«Коррекционно – воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта».
статья по коррекционной педагогике
Статья на тему: «Коррекционно – воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_4.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта
Развитие речи глубоко умственно отсталых дошкольников происходит в общении со взрослым, через организацию совместной с ним деятельности, посредством овладения действиями с предметами, игрушками. К активной речи ребенок перейдет тогда, когда у него накопятся необходимые впечатления и возникнет потребность что-то сказать. Педагог стремится вызвать у ребенка к окружающим предметам, игрушкам эмоциональное отношение, привлекает к ним его внимание и постепенно включает предметы в совместные манипуляции, тем самым обеспечивая знакомство с ними и их свойствами. Наличие коммуникативного фактора — эмоционального отношения к объекту, обращенной к ребенку речи, взаимодействия со взрослым — обусловливает возникновение речи у дошкольника и ее дальнейшее развитие.
Занятия по развитию речи с тяжело умственно отсталыми детьми дошкольного возраста должны тесно переплетаться с занятиями по ознакомлению с окружающим, с одной стороны, и занятиями по овладению действиями с игрушками, предметами окружающего мира — с другой.
Начальный этап обучения и воспитания детей можно рассматривать как довербальный, подготовительный этап к возникновению речи. Важно, чтобы дети в это время как можно больше слышали речь взрослого. Необходимо формировать у ребенка активную реакцию на вербальное обращение, умение сосредотачивать внимание на обращенной к нему речи, желание взаимодействовать со взрослым, умение выполнять простую вербальную инструкцию взрослого.
Обучая детей речи, педагог должен стремиться к тому, чтобы они не только умели произносить слова, но и осмысливали их, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов. Речь должна быть
наполнена предметным содержанием. Дети учатся соотносить реальный предмет с изображением, выделять его из числа других предметов, а также показывать и называть действия бытового характера. Педагог рассказывает небольшой эпизод из детской жизни или сказку, привлекая к участию в этом детей, которые, подражая педагогу, движениями и жестами изображают животных, предметы быта, явления природы и др.
Каждая сказка проживается детьми, начиная от непосредственного восприятия пересказа педагога, обыгрывания ее с помощью игрушек до изображения ее персонажей и событий самими детьми.
Работа по вызыванию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. Безречевые дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании такой эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий, которая вызывала бы у них живую реакцию и речь. Хорошо использовать такие игры, в которых речь выступала бы как необходимый элемент. Например, дети по условию игры должны позвать кого-либо («зайку», куклу Лялю, одного из детей). На предложение педагога позвать «зайку» («пусть он нам попляшет») дети зовут его, кто как умеет, но стараются говорить все. Если позвали плохо, педагог говорит: «Плохо звали, зайка не слышал, позовем еще раз». Наконец, «зайка» скачет к детям и пляшет в кругу под пение педагога, дети при этом хлопают в ладоши. Игра всегда вызывает интерес и радость у детей, они стараются хорошо выполнять свои роли, стараются говорить.
В дальнейшем детей следует научить умению наблюдать жизнь окружающего мира (смену погоды, жизнь растений, поведение животных и птиц, игры и занятия детей, работу взрослых). Обычно наблюдения проходят в виде организованных занятий — экскурсий. Дети приучаются смотреть, рассматривать, сравнивать, эмоционально реагировать на происходящее. Все, что смогли увидеть и запомнить дети, обсуждается на занятиях. В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу. У детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...
"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий....
ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является одним из неотъемлемых факторов повышения эффективности просвещения и развития детей...
Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...
Применение ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Постепенно использование электронных средств обучения (ЭСО) входит и в систему дошкольного образован...
Практико-ориентированный проект «Использование QR-технологии как средство вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Практико-ориентированный проект «Использование QR-технологии как средство вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»...