Развитие личности ребенка на занятиях по цвету.
консультация по коррекционной педагогике
Развитие личности ребенка на занятиях по цвету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_rebenka.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Щелканова Л.К.
Развитие личности ребенка на занятиях по цвету.
В настоящее время изобразительная деятельность в детском саду ценна тем, что позволяет не замыкаться только на технических и изобразительных навыках в обучении ребенка. Она дает возможность развивать эмоции и чувства ребенка, воздействовать на становление черт его характера.
Речь пойдет об ознакомлении детей с цветовой гаммой.
Занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей, или другими словами психической произвольности. Возможно ли развить такую способность у маленьких детей, ведь не всякий взрослый способен контролировать свои эмоции и поведение. Опыт работы показывает, что возможно.
Основные задачи занятий по цвету заключаются в следующем:
- Осознание себя, как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.
- Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
- Творческая самореализация.
Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции, или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.
На занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает. Ребенок осознает свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознает свои мечты и фантазии.
Сочинение сказок, лепка и рисование - это и есть творческая
самореализация. Она ведет к освобождению от жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных.
А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно -не правильно», «полезно - вредно», «хорошо - плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мыслящему -довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому научиться защищать себя. Не бывает плохих эмоций. Они изначально заложены в каждом из нас, хотим мы этого, или нет, будь то гнев, ревность, страх, жадность и т. п.
Когда ребенок старается быть щедрым или добрым, потому что так надо, так правильно, он не испытывает радости. Он просто чувствует обязанность быть добрым или щедрым и боится проявлять жадность или злость, потому что это плохо. Но известно, что страх всегда удерживает в душе именно то, чего мы более всего боимся. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравится быть жадным, злым, мстительным, тогда он относительно легко расстанется с этими чувствами и возьмет на себя ответственность за эти состояния.
Почти в каждом занятии по цвету дети сочиняют сказки, воспроизводя в них жизненные ситуации, сталкивая героев с проблемами, разрешая конфликты.
Ниже приводится схема, на которую можно опираться при сочинении сказок на занятиях по цвету.
- Выбор главного героя определенного цвета (желательно дать ему имя, определить характер)
- Создание места, в котором приятно находиться герою.
- Выбор и описание родителей или друзей главного героя.
- Описание любимых и не любимых занятий главного героя.
- Рассказ о главной мечте героя.
- Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою. Какое волшебство или волшебник?
- Завершение сказки. Осуществилась ли мечта героя?
Для того, чтобы после занятия дети получили возможность самостоятельно применять полученные знания, в их распоряжении должны быть предметы разного цвета. В ход идет все: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое. Удобнее работать, если для каждого цвета существует отдельная коробка. Воображение ребенка превратит кусочек ткани в полянку или постель, кубик в горку или домик, палочку в мостик или в дорожку…
Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира. Сверхзадача педагога – научить ребенка гармонии в цвете, в душе и в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.
Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Методическая разработка "Экспериментирование с цветом как средство развития личности ребенка"
В соответствии с ФГОС творческое развитие является стартовой площадкой для познавательного, и для личностного, и для социального развития ребенка-дошкольника. Формирование творческой личности - одна и...
Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
Консультация с родителями "Влияние занятий изобразительной деятельности на развитие личности ребенка"
как занятия изобразительной деятельностью влияют на развитие личностных качеств дошкольника...
Интегрированные занятия как средство развития личности ребенка и формирования его способностей.
Интеграция - восстановление, воспитание - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно целое различных элементов или частей. У этого “целого” всег...