Развитие личности ребенка на занятиях по цвету.
консультация по коррекционной педагогике

Щелканова Людмила Константиновна

Развитие личности ребенка на занятиях по цвету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_lichnosti_rebenka.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Щелканова Л.К.

Развитие личности ребенка на занятиях по цвету.

В настоящее время изобразительная деятельность в детском саду ценна тем, что позволяет не замыкаться только на технических и изобразительных навыках в обучении ребенка. Она дает возможность развивать эмоции и чувства ребенка, воздействовать на становление черт его характера.

Речь пойдет  об ознакомлении детей с цветовой гаммой.

Занятия по цвету направлены прежде всего на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей, или другими словами психической произвольности. Возможно ли развить такую способность у маленьких детей, ведь не всякий взрослый способен контролировать свои эмоции и поведение. Опыт работы показывает, что возможно.

Основные задачи занятий по цвету заключаются в следующем:

  1. Осознание себя, как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека.
  2. Осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности.
  3. Творческая самореализация.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции, или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами.

На занятиях по цвету предлагается чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает. Ребенок осознает свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознает свои мечты и фантазии.

      Сочинение сказок, лепка и рисование - это и есть творческая                  

самореализация. Она ведет к освобождению от жестких правил, к принятию всех сторон  своей личности, даже самых неприятных.

А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно -не правильно», «полезно - вредно», «хорошо - плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному  событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда  проявить агрессию, рационально мыслящему -довериться своим переживаниям и чувствам, слишком  ранимому научиться защищать себя. Не бывает плохих эмоций. Они изначально заложены в каждом из нас, хотим мы этого, или нет, будь то гнев, ревность, страх, жадность и т. п.

Когда ребенок старается быть щедрым или добрым, потому что так надо, так правильно, он не испытывает радости. Он просто чувствует обязанность быть добрым или щедрым и боится проявлять жадность или злость, потому что это плохо. Но известно, что страх всегда удерживает в душе именно то, чего мы более всего боимся. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравится быть жадным, злым, мстительным, тогда он относительно легко расстанется с этими чувствами и возьмет на себя ответственность за эти состояния.

Почти в каждом занятии по цвету дети сочиняют сказки, воспроизводя в них жизненные ситуации, сталкивая героев с проблемами, разрешая конфликты.

Ниже приводится схема, на которую можно опираться при сочинении сказок на занятиях по цвету.

  1. Выбор главного героя определенного цвета (желательно дать ему имя, определить характер)
  2. Создание места, в котором приятно находиться герою.
  3. Выбор и описание родителей  или друзей главного героя.
  4. Описание любимых и не любимых занятий главного героя.
  5. Рассказ о главной мечте героя.
  6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте. Кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою. Какое волшебство или волшебник?
  7. Завершение сказки.  Осуществилась ли мечта героя?

Для того, чтобы после занятия дети получили возможность самостоятельно применять полученные знания, в их распоряжении должны быть предметы разного цвета. В ход идет все: фломастеры, нитки, мелкие игрушки, кусочки ткани, крышки, пуговицы и многое другое. Удобнее работать, если для каждого цвета существует отдельная коробка. Воображение  ребенка превратит кусочек ткани в полянку или постель, кубик в горку или домик, палочку в мостик или в дорожку…

 

Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира. Сверхзадача педагога – научить ребенка гармонии в цвете, в душе и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Методическая разработка "Экспериментирование с цветом как средство развития личности ребенка"

В соответствии с ФГОС творческое развитие является стартовой площадкой для познавательного, и для личностного, и для социального развития ребенка-дошкольника. Формирование творческой личности - одна и...

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Консультация с родителями "Влияние занятий изобразительной деятельности на развитие личности ребенка"

как занятия изобразительной деятельностью влияют на развитие личностных качеств дошкольника...

Интегрированные занятия как средство развития личности ребенка и формирования его способностей.

Интеграция - восстановление, воспитание - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно целое различных элементов или частей. У этого “целого” всег...