ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по коррекционной педагогике

Чижевская Елена Анатольевна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДОШКОЛЬНИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emots._intellekt.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА СЕМИНАРЕ

 НА ТЕМУ:

«ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТ ДОШКОЛЬНИКА»

Подготовили:

педагог – психолог

                Чижевская Е.А.

г. Клин, 2017г.

 Наш интеллект состоит не только из логической, но и эмоциональной части. Высокий коэффициент интеллекта показывает лишь способность работать с логикой, но не с эмоциями. Поэтому было введено понятие эмоционального интеллекта. О нём сегодня и пойдёт речь.  

Эмоциональный интеллект — это способность правильно истолковывать эмоции, которые испытываешь сам и испытывают окружающие люди, а также умение ими управлять.

Ребенок с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

-лучше управляет своими чувствами;

-может справиться с напряженными ситуациями;

-стремится понимать других;

-может создать крепкую дружбу.

-растет уверенным, ответственным и успешным;

-умело подходит к созданию межличностных отношений.

Управлению эмоциями уделяется не так много внимания, как, например, успеваемости, но исследования говорят о том, что предсказать успешность человека в жизни позволяет как раз эмоциональный интеллект, а вовсе не коэффициент умственного развития.

Основы эмоционального интеллекта- это самоконтроль, осознанность и понимание эмоций.

Самоконтроль является одной из составляющих эмоционального интеллекта, и этот аспект важен для прогнозирования достижений у детей. Дети, способные контролировать эмоциональные импульсы, демонстрируют способности к социализации и чаще добиваются поставленных целей. В основу одного исследования легло изучение самоконтроля детей школьного возраста и их успехов в 30 лет. Дети с высоким уровнем самообладания были более здоровыми, зарабатывали больше, не имели судимостей и проблем с алкоголем, чего тест IQ предсказать не смог.

Первым кирпичиком эмоционального интеллекта является осознанность и понимание эмоций. Мы должны научиться понимать и принимать свои эмоции до того, как сможем контролировать и выражать их. Эмоции — не неудобство, они служат определенным целям. Например, печаль — это эмоция, способная замедлить как наши мысли, так и нашу двигательную активность, позволяя поразмыслить над источником эмоционального расстройства и более пристально разобраться в предпосылках. Гнев ускоряет нас, мобилизуя мощь и энергию, обеспечивая интенсивный проток крови к конечностям. Такая эмоция служит подготовке к борьбе. Гнев может сказать, что наши права были нарушены, но придает силы для защиты от будущих угроз.

Чем полезно развитие эмоционального интеллекта у детей?

Эмоциональный интеллект – это основа здоровой и счастливой жизни ребенка. Если помочь ребёнку научиться правильно выражать свои эмоции и управлять ими с самого детства, то это поможет ему в дальнейшей жизни, которая, как известно, состоит не только из положительных, но и негативных моментов.

Благодаря развитию эмоционального интеллекта, ребенок сможет лучше воспринимать и распознавать настроение и эмоции окружающих, что воспитает в нем такое чувство, как эмпатия – сопереживание. Такой ребенок станет «чувствовать» людей и свои желания, и это позволит ему проще выстраивать с ними отношения

Известно, что родители ребенка часто проецируют свои мечты и эмоции на свое чадо, и ребенок покорно соглашается из-за незнания, чего хочет, а по прошествии лет жалуется на отсутствие выбора. С развитым эмоциональным интеллектом это вряд ли возможно, ведь ребенок сможет поделиться своим желанием, и он будет ходить на секцию футбола, а не учиться играть на пианино, как хотели бы его родители. Умение разбираться в своих желаниях также сделает ребенка более целеустремленным и смышленым, потому что достижение успеха возможно лишь через мотивацию и четкое знание цели.

Если уровень эмоционального интеллекта достаточно низкий, то это может стать причиной для возникновения психосоматических заболеваний. То есть отсутствие умения осознавать и правильно выражать как положительные, так и отрицательные эмоции, делает ребенка замкнутым. Он «копит» все чувства внутри, что, естественно, со временем даст о себе знать.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства.

 Именно поэтому перед нами стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

Как повысить эмоциональный интеллект у ребенка:

1.Слушайте. Все потребности ребёнка должны быть услышаны. Как только ребенок выразил свои внутренние переживания, он может двигаться дальше. Чтобы чувствовать себя в безопасности, делясь своими чувствами, ему важно знать, что вы полностью присутствуете и слушаете его. Не поддавайтесь желанию попытаться помочь договорить, терпеливо дослушивайте все, что хочет сообщить вам ребёнок.

2.Называйте чувства. У детей словарный запас недостаточен, понимание причин и следствий недостаточно развито, поэтому часто у них возникают трудности с описанием собственных ощущений. Поощряйте развитие лексики, пополняя ее названиями чувств. Если вы видите, что ребенок расстроен, спросите, чувствует ли он грусть или печаль. Объясните, что это нормально испытывать противоречивые эмоции, например, новые события могут вызвать и радость и испуг.

3.Признавайте эмоции. Вместо уговоров и рассказов, что причин для истерик нет, если  ребенок не может собрать мозаику и начинает кричать, лучше признать, что такая реакция вполне естественна. Скажите, что это действительно досадно, что ребёнок не собрал головоломку. Важно принимать чувства ребёнка и не показывать неодобрение. Если малыш почувствует, что вы порицаете его негативные эмоции, они ему будут казаться постыдными. Тогда вместо того, чтобы выражать неприятные эмоции и управлять ими, ребенок будет подавлять их, что может привести к бессознательным их проявлениям, например, к агрессивному поведению или кошмарам во сне.

4. Научите решению проблем. Когда возникают конфликтные ситуации, попробуйте найти альтернативные способы ухода от ссор. Вы можете сказать: “Я знаю, ты зол из-за того, что Макар сбил твою башню, но ты не должен его бить. Что еще ты можешь сделать, когда разозлишься?” Если на ум ребенку не приходят никакие идеи, дайте ему варианты. Посмотрите вместе,  не напряжены ли мышцы живота, челюсть, не сжал ли он кулаки, и покажите, что можно глубоко дышать и “сдуть” эту злость. Подчеркните, что восстановив контроль, ребёнок почувствует себя хорошо. Дети должны понимать, что злиться это нормально, если они никому не причиняют вред.

5.Устанавливайте границы поведения, а не эмоций. Никогда не говорите детям, как они должны ощущать себя, но всегда вмешивайтесь, если их поведение неуместно. Если ребенок разозлился и начинает драться, вам не нужно оставаться в стороне, остановите ребенка.

6.Подавайте хороший пример. Признавая, что вы недовольны, но, не ведя себя при этом агрессивно, можно показать ребенку, что и со сложными эмоциями можно справиться.

7.Хвалите детей, когда им удается управлять своими состояниями. Отмечайте те ситуации, когда ребенку удается выразить эмоции, контролируя их. Расскажите как вы рады, что ему удалось не рассердиться, когда друг  мешал ему играть.

Уделяйте время эмоциональному воспитанию детей, тогда они будут расти счастливыми и радовать вас!

А теперь хотим предложить вам поиграть в «фанты», в которые мы играем с детьми. (Выходят несколько пар, первая половина вытаскивает «фант», вторая должна угадать что было изображено на картинке или какое было задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое социализация дошкольника .Важность игры в социализации дошкольника."

раскрывает понятие социализации дошкольника и её важность в процессе игры....

«Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребенка. Именно в  игре он развивается и самореализуеться, усваивая и в...

Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника.

Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность про...

Презентация "Что такое социализация дошкольника с ОВЗ ?" Важность игры в социализации дошкольника"

Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать се...

Буклет "Кто такой старший дошкольник?"

Старший дошкольный возраст 5-6 лет является активным развитием физических и познавательных способно­стей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...