Статья на тему: "Профилактика дискалькулии (нарушение счетных навыков) у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования "
статья по коррекционной педагогике
Современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику. С точки зрения личностно-ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного, личностного потенциала школьника, его способностей к усвоению различных знаний. Одной из важнейших предпосылок к школьному обучению является определенный уровень сформированности элементарных математических представлений.Обучение дошкольников должно предусматривать не только сообщение знаний, формирование навыков и умений, но в первую очередь, развитие умственных способностей и познавательных интересов, которые во многом определяют его успешность обучения в школе.
Именно формированию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики.Счет и счетные операции являются одним из видов интеллектуальной деятельности и, в частности, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_diskalkulii.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Семененко Елена Анатольевна
учитель-логопед ГБОУ СОШ №18
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
Профилактика дискалькулии (нарушение счетных навыков) у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования
В последнее время возрастает интерес к проблемам математического образования. Это связано с тем, что высокий уровень развития математики является необходимым условием подъема и эффективного развития ряда важнейших областей знания. Образовательная программа по математике рассчитана на развитие вариативности мышления и умение вырабатывать стратегии, позволяющие прийти к нужному решению.
Современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к школьнику. С точки зрения личностно-ориентированной направленности акцентируется внимание на развитие познавательного, личностного потенциала школьника, его способностей к усвоению различных знаний. Одной из важнейших предпосылок к школьному обучению является определенный уровень сформированности элементарных математических представлений.
Обучение дошкольников должно предусматривать не только сообщение знаний, формирование навыков и умений, но в первую очередь, развитие умственных способностей и познавательных интересов, которые во многом определяют его успешность обучения в школе.
Именно формированию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Математический стиль мышления отличается четкостью, расчлененностью, точностью и логичностью (Л.С. Метлина). Счет и счетные операции являются одним из видов интеллектуальной деятельности и, в частности, мышления (Т.В. Тарунтаева).
Ознакомление детей с численными характеристиками пространства и времени –это организованный процесс наглядно-образного мышления, который является основой для развития предпосылок логического мышления. Таким образом, решение задач на установление временных и пространственных связей, количественных отношений будет способствовать интеллектуальному развитию дошкольника. Движущей силой психического развития, по словам Л.С. Выготского, является обучение, которое необходимо рассматривать как процесс активного взаимодействия и общения ребенка с окружающим миром. По мнению М. Монтессори, образование – не столько ответственность педагога, сколько естественный процесс развития ребенка, который происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет сбой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде.
Ряд исследований подтверждают исключительную важность осуществления коррекционной работы, направленной на формирование у дошкольников математических представлений (Л.Б., Баряева, Е.А. Екжанова, Г.М. Капустина, М.Л. Чуркина и др.), т.к. данная работа имеет огромное значение для дальнейшей социализации детей с ОВЗ. Исследователями доказано, что у ребенка, овладевшего математическими представлениями успешнее происходит социализация. Кроме того, поэтапное, планомерное развитие математических представлений оказывает коррекционное воздействие на наиболее слабые стороны психики детей. При овладении математическими понятиями происходит развитие и совершенствование таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение, классификация, абстракция и др., таким образом, развитие математических представлений содействует развитию мыслительных операций, психических процессов, а, следовательно, и всей познавательной деятельности в целом.
Уже в младенческом возрасте и раннем детстве психологические новообразования возникают чрезвычайно интенсивно. За короткий срок ребенок фактически преодолевает многовековой путь математического развития человечества и оказывается способен к знаково-символическому отражению математических представлений и преобразованию окружающего мира. Таким образом, можно говорить об особой роли математического развития детей дошкольного возраста в наиболее сензитивный период детства.
Успешное овладение математическими представлениями во многом зависит:
- от особенностей сенсорного развития детей, умения выделять свойства предметов, сопоставлять и систематизировать эти предметы на основе выделенных свойств: цвет, величина, форма, основные пространственные, временные и количественные отношения;
- от уровня сформированности пространственных отношений: умения различать направления «вверх», «вниз», «направо», «налево», умения определять расположение предметов относительно друг друга;
- от уровня развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, обеспечивающих усвоение графических изображений букв и цифр, овладение буквенной и цифровой символикой в процессе письма;
- от уровня развития речи.
Для проводимой коррекционной работы по профилактике дискалькулии значимо понимание того, что педагогическая система формирования элементарных математических представлений у детей с ОВЗ должна базироваться на комплексном подходе к обучению, который предполагает формирование элементарных математических представлений в тесной взаимосвязи с обучением другим видам деятельности. Т.е. взаимодействие содержания логопедической работы и образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и«Художественно-эстетическое развитие». Содержание указанных образовательных областей в дошкольном возрасте рекомендуется реализовывать в различных видах деятельности. Прежде всего, как ведущие выделены - игровая деятельность, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы.
Проявления речевых нарушений при РАС многообразны: мутизм (отсутствие речи); эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом); большое количество слов – штампов и фраз – штампов; отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); позднее появление в речи личных местоимений, их неправильное употребление; нарушение семантики; нарушения грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи. Речевые расстройства, будучи в значительной мере следствием нарушения общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающими.
Профилактика дискалькулии
- Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
- Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
- Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
- Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
- Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Тема: «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприят...
Статья на тему: " Профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья посвящена проблеме агрессивного поведения дошкольника. В ней представлены рекомендации для родителей и игры на стятие агрессивного поведения...
Статья на тему «Профилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и п...
Консультация для педагогов "Особенности развития игровых навыков у детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения"
В кнсультации отражены особенности игровой деятельности у разных категорий детей ОВЗ.Даны рекомендации педагогам по развитию игровой деятельности у детей. с ОВЗ....
Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников с задержкой психического развития
Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. успешное овладение счётом и счётными операциями является одним...
Статья.Реализация ФГОС в условиях дошкольного образования.
Статья о реализации ФГОС в условиях дошкольного образования...
Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...