ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике
Главным ориентиром в окружающем мире для ребенка является основа его психической жизни, основа сознания человека – память. Ребёнок запоминает всё, что его окружает, восхищает. Благодаря памяти ребёнок запоминает и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_pamyati_u_detey_s_ovz_statya.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Петрова О.В.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов, solnce.ds@yandex.ru
Главным ориентиром в окружающем мире для ребенка является основа его психической жизни, основа сознания человека – память. Ребёнок запоминает всё, что его окружает, восхищает. Благодаря памяти ребёнок запоминает и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.
Ребенок без проблем запомнит то, что его удивило и заинтересовало. Такие виды памяти как произвольное и не произвольное запоминание зависит от волевых особенностей ребенка и от способов запоминания.
Не произвольный вид памяти, это когда ребенок не ставит перед собой цели запомнить тот или иной материал, все запоминается само собой, при этом не применялись какие-либо специальные приемы для запоминания, без волевых усилий.
Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приёмы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Ребенок на много лучше и быстрее запомнит ту информацию, которая приобретет значение деятельности.
Чтобы воспроизвести информацию, ребёнку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность.
Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются в свойствах нервных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра. Игра - ведущий вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации.
Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Обязательные элементы при организации игры с детьми младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем – это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребёнок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребёнку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребёнку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях.
Очень важно при развитии психического процесса – памяти интеллектуально – пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.
Слабость памяти у детей с ОВЗ проявляется в трудностях не только получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения. Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приёмами запоминания и припоминания приводит детей с ОВЗ к ошибкам при воспроизведении. При работе с детьми с ОВЗ была выявлена такая их особенность, как привнесение в воспроизводимый материал. Осознавая, что того, что воспроизвели недостаточно, они добавляют свои объекты.
Таким образом, исследования памяти детей с ОВЗ показали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка. Но даже при повторении материала они часто совершают одни и те же ошибки.
Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.
Литература:
1. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников». Изд.: М.: «АРКТИ». 2008г.
2. Семенович А. В. – «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» - М.: Изд. центр. «Академия» 2002г.
3. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. - №3. – 77 с.
4. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
Особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по проблеме развития у них произвольной памяти....
Особенности процессов памяти у детей дошкольного возраста и причины их возникновения. Виды памяти и их особенности.
Развитие памяти непосредственно связанно с развитием общества – исторический процесс требует всё большего и большего усложнений функций памяти....
"Особенности памяти у детей с ЗПР"
Материал для педагогов и родителей о психических процессах у детей с ЗПР...
Особенности памяти у детей с ЗПР
В статье подробно рассказывается об особенностяхразвития памяти детей с ЗПР. Кроме того, освещается вопрос, что такое память, какие виды памяти бывают, как правильно развивать память....
«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»
ull;Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить....
Статья Особенности памяти у детей с нарушениями речи
Память как высшая психическая функция. Память дает удивительные возможности для усложнения поведения и повышения его эффективности. Память занимает особое место среди психических познаватель...