. Этот процесс тесно связан с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Знакомясь с предметами и явлениями мира, ребенок запоминает и учится произносить их названия. Соответственно в речи ребенка появляются слова, обозначающие предметы или указывающие на них (существительные и местоимения), действия (глаголы), признаки предметов (прилагательные), признаки действий (наречия). Малыш видит много предметов, сходных по форме и назначению, визуально похожих действий, часто встречающихся в повседневной жизни. При этом ему необходимо уяснить, что названия этих предметов и действий различны: чайник—лейка; фартук—сарафан, коньки—лыжи; тапочки—туфли—ботинки; шьет—вяжет, моет—стирает, пилит—рубит и т. п. | В этом возрасте у ребенка проявляются способности устанавливать смысловые связи между словами, обозначающими предмет и его часть (собака—хвост), животное и его детеныша (кошка—котёнок, курица—цыплёнок), предмет и лицо, которому он принадлежит (сумка — мамина, шапка — Варина) и др. Словарь трехлетнего ребенка только начинает системно организовываться, малышу доступно установление лишь самых простых, очевидных смысловых связей между словами (большой—маленький, кошка— котёнок, мама—дочка, собака — лает, ворона — каркает, сумка — мамина, дождик—зонт и т. п.). | ||
Грамматика | |||
Формоизменение | Словообразование | Синтаксис | |
В возрасте трех лет ребенок осваивает изменение форм глаголов и существительных (в единственном числе), необходимых для передачи в предложении основных логико-смысловых отношений (объектных, атрибутивных, обстоятельственных) наиболее простыми способами. | В этом возрасте производные слова воспринимаются ребенком целостно, как бы «в готовом виде», без разложения на составляющие. Они входят в основной лексикон ребенка наряду с непроизводными словами. Однако в этот период в языковом сознании малыша уже происходит первоначальная группировка сходных случаев: розочка, вазочка, палочка; стульчик, диванчик, бананчик (если нужно назвать маленький предмет); сахарница, хлебница, конфетница (если нужно назвать предмет для хранения определенных вещей); убежал, улетел, унёс, утащил (если нужно обозначить исчезновение предмета). Этот эмпирический материал в дальнейшем будет являться базой для формирования в сознании ребенка различных словообразовательных моделей. | В этот период активно усваиваются простые синтаксические конструкции, позволяющие выразить актуальные для ребенка ситуации: Кошка спит; Коля ест кашу; Папа пилит пилой; Киса на диване; Я не буду суп; Мне холодно и т. п. |
Фонетика (3 года) | |||
Фонематический слух | Звукопроизношение | Слоговая структура слова | Звуковой анализ и синтез |
Трудности различения фонем, из-за чего у ребенка наблюдается использование в речи звуков-заместителей (субститутов). Трехлетний ребенок способен произвольно дифференцировать гласные звуки, гласные и согласные, акустически контрастные согласные (например, сонорные—шумные или фрикативные—взрывные). | В трехлетнем возрасте ребенок овладевает произношением наиболее простых с точки зрения артикуляции и акустики звуков, в первую очередь так называемых звуков раннего онтогенеза (гласные — а, о, у, и, ы, согласные — к—г—х; п—б—м; ф—в; т—д—н; с—з). Характерной особенностью звукопроизношения детей этого возраста является использование в речи звуков-заместителей (субститутов), например мягких вариантов: д’, т’, н’, с’, ц’, л’ (нядя вместо надо; тяпоцьки вместо тапочки; сяньки вместо санки), или замена звуков, сходных по артикуляции: т вместо с (Тоня вместо Соня); т вместо т’ (тота вместо тётя); б вместо в (Баля вместо Варя) и т. п. Это происходит вследствие несовершенства артикуляционной моторики трехлетнего ребенка и трудностей различения фонем. | Ребенку доступно воспроизведение ритмической структуры и интонационного контура одно-, дву- и трехсложных слов, имитация побудительной, вопросительной и повествовательной интонации. |
4 года | |||
Лексика | |||
Количество | Качество | ||
Расширение жизненного пространства и круга общения ребенка четырехлетнего возраста влечет за собой пополнение его словарного запаса за счет менее частотной лексики и увеличения количества тематических групп в целом. | Речевой опыт и когнитивные возможности ребенка позволяют ему устанавливать более сложные связи между лексическими единицами, у него появляется способность различать предметы или действия, опираясь на наиболее существенные, отличительные их признаки (например, стул и табурет различаются прежде всего наличием/отсутствием спинки, а удочка и сачок — формой и назначением; шить и вязать — орудием действия (игла или спицы) и др.). В этом возрасте ребенок способен установить связи не только между словами, обозначающими предмет и его часть (велосипед—руль, воротник—пальто), взрослых животных и их детенышей (лошадь—жеребёнок), но и между словами, обозначающими членов одной «семьи» (бабушка—внучка; курица—петух, курица—цыплёнок), осознав их «статус» по отношению друг к другу (курица—петух—цыплята; мама—папа—бабушка—дедушка—внук—внучка—брат—сестра), и др. | ||
Грамматика | |||
Формоизменение | Словообразование | Синтаксис | |
В четырехлетнем возрасте происходит активное усвоение падежной системы языка и системы глагольных окончаний. Прагматически ценными для ребенка этого возраста являются глагольные и предложно-падежные формы, позволяющие выразить самые разнообразные смысловые отношения в предложении. | В четырехлетнем возрасте продолжается знакомство со словообразовательными моделями языка на более высоком уровне осознания. Арсенал языковых средств пополняется словами с суффиксами: -онок, ёнок (слонёнок, медвежонок); ниц (сахарница, хлебница, мыльница; учительница); ник (чайник, кофейник; дворник, лесник), приставками: при, пере, за, вы, от (прибежал, перепрыгнул, зашёл, выбежал, открутил) и мн. др. Однако в этот возрастной период ребенок пока не способен к категоризации большинства словообразовательных морфем. Едва ли не единственными словообразовательными морфемами, которые ребенок этого возраста может дифференцировать по функциональному признаку, являются морфемы онок/ёнок, используемые для образования названий детенышей животных, и морфемы при, у, участвующие в образовании глаголов движения (прибежал—убежал, прилетел—улетел). Выделение в слове морфемы и присвоение ей определенного значения позволяет ребенку применить эту морфему для образования слов по аналогии, что на первых порах часто провоцирует ошибки типа: курёнок вместо цыплёнок или скрипист вместо скрипач. На основе наблюдений за морфологически однотипными словами ребенок учится вычленять из них те элементы, которые вносят что-то общее в их смысл, что позволяет объединять такие слова в определенные группы. | В этот возрастной период работа по формированию словоизменительных навыков продолжается на основе более сложных синтаксических конструкций с однородными подлежащими и сказуемыми, а также с обстоятельствами места, времени, косвенными дополнениями и согласованными определениями. |
Фонетика (4 года) | |||
Фонематический слух | Звукопроизно-шение | Слоговая структура слова | Звуковой анализ и синтез |
В возрасте четырех лет совершенствуется фонематический слух. У ребенка появляется способность к более тонкой дифференциации звуков. Например, он может произвольно дифференцировать твердые и мягкие согласные, губные звуки между собой. | В этом возрасте ребенок овладевает произношением шипящих звуков ш—ж. | Артикуляционные возможности ребенка позволяют ему овладеть произношением слов более сложной звуковой и слоговой структуры (например, слов, состоящих из закрытых и открытых слогов, или слов со стечением согласных в начале или в конце типа стол, стакан, мост и др.). |
5 лет | |||||
Лексика | |||||
Количество | Качество | ||||
В пятилетнем возрасте словарный запас ребенка активно пополняется за счет лексических единиц тематических групп, относящихся к периферийным функционально-семантическим полям. В этот период в тематические группы включаются лексические единицы (лексемы), семантическая структура которых отличается более тонкими дифференциальными признаками. Так, например, наряду со словами туфли, тапочки, сапоги, ботинки, обувать, застёгивать/расстёгивать, чистить, мамина, папина, грязная, чистая лексикон ребенка обогащается словами босоножки, сандалии, обуваться, уличная, мужская, женская, детская, дорогая, дешёвая, удобная, любимая (обувь) и т. п. | В этот период ребенку доступно установление более сложных смысловых связей между лексическими единицами: антонимических (горячий—холодный), паронимических (корка—горка, мыльница—мелница) и др. В это же время в лексикон ребенка вводится расширенная номинация предметов: «наземный транспорт», «воздушный транспорт», «водный транспорт», «полевые цветы», «перелетные птицы», «водоплавающие птицы», «верхняя одежда», «домашняя одежда», ребенок способен осознать такое явление, как семантическая сочетаемость/несочетаемость слов (накладывать сок, тихо кричать) и др. | ||||
Грамматика | |||||
Формоизменение | Словообразование | Синтаксис | |||
Идет активное усвоение грамматических норм родного языка. Ребенок уже овладевает системой форм глаголов продуктивных классов, усвоение же формоизменительной парадигмы непродуктивных групп глаголов, безусловно, вызывает затруднения. Например, щекотать —щекочу, привязать—привяжу, и др. Как правило, к этому возрасту ребенок уже овладевает продуктивными моделями образования форм множественного числа сущ-х, трудности представляют непродуктивные формоизменительные модели типа стул—стулья или формы мн.ч. существительных м.р. и ср.р., требующие изменения основы и/или смещения ударения: дятел—дятлы—дятлов, ведро—вёдра—вёдер. В этот период происходит дальнейшее освоение предложно-падежной системы языка. Ребенок активно осваивает предложно-падежные конструкции, которые выражают более сложные логико-смысловые отношения. Например, предложно-падежные конструкции с сущ. в Р.п. — с предлогом с (со) (грамматическое значение — отправная точка движения: Сосулька упала с крыши; Кошка спрыгивает со стула) или предложно-падежные конструкции с сущ. в Т.п. — с предлогом над (грамматическое значение —местонахождение предмета: Чайки летают над водой). | В этом возрасте происходит активное усвоение словообразовательной системы языка. Ребенок знакомится с различными типовыми словообразовательными моделями: существительные с суффиксами ист, ач, ник, щик, чик (гитарист, скрипач, дворник, лётчик, барабанщик); существительные с суффиксами ниц, ник (хлебница, бумажник, учительница, дворник); прилагательные с суффиксами ов, н, образованные от существительных без изменения и с изменением основы (берёзовый, лимонный, клубничный, мясной); глаголы с приставками за, вы, пере, от, при (залетел, вылетел, и т.д.). На основе обобщения морфологически однотипных слов (моделей) ребенок способен самостоятельно применить тот или иной способ словообразования к аналогичным случаям: сахарница, хлебница, конфетница — значит, можно и таблетница или карандашница. Однако наряду с продуктивными словообразовательными моделями: сахарница, монетница, резиновый, пуховый, которые ребенок активно осваивает в этот период, он сталкивается и с непродуктивными: солонка, маслёнка, клюквенный… трудности в обобщении морфем по функциональному признаку. | Арсенал языковых средств ребенка также пополняется за счет введения в его речевую практику сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. | |||
Фонетика (5 лет) | |||||
Фонематический слух | Звукопроизношение | Слоговая структура слова | Звуковой анализ и синтез | ||
Фонематический слух ребенка пятилетнего возраста позволяет ему различать по акустическим и артикуляционным признакам практически все звуки. Ребенок способен произвольно различать на слух гласные и согласные звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Определенные трудности вызывает произвольное различение аффрикат между собой, а также аффрикат и входящих в их состав звуков. | Фонетические навыки ребенка этого возраста совершенствуются за счет овладения словами более сложной звуковой и слоговой структуры: ребенок способен произносить слова и словосочетания с оппозиционными согласными звуками (железо, стишок, занавеска, темные тучи, синяя щётка). | Ребенок способен произносить двусложные, трехсложные и четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, слова со стечением согласных типа: карман, старушка, фломастер. | В этом возрасте ребенку становится доступным понятие «звук» как абстрактная единица, как символ или знак; он способен к выполнению операции звукового анализа слов: выделению звука в слове и определению его местоположения. |
6 лет | |||
Лексика | |||
Количество | Качество | ||
Словарный запас ребенка шестилетнего возраста состоит из лексических единиц самых разнообразных тематических групп и активно пополняется за счет «периферийных» слов, относящихся к малоупотребительной лексике. Семантическая структура большинства слов осваивается в полном объеме: ребенок овладевает всеми компонентами значения слова (денотативным, сигнификативным и коннотативным) в их совокупности. | Когнитивные возможности ребенка, а также накопленный речевой и жизненный опыт позволяют ему устанавливать самые разнообразные связи между лексическими единицами. У него появляется способность осознать достаточно сложные языковые явления, например многозначности слов или синтаксической синонимии. Будущему школьнику становится по силам справиться с такими трудными задачами, как установление связи между однокоренными словами (снег—снегокат—снежинка—снегурочка), синонимами (лётчик—пилот, старый—ветхий), омонимами (норка — животное и жилище), разобраться в тонкостях семантической (вечерние прогулки / вечернее утро) и лексической (стадо коров / табун овец) сочетаемости/несочетаемости слов и др. | ||
Грамматика | |||
Формоизменение | Словообразование | Синтаксис | |
В шестилетнем возрасте ребенок активно осваивает падежную парадигму существительных м.р., ж.р. и ср.р. во мн. числе (карандаши — карандашей — карандашам — карандаши — карандашами — о карандашах; розы (мыши) — роз (мышей) — розам (мышам) — розы (мышей) — розами (мышами) — о розах (мышах); вёдра — вёдер — вёдрам — вёдра — вёдрами — о вёдрах). В этот период идет активное освоение конструкций, в которых полные прилагательные и порядковые числительные согласуются с существительными в роде, числе, падеже (дом из красного кирпича, платье из красной ткани; первое письмо, в третьем письме; красный шар — красного шара — красному шару…; красная шапка — красной шапки ... красную шапку ... о красной шапке; красное платье — красного платья — красному платью...; красные карандаши (пуговицы) — красных карандашей (пуговиц) — красным карандашам (пуговицам) — красные карандаши (пуговицы) — красными карандашами (пуговицами) — о красных карандашах (пуговицах) и т. п.). Определенную трудность представляет согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (медвежий хвост — медвежья лапа — медвежье ухо; львиный хвост — львиные лапы; лисий дом — из лисьего меха — к лисьему носу — лисьим хвостом — о лисьем хвосте и т. п.), а также согласование количественных числительных с существительными (два мяча — пять мячей; семь роз; шесть баклажанов). К шестилетнему возрасту ребенок осваивает падежи в основных грамматических значениях и синтаксических функциях, он способен усвоить производные предлоги из-за, из-под со значением исходной точки движения: вылез из-под дивана, выглянул из-за шкафа; со значением причины: не гуляли из-за дождя и др. | В старшем дошкольном возрасте активизируется словообразовательная деятельность ребенка, она приобретает осознанный характер. Ребенок осваивает менее типичные словообразовательные модели (например, образование относительных или притяжательных прилагательных с изменением основы: песок—песчаный, медведь—медвежий), знакомится с образованием слов путем сложения основ: лесоруб, мышеловка, двухчасовой. В этот возрастной период активно формируются навыки анализа и обобщения таких языковых явлений, как многозначность слов, связь между родственными словами, лексическая, морфологическая и синтаксическая синонимия, сравнительные обороты и мн. др. | Осознание ребенком этого возраста более сложных субординативных отношений между явлениями окружающего мира позволяет ввести в арсенал языковых средств сложноподчиненные предложения с придаточными времени, определительными, причинно-следственными. В этом возрасте ребенок способен к трансформации синтаксических конструкций: накопленные за предыдущие годы языковые средства позволяют ему реализовывать свое коммуникативное намерение разными вербальными способами. |
Фонетика (6 лет) | |||
Фонематический слух | Звукопроизношение | Слоговая структура слова | Звуковой анализ и синтез |
К шестилетнему возрасту ребенок способен различить на слух все звуки родного языка. Он без труда произвольно дифференцирует не только глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, но и аффрикаты между собой (ц—ч), аффрикаты и входящие в их состав звуки (ц—с, ч—т’, ч—ш), а также мягкие шипящие и свистящие (щ—с’, ч—с’). | Фонетические навыки ребенка совершенствуются за счет овладения словами более сложной звуковой и слоговой структуры. | Владение сложными слоговыми структурами | Когнитивные возможности ребенка позволяют ему производить фонологический анализ слов различной слоговой структуры не только на элементарном уровне (начало, конец, середина слова), но и на более высоком уровне (определение количества и последовательности звуков в слове) |
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт специального образования и комплексной реабилитации
Кафедра логопедии
Самостоятельная работа
по дисциплине «Логопедические технологии обследования и коррекции нарушений речи»
на тему: Средние показатели речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Выполнила:
студентка 202 группы
Галкина Е.Ю.
Проверила:
Кандидат педагогических наук, доцент Безрукова О.А.
Москва 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений в процессе речевого развития ребенка дошкольного возраста.
этапы формирования лексико-граматических представлений у детей дошкольного возраста...
доклад из опыта работы по теме "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Опыт работы педагога по театрализованной деятельности...
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основн...
Мнемотехника в познавательно-речевом развитии ребенка дошкольного возраста
Современная развивающая технология мнемотехника специально разработана для развития памяти. Мнемотехника – искусственн...
Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....
Статья "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста"
Информация для родителей о развитие речи ребенка....
Педагогический совет на тему: «Коммуниативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста»
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступ...