Семья и ее влияние на формирование агрессивного поведения у ребенка.
статья на тему
Одним из источников проявления агрессивности у детей и подростков как формы отклоняющегося поведения является семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разнообразны и включают в себя прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное неприятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например, конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. Так, родители, применяющие слишком суровые виды наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией непослушанием своих детей. Так же существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое наказание или моральное унижение).
Рассматривая взаимосвязь между социализацией подростков и их семейными условиями, выделяют три основные особенности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития ответственности, силу мотивации к агрессии. Семья должна создавать «минимальные условия» эффективной социализации.
Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой выступает «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.
В соответствии с «теорией асоциальной агрессии» агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый более «безопасный» (доступный) объект.
- Отцовское
(родительское насилие)
Склонный к насилию Агрессивный
отец мальчишка
- Склонный к насилию Склонный к насилию
- сексуальный партнер юноша
Следовательно, семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Применение насилия в отношении ребенка, может привести к тому, что в будущем, и он сам будет применять насилие в отношении близких. Поэтому проведение профилактических и коррекционных мероприятия с целью уменьшения уровня агрессии у ребенка, может привести к прерыванию цикличности насилия.
Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. Весьма актуальной данная проблема является и для России, находящейся в затянувшемся и болезненном периоде перехода от одного политического и социально-экономического уклада к другому. Как показывает история цивилизации, глобальные изменения в обществе всегда сопровождаются ожесточением.
Потеря прежних социальных ориентиров и конфликт жизненных ценностей, неуверенность в будущем, нестабильность социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, а также необходимость принимать нестандартные решения (что само по себе является дискомфортным, а нередко и стрессовым фактором) способствуют нарастанию и более интенсивному проявлению агрессивности и жестокости.
Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы.
Домашнее насилие, как своеобразная модель воспитания уходит корнями в глубокое прошлое к эпохе «Домостроя», когда отношения между ребенком и родителями строились не на основе любви, а на основе долга, поддержании авторитета, значимости. Сегодня жестокое обращение с детьми превратилось в обычное явление. До 10% детей-жертв насилия погибает, у большинства появляются серьезные отклонения в психическом развитии.
Насилие над детьми - циклическая проблема семейств, где дети подвергаются насилию, они показывают повторяющиеся поведенческие модели в отношении и к собственным детям. Возникает порочный круг - зло порождает зло, насилие - насилие. И это можно наблюдать в 65% семей, тех, кто подвергается всевозможному насилию в раннем возрасте. Последствия насилия оставляют неизгладимый след в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_ee_vliyanie_na_formirovanie_agressivnogo_povedeniya_u_rebenka.odt | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из источников проявления агрессивности у детей и подростков как формы отклоняющегося поведения является семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разнообразны и включают в себя прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное неприятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например, конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. Так, родители, применяющие слишком суровые виды наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией непослушанием своих детей. Так же существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое наказание или моральное унижение).
Рассматривая взаимосвязь между социализацией подростков и их семейными условиями, выделяют три основные особенности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития ответственности, силу мотивации к агрессии. Семья должна создавать «минимальные условия» эффективной социализации.
Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой выступает «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.
В соответствии с «теорией асоциальной агрессии» агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый более «безопасный» (доступный) объект.
Отцовское
(родительское насилие)
Склонный к насилию Агрессивный
отец мальчишка
Склонный к насилию Склонный к насилию
сексуальный партнер юноша
Следовательно, семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Применение насилия в отношении ребенка, может привести к тому, что в будущем, и он сам будет применять насилие в отношении близких. Поэтому проведение профилактических и коррекционных мероприятия с целью уменьшения уровня агрессии у ребенка, может привести к прерыванию цикличности насилия.
Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. Весьма актуальной данная проблема является и для России, находящейся в затянувшемся и болезненном периоде перехода от одного политического и социально-экономического уклада к другому. Как показывает история цивилизации, глобальные изменения в обществе всегда сопровождаются ожесточением.
Потеря прежних социальных ориентиров и конфликт жизненных ценностей, неуверенность в будущем, нестабильность социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, а также необходимость принимать нестандартные решения (что само по себе является дискомфортным, а нередко и стрессовым фактором) способствуют нарастанию и более интенсивному проявлению агрессивности и жестокости.
Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы.
Домашнее насилие, как своеобразная модель воспитания уходит корнями в глубокое прошлое к эпохе «Домостроя», ко гда отношения между ребенком и родителями строились не на основе любви, а на основе долга, поддержании авторитета, значимости. Сегодня жестокое обращение с детьми преврати лось в обычное явление. До 10% детей-жертв насилия поги бает, у большинства появляются серьезные отклонения в пси хическом развитии.
Насилие над детьми - циклическая проблема семейств, где дети подвергаются насилию, они показывают повторяю щиеся поведенческие модели в отношении и к собственным детям. Возникает порочный круг - зло порождает зло, насилие - насилие. И это можно наблюдать в 65% семей, тех, кто под вергается всевозможному насилию в раннем возрасте. Послед ствия насилия оставляют неизгладимый след в жизни ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Факторы семьи в формировании агрессивного поведения детей"
Консультация для родителей, в которой подробно расписаны причины появления агрессивного поведения у детей и способы их предотвращения ....
Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников
Данная статья поможет педагогам и родителям пересмотреть свои взгляди и действия в общении с детьми....
Коррекция агрессивного поведения у ребенка посредством игры
Коррекция агрессивного поведения у ребенка посредством игры...
Психологические причины формирования агрессивного поведения
Что такое агрессия, причины агрессивного поведения....
Консультация для педагогов: «Психологические основы причин формирования агрессивного поведения дошкольников»
Консультация для педагогов...
Агрессия и предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Проблема агрессивного поведения детей остро стоит в наши дни и вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. И это не у...
Семья и её влияние на формирование ребенка.
Существуют разные модели семейного воспитания родителей, но не всегда мы можем на будущее просчитать как они повлияют на личность ребенка. А они определенно влияют на ее формирование, а вот как вы узн...