Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели!"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему: "Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели!" будет интересен работникам дошкольного образования, родителям детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: снять психоэмоциональное и мышечное напряжение; сплочение группы, развитие эмпатии; создавать положительную эмоциональную атмосферу в группе; закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать речь, мышление, слуховое и зрительное внимание, воображение детей. Занятие соответствует требованиям ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tili-teli.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели!»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цели: снять психоэмоциональное и мышечное напряжение, сплочение группы, развитие эмпатии; создавать положительную эмоциональную атмосферу в группе; закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать речь, мышление, слуховое и зрительное внимание, воображение детей.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать; закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы»; познакомить с понятием «орнитолог», с профессией ученого-орнитолога; вызвать желание к экспериментированию; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом; активизировать употребление в речи детей существительных, притяжательных прилагательных, глаголов.
Развивающие: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы; развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания, расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах;
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Материалы и оборудование: конверт с загадкой; музыкальный центр; фонограммы с шумом леса, весенней капелью, пением птиц, релаксационная музыка; презентация, мультимедийное оборудование; мяч; пуховые и маховые перья птиц, веер; для совместной аппликации: ватман, затонированный голубой гуашью, вата для облаков, шаблоны птиц-аистов по количеству детей, клей, фломастеры или карандаши (красные, черные).
Ход занятия:
Мотивация
Педагог-психолог: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо, а в нем загадка от ученых: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (Дети: птицы).
Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»
Педагог-психолог: Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете, кто такие орнитологи?
Словарная работа
Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог».
Ребята, орнитолог – это специалист, изучающий птиц и их распространение.
Педагог-психолог: «Раз, два, три повернись в орнитологов превратись». Проходите в научную лабораторию. Дети надевают белые халаты и превращаются в ученых-орнитологов. Включается фонограмма «Звуки весеннего леса».
Педагог-психолог: Какие бывают птицы? Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайды: зимующие птицы и перелетные птицы). Мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Назовите, каких зимующих птиц, вы знаете. (Дети: воробей, ворона, голубь…)
Слайд: зимующие птицы.
Слайд: перелетные птицы.
Педагог-психолог: А это, какие птицы? (Дети: Это перелётные птицы.)
Педагог-психолог: Почему их называют перелётными? (Дети: Эти птицы прилетают к нам из далёкого края.)
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали. (взмахи «руками-крыльями»)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (покачать головой)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (встают в круг, берутся за руки)
Дружно взлетели,
На юг полетели (побежали направо по кругу)
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали. (остановились, присели)
Снова взлетели,
Дальше полетели (бегут по кругу, машут «крыльями»)
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите! (останавливаются, расходятся по залу)
(Волкова Н.А.)
Педагог-психолог: В какое время года прилетают к нам птицы? (Дети: Птицы прилетают весной.)
Педагог-психолог: Почему весной? (Дети: Весной тает снег, водоёмы, становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.)
Фонограмма: звуки весенней капели.
Педагог-психолог: Верно. Назовите птицу, которая прилетает весной первой. (Дети: Это грач.)
Фонограмма: крики грачей.
Педагог-психолог: Правильно. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей. А вслед за грачами возвращаются в родные края скворцы. (Слайд: Скворец.)
Фонограмма: пение скворца.
Педагог-психолог: Отгадайте, кто ещё прилетает к нам весной? Весной в лесу далеко разносится звонкое «Ку-ку». (Дети: Это кукушка.) (Слайд: Кукушка.)
Фонограмма: кукушка.
Педагог-психолог: Значит, кукушка что делает? (Дети: Кукушка кукует.)
Воспитатель: Ребята, отгадайте, у какой птицы такой хвост? (Слайд: хвост ласточки, ласточка.)
Фонограмма: щебетание ласточки.
Дети: Это хвост ласточки.
Педагог-психолог: Ребята, чем питаются грач, скворец, кукушка, ласточка? (Дети: Эти птицы питаются насекомыми.)
Педагог-психолог: Правильно. Дети, когда лёд на водоёмах растает, к нам прилетают и другие птицы, которые живут на озёрах. Отгадайте, по силуэту, кто прилетает весной на водоём?
Воспитатель показывает силуэт лебедя.
Дети: Это лебедь.
Педагог-психолог: А чем питается лебедь? (Дети: Лебедь питается травами, листьями, мелкой живностью, которая живёт в воде.)
Педагог-психолог: Верно. А теперь назовите «третий лишний»: воробей, синица, журавль. (Дети: Это журавль.) Почему? (Дети: Воробей, синица - зимующие птицы, а журавль - перелётная птица.)
Педагог-психолог: Правильно. Ребята, журавли живут на болоте. Они питаются ягодами, которые там растут, лягушками, жучками.
Педагог-психолог: Ребята, что делают птицы, когда прилетают к нам весной? (Дети: Птицы вьют гнёзда.)
Слайд: гнездовье птиц.
Педагог-психолог: Верно. А для чего птицы вьют и строят гнёзда? (Дети: Для того, чтобы выводить птенцов.) Молодцы. Перелётные птицы вьют свои гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.
Игра «Где гнездо?»
ГРАЧ вьёт гнездо… (на дереве).
ЛАСТОЧКА строит гнездо … (под крышей дома).
ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо… (на земле, среди кустов).
ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо … (около воды, в траве).
СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо…(в скворечнике).
У КУКУШКИ… (нет гнезда). Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.
Пальчиковая игра «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели,
С юга птицы прилетели! (скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко. (поочередно сгибать пальцы на обеих руках)
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж – (скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! (большие пальцы соединять с остальными – птица поет)
Педагог-психолог: Названия каких перелетных птиц, вы услышали, выполняя пальчиковую игру?
Педагог-психолог: Взрослые, ученые-орнитологи, приготовили для вас задания.
1 задание: дидактическая игра «Угадай, что за птица» (презентация).
Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка»
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает картинку с изображением птицы: кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.
2 задание: дидактическая игра «Назови лишнюю птицу» (презентация).
- Какая птица лишняя? Почему? (Варианты: кукушка, грач, соловей, курица; воробей, ворона, сорока, ласточка; лебедь, утка, гусь, трясогузка и т.д.)
- Какую пользу приносят птицы? (Дети: уничтожают насекомых).
- Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (Дети: нечем питаться, негде жить, холодно).
3 задание: игра с мячом «Продолжи предложение, найди причину».
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться).
- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту).
- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица).
- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет).
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда).
4 задание: экспериментирование «Почему птицы летают».
Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.
- Взрослые ученые-орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные)
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)
- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге)
- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)
- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают)
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе)
На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Покажите на веере, как это происходит.
- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
5 задание: словесные игры с мячом.
«У кого кто?»
- У грача… (грачонок).
- У утки… (утенок).
- У лебедя… (лебеденок).
- У журавля… (журавленок).
- У скворца… (скворченок).
«Кто о ком заботится?»
- Аист заботится… об аистятах.
- Чиж заботится… о чижатах.
- Дрозд заботится… о дроздятах.
- Гусь заботится… о гусятах.
- Соловей заботится… о соловьятах.
«Чей хвост у кого?»
- Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)
- Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)
- Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)
- Какой хвост у гуся? (У гуся гусиный хвост)
- Какой хвост у аиста? (У аиста аистиный хвост)
«Кто кем станет?»
- Грачонок станет… грачом.
- Соловьенок станет… соловьем.
- Скворченок станет… скворцом.
- Лебеденок станет… лебедем.
- Утенок станет… уткой.
- Аистенок станет… аистом.
- Журавленок станет… журавлем.
Педагог-психолог: А нам пора возвращаться в детский сад.
Превращение: «Раз, два, три обернись обратно в детей превратись».
Совместная аппликация «Аисты возвращаются домой».
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, мы с вами вернулись в детский сад. А что это за конверт? В нем заготовки: шаблоны птиц – аистов. Чтобы вспоминать наше превращение в ученых-орнитологов, предлагаю сделать совместную аппликацию «Аисты возвращаются домой».
Во время работы включается фонограмма: звуки весеннего леса.
Дети сгибают шаблоны по образцу педагога, рисуют птицам клюв и глаза, наклеивают птиц «клином» на затонированный голубым цветом ватман. Облака можно сделать из кусочков ваты или способом «обрывания» (из салфетки белого цвета), наклеивая на ватман.
Релаксация (под спокойную релаксационную музыку).
Педагог-психолог:
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
Рефлексия занятия.
Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось быть орнитологами? Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Цветик-семицветик"
Интегрированная образовательная деятельность, обеспечивающая комплексное развитие детей средствами познавательной, коммуникативной деятельности, восприятия художественной литературы....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Экологическое путешествие».
В ходе интегрированной образовательной деятельности у детей формируются элементарные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Страх"
Конспект занятия для формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста могут использовать в работе специалисты: педагоги-психологи, воспитатели.Образовательные области: социально-коммуникати...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Все работы хороши"
Материал предназначен для воспитателй детского сада. В краткой занимательной форме знакомим детей с профессиями взрослых....
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Лучше всех на свете – мамочка моя»
Конспект интегрированной образовательной деятельностив подготовительной к школе группе«Лучше всех на свете – мамочка моя»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Если очень захотеть - можно в космос полететь!"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Если очень захотеть - можно в космос полететь"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе " Школьные принадлежности"
В данном материале ребята ознакамливаются с функциями и предназначениями школьных принадлежностей....