Статьи
статья по коррекционной педагогике

Байбулатова Анфиса Нурисламовна

Перечень опубликованных статей:

1.     Байбулатова А.Н. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ссылка: http://sispp.ru/npm_current/?fest_id=19975

2.     Байбулатова А.Н. Итоги IV Международного конкурса профессионального мастерства «Профессиональная помощь логопеда и психолога». Ссылка: https://emc21.ru/itogi-iv-mezhdunarodnogo-konkursa...

3.     Байбулатова А.Н. Программа по предшкольной подготовке «Будущий первоклассник». Ссылка: http://edu-time.ru/publications/2016-december.html

4.     Байбулатова А.Н. Основные направления психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Ссылка: http://edu-time.ru/publications/2016-december.html

5.     Байбулатова А.Н. Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы с дошкольниками в МБДОУ «ДС «Непоседы» г. Муравленко. Ссылка: http://www.journal-preemstvennost.ru/2016/04/07/p359-369/

6.     Байбулатова А.Н. Конспект занятия в старшей группе по теме: «Человек. Части тела. Ссылка: http://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3062

7.     Байбулатова А.Н. «Обеспечение социальных гарантий детей-инвалидов и детей с ОВЗ  в МБДОУ ДС «Непоседы». Ссылка: http://narodjournal-preemstvennost.ru/2017/03/04/p102-111/

8.     Байбулатова А.Н. Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности и платной образовательной услуге. Ссылка: http://www.maam.ru/detskijsad/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnaja-programa-socialno-pedagogicheskoi-napravlenosti-i-platnoi-obrazovatelnoi-usluge.html

9.     Байбулатова А.Н. Проект «Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии

10.  в работе учителя-дефектолога с детьми 5-7 лет». Ссылка: https://emc21.ru/itogi-iii-mezhdunarodnogo-konkursa-professionalnogo-masterstva-professionalnaya-pomoshh-logopeda-i-psihologa/

11.  Байбулатова А.Н. Обеспечение социальных гарантий детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС «Непоседы» //Сборник научных трудов VIII международной научно-практической конференции «Современный ребенок и общество». 2018. С. 56. http://векторнауки.рф/data/prod/sro-8.pdf

12.  Байбулатова А.Н. Обеспечение социальных гарантий детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС «Непоседы» //Преемственность в образовании, народный педагогический журнал: Инновационные процессы и перспективы Российского образования. 2017 № 4 С.102-111.Ссылка:https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-sot...

13.  Байбулатова А.Н. Применение су-джок терапии и кинезиологических упражнений для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста //Преемственность в образовании, народный педагогический журнал: Дифференцированный подход к сопровождению различных категорий обучающихся в образовательном пространстве современного образовательного учреждения. 2016 №3. С. 381-385.Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-su-dz...

14.  Байбулатова А.Н. Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы с дошкольниками в МБДОУ «ДС «Непоседы» // Преемственность в образовании: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Модернизация образования и векторы развития современного поколения». 2016. С. 359-369.Ссылка:https://elibrary.ru/item.asp?id=25810878

15.  Байбулатова А.Н. Применение су-джок терапии и кинезиологических упражнений для коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста //Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27 июня 2016 г. /отв. ред. Е.Л. Сорокина - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. С. 8-10. Ссылка:https://docplayer.ru/64156956-Nauka-i-socium-mater...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Байбулатова Анфиса Нурисламовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Непоседы» города Муравленко, учитель-дефектолог

Организация игрового пространства детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Аннотация

Статья посвящена созданию коррекционно-развивающих условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников в дошкольном образовательном учреждении.

Описаны игровые технологии, успешно применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи учителем-дефектологом в освоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Ключевые слова: дети - инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нарушения, отклонения развития, особые образовательные потребности, помощь, индивидуальные особенности, особые образовательные потребности, коррекционно-развивающая работа.

Актуальность. На современном этапе развития российского образования, в период модернизации его нормативно-правовой базы и широкого распространения инклюзии, приоритетной задачей является создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с нарушениями развития. Особенно актуальной эта задача становится в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО, далее по тексту Стандарт). Так как Стандарт во многом направлен на создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в соответствии с их особыми образовательными потребностями [5; 6; 13].

        Особые образовательные потребности - это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. Психолого-педагогическое вмешательство в раннем дошкольном периоде позволяет в значительной мере помочь детям в преодолении трудностей в развитии.

В течение столетий по поводу идей и теории Ф. Фребеля о воспитании человека исследователи высказывали часто противоположные точки зрения, критикуя или поддерживая различные постулаты. Несомненной заслугой Ф. Фребеля признается то, что он «первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их стремления, взглянул на детскую жизнь как на жизнь относительно полную, законным потребностям которой должны удовлетворять взрослые» [13, с. 497], поскольку в игре «сразу, в смутном единстве проявляются все инстинкты» [3, с. 104]. По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает "зону ближайшего развития" - возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребенка.

На наш взгляд, одним из основных средств, формирующих личность любого ребенка, источником получения знаний и социального опыта в первую очередь является предметно-пространственная среда детского сада. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

У детей с проблемами в развитии имеющих физические и (или) психические недостатки, часто влекут за собой отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера отклонения, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь коррегироваться, а некоторые - компенсироваться. Таким образом, важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка.

        При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому применяемые методы и технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога учитывают специфику воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. 

Комплексное воздействие коррекционно-развивающей деятельности прежде всего направленно на сенсорно-моторное развитие. То есть ребенок познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и других особенностях окружающих его предметов, развивает речь, которой уделяется огромное внимание, а именно, активизации речевых зон коры головного мозга, развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения. Формирование необходимых знаний об окружающей среде и о мире в целом, приобретение практических навыков имеет очень важное место в социализации воспитанников с нарушениями в развитии, а именно застегивание пуговиц, застежек, замочек, шнурование шнурков, и т.д.

Основные методы и технологии коррекционно-развивающих воздействий, способствующие всестороннему развитию личности ребенка, которые применяет учитель-дефектолог в нашем учреждении.

F:\2016-2017\А Н Ф И С А рабочий стол\Все рабочее\ФОТО1\115_PANA\P1150428.JPG

20180522_100810

F:\2016-2017\А Н Ф И С А рабочий стол\Все рабочее\ФОТО1\115_PANA\P1150435.JPG

https://map.by/uploads/company_attach/bdc39c0cc32b8f788fc7e1f2a69bee58c35b5296.jpg

Рисунок 1. Методы и технологии коррекционно-развивающих воздействий

Книга «Увлекательная Развивайка» - это авторское дидактическое пособие, яркое и увлекательное, с легкостью привлекает внимание ребенка на достаточно продолжительное время, помогает создать положительный эмоциональный контакт и располагает ребенка к восприятию обучающего материала.  Такой красочный, дидактический материал, при желании создать самостоятельно может каждая мама.

На страницах развивающих книг обязательно должны быть аппликации, для самых маленьких надо выбирать простые фигуры, которые им хорошо известны с самого раннего возраста. Можно выполнить аппликацию солнышко и деревце, домик и машинку, цветочки и бабочки. Главное, придумать интересную тематику для развивающей поделки, оформить композицию и выбрать материал для выполнения.

Для ребенка каждого возраста можно подобрать соответствующую интересную тему и подходящий материал для создания пособия. Например, для младших дошкольников лучше всего подойдут текстильные поделки, а для воспитанников старшей группы можно выбрать картон и бумагу. В книге для самых маленьких детей не должно быть мелких, легко отделяющихся деталей, в целях безопасного использования. Лучше всего использовать различные фактуры материалов: разные ткани или, например, пленки и плотный полиэтилен.

        Дидактическое пособие «Увлекательная Развивайка» разработано и применяется на основе принципов метода Марии Монтессори «Раннего развития детей», где развитие ребенка - это увлекательная игра и серьезная работа одновременно. Суть метода кроется в уникальной системе самовоспитания и саморазвития, где основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученный материал.

Для самых маленьких ребят авторское пособие направлено на развитие мелкой моторики пальцев, поэтому их делают из ткани и фетра, добавляя различные объемные элементы - молнии, пуговицы, фетровые фигурки, крупные бусины и др. Для старшего дошкольного возраста «Увлекательная развивайка» поможет закрепить навыки обобщения и классификации, формирования и расширения знаний об окружающем, способствует развитию речи, мелкой моторики рук.

Дидактическое пособие «Букварик» (касса букв) особенно интересна детям, которые изучают буквы и только учатся читать. Такая развивающая книга представляет собой мини-букварь с буквами, слогами и соответствующими тематике картинками, которые помогут быстрее освоить обучение чтению и грамоте.        

Книга по дорогам сказок с героями известных детских, литературных произведений таких как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Позволят развивать не только связную речь ребенка, но и в целом стимулировать познавательную активность (словесно-логическое мышление, пространственные, временные отношения, последовательность, связность событий). Такую книгу можно сделать из ткани и фетра, добавляя к главным героям и сюжету сказки различные объемные элементы - молнии, пуговицы, фетровые фигуры, крупные бусины и другие аппликации фигур и предметов. Прежде всего они направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук малыша, позволяя ему познавать мир путем кинестетики. Помимо познания мира через сказки с любимыми героями, ребенок, прослушивая очередную занятную историю, развивает фантазию, обучается новым словам, а также способам действия в определенной ситуации.

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой - существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений, личностному росту. Именно применение песочной терапии дает эффект.

Применяемый нами кинетический песок (кинетик) - это инновационный материал, который предназначен для игры с ребёнком. Рассыпанный по ровной поверхности, он не распадается на части, а лежит, как связная масса. По нашим наблюдениям, игры с песком оказывают положительное воздействие на психику ребенка, снимают стресс, являющийся причиной заболевания нервной системы. Помогают развивать такие психические процессы как мышление, воображение, память, мелкую моторику. Кинетический песок настолько универсальный материал, что его можно использовать и для обучения. Например; создание различных геометрических фигур и их запоминание, сопоставление плоских и объемных изображений, написание на песке букв любым тонким предметом, печатание штампов выпуклыми предметами, лепка объемных букв (позволяет лучше усваивать необходимые полученные знания).

Применение Лего - конструкторов в коррекционной работе позволяет развивать мелкую моторику рук, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и психические процессы (внимание, память, мышление). Дошкольники учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве, воображать, фантазировать, творчески мыслить, расширяют представления об окружающем мире. В процессе совместной игры дети учатся взаимодействовать, общаться друг с другом, развить необходимые в дальнейшей жизни социально-коммуникативные навыки.

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Конечно это не только развитие речи, но и уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка, способствуют развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков, внимания, воображения, памяти, обогащению словарного запаса. Не мало важно, что, приобретая артистические и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.

Су-Джок терапия и комплекс кинезиологических упражнений - это регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Не для кого, не секрет, что Су-джок терапия является одной из нетрадиционных логопедических технологий. В основном Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук и поднимает настроение ребенку. Мы применяем Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики, чтобы массировать труднодоступные места. Это способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Кинезиология направлена на активизацию зон коры головного мозга через движение. Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности детей и расширить границы возможности деятельности его мозга.

На основании практического применения данных здоровьесберегающих технологий в комплексной коррекционно-развивающей работе специалистами нашего дошкольного учреждения (учителя-логопеды, учитель-дефектолог) в течение последних 4-х лет в области логопедической, дефектологической практики, нашими коррекционными педагогами доказано положительное влияние на познавательное и речевое развитие воспитанников с ОВЗ групп компенсирующей направленности.

 

Рисунок 2. Результаты диагностического обследования познавательного развития за 2017-2018 учебный год

По итогам коррекционно-развивающей работы в 2017-2018 учебном году в результате повторного диагностического обследования воспитанники группы показали стойкую положительную динамику в познавательно-речевом развитии (1 воспитанница выведена из группы компенсирующей направленности в общеразвивающую по итогам успешной коррекционно-развивающей работы).

Методика аудио тренировок (слуховая стимуляция) «Томатис» позиционируется ее адептами как психолого-педагогическая практика, которая улучшает когнитивные, адаптационные, коммуникативные, речевые функции детей и взрослых. Однако, эта техника, дополняющая профессиональное психолого-педагогическое сопровождение, она ни в коем случае не может заменить работу педагога. Наоборот, она позволяет значительно увеличить положительные результаты коррекционно-развивающей работы в следующих областях:

  • трудности обучения и речевые расстройства;
  • нарушения внимания;
  • эмоциональные расстройства;
  • психомоторные нарушения;
  • расстройство аутистического спектра (РАС);
  • личностное развитие и самочувствие.

        Данная методика применяется в нашем учреждении первый год и громко заявлять о результатах рано, но положительное влияние на общее эмоциональное состояние детей с психофизическими нарушениями отмечено. У воспитанников с нарушениями в поведении наблюдается снижение тревожности, стабилизация психо-эмоционального состояния, значительно повышается качество усвоения учебного материала, способность к произвольному контролю. Для детей с нарушениями развития это помощь в развитии компенсационных стратегий для преодоления трудностей обучения и речевых расстройств.

При создании развивающей образовательной среды в кабинете учителя-дефектолога, учитывается всё, что способствует  становлению базовых характеристик личности воспитанников дошкольного учреждения, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также потребностей эмоционально - личностной сферы, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Рисунок 3. График данных по уровням готовности детей с ОВЗ к школьному обучению выпускников групп компенсирующей направленности

Данное исследование проводилось по методике диагностики готовности к обучению в школе «ГОШа», где дается оценка интеллектуального потенциала ребѐнка, особенностям познавательных процессов, имеющимся знаниям, умениям и навыкам, психической регуляции.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организует для детей развивающее пространство. Поэтому созданная предметно-пространственная среда (игровое пространство) в кабинетах коррекционных педагогов МБДОУ ДС «Непоседы» многогранно влияет на развитие воспитанников с ОВЗ, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.

Библиографический список

1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004 . – с. 78-82.

2. Альфред Томатис учебник, уровень 1.

3. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.

4. Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.

5. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Вечканова И. Г. Санкт-Петербург, Россия «Доступная среда города для (ре)абилитации детей с ОВЗ в проектах социального партнерства Фребелевского общества педагогов Санкт-Петербурга, УДК 373.25(470.23-25) ББК Ч450.470         ГСНТИ 14.29.05, 14.29.09 Код ВАК 13.00.03.

7. Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.

8. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед 2010. № 1.

9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста                                                                                                                                         «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

10. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.

11. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песок. Настольная песочница», перевод институт новых технологий.

12. Новикова О.А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.

13. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

14. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.

15. Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВО С71          «Урал. гос. пед. ун-т»; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2016. — № 3 (43). — 95 c.

ISSN 1999-6993.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...