Технология проектов в работе учителя-логопеда ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Никитина Галина Ивановна

В материале представлен практический материал по работе в рамках проектов с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

 детский сад комбинированного вида № 1 «Солнышко» с. Мишкино

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан.

Технология проектов

в работе учителя-логопеда ДОУ.

                                                                Подготовила: учитель-логопед

                                                                высшей квалификационной

                                                                категории Никитина Г.И.

2018 г.

   Слайд 1.

        На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений. 
  На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 
    И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. 
Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми.

Слайд 2

    Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. 

        Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. 

        В логопедической практике проектный метод    дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 

Слайд 3

  Логопедические проекты имеют различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи:  формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания.

Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей,  воспитателей, педагога-психолога,  музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. 

Слайд  4

Цель проектной деятельности логопеда в ДОУ:

 повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Слайд  5

Задачи проектной деятельности:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в  

  процессе коррекции речи. 
2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4. Увеличить объем коррекционного воздействия. 
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям,

приобщать детей к процессу активного познания. 
6. Побуждать детей к совместной деятельности. 
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной

деятельности по коррекции речевых нарушений, широко

использовать родительский потенциал. 
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей  и родителей. 

Слайд  6.

Ожидаемый результат

Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Слайд  7.

  Любой проект предполагает 5 «П»:  проблема – проектирование  (планирование) – поиск информации – продукт – презентация и 6 «П» - портфолио с рабочими материалами, планами, отчетами, рисунками, схемами,  картами, таблицами и др.

 Реализации проекта предполагает несколько этапов: подготовительный, основной и  заключительный. В задачи  подготовительного  этапа входит:

 1. Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

     2. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 

     3. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

    4. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 

Слайд  8.

 Основной этап реализации проектов (практический): 

Его задача:
реализация проектов в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности

Предлагаю вашему вниманию некоторые проекты, которые  успешно были реализованы в нашей речевой группе для детей с ТНР.

Слайд  9

Составим коллаж  «Зимушка-зима»

  Задачи  проекта.

1. Сформировать у детей интерес к приему «коллажирования» как мотиву подготовки к составлению рассказов, сказок, историй.

2. Развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление.

3. Развивать умения детей добиваться результата в работе, ставить перед собой определенную цель, планировать процесс изготовления коллажей.

4. Упражнять детей в умении отбирать для рассказов картинки и правильно  их располагать.

5. Развивать мелкую моторику рук при работе с бумагой и ножницами.

Содержание работы.

1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

2. Изучение  опыта работы по составлению коллажей.

3.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы)

5.Анализ результатов педагогической диагностики

1.Составление  плана  по  теме проекта «Что такое коллаж?»

2. Разработка  цикла  игр-занятий в рамках проектной деятельности.

3.Согласно задачам и содержанию определить формы организации

4.Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения,  литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.

1. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

2. Создание условий для изготовления коллажей.

3. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт.

1.     Подготовка консультативного материала для родителей.

2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.

3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

 

1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта

1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОУ.

2.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

 

Слайд  10

  В процессе работы по изготовлению коллажей у детей должно быть сформировано умение:

  - самостоятельно и последовательно составлять рассказы разного

    содержания;

  - подбирать картинки на определенную тему;

  - пользоваться ножницами, клеем, делать разметку, аккуратно вырезать

    картинки.

  Осваивая приемы «коллажирования», дети получают положительные эмоции, у них появляется желание самим изготавливать коллажи, сочиняя различные истории.

Слайд  11.

 В   результате работы по изготовлению коллажей:

1. Проявление творческих способностей детей.

2. Проявление способности к воображению.

3. Использование коллажа как упражнения сенсорного характера и как средства эмоционального выражения. (Дети изображают картинками то, что они чувствуют.)

4. Удобный вид занятий для общения детей и взрослых, создание совместной красивой композиции.

5. Развитие связной речи ребенка, тонкой моторики рук, творческого мышления.

  Самодельный коллаж – продукт фантазии ребенка, его воображения. Во время изготовления коллажа у него появляется мотивация к созданию самостоятельного произведения. Педагоги и родители – первые помощники в такой работе, как продумывание совместных всевозможных рассказов, сказок, сюжетов.

Следующий проект.

Слайд  12.

Это проект: «Чудесное лукошко»

Задачами которого является: 

1.Развитие познавательно - речевых и творческих способностей детей при разработке этого проекта .

2. Обогащение и систематизация знаний  детей об овощах, произрастающих в нашем регионе;

3. Совершенствование характера и содержания обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

4. Обогащение словаря детей за счет обозначения в речи свойств и качеств овоща (вкуса, цвета, величины и т.д.);

5. Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе проектной деятельности детей;

6. Совершенствование умения составлять описательные рассказы об овощах;

7. Воспитание гуманного отношения ко всему живому, формирование  основ экологической  культуры личности

Содержание работы. В реализацию проекта включились: родители, дедушки, бабушки, братья, сестры.  Была собрана целая коллекция овощей необычной формы: картошка-снеговик, крокодил, черепаха; морковь  и др.- осминог, сказочный замок

1.Составление  перспективного тематического плана  по  теме проекта «Чудесное лукошко»

2. Разработка  цикла  игр-занятий в рамках проектной деятельности.

 

Рассматривание репродукций картин, натюрмортов с изображением овощей;

Чтение  р.н.с «Вершки и корешки»; прослушивание аудиозаписи сказки «Чиполлино»;

 Подвижные игры «Капуста», «Урожай», хороводная игра «Подарки Осени»;

 Разучивание пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла», «Варим суп»;

 Разучивание стихов Е. Тангрыкулиева «Капуста»,         Е. Благининой «приходите в огород»;

Дидактические игры «Чудесный мешечек»,

«Варим суп», «Маленькие художники» ;

Выполнение группового коллажа «Овощная вечеринка»;

 Проведение логоритмических  занятий на темы «Спор овощей»; «Веселый огород», «Пых».

11. Создание ситуации вовлечения детей в реализацию цикла игр – занятий.

12. Создание условий для изготовления поделок, коллажей.

13.     Подготовка консультативного материала для родителей.

14. Проведение родительского собрания по теме проекта.

 

1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.

2. Привлечение специалистов ДОУ к участию в мероприятиях в рамках проекта.

3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта

1.Обобщить опыт работы и оформить в виде фотоотчета, материал представить в методический кабинет ДОУ.

2.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

   

Слайд 13.

Продукт проектной деятельности:

- рисунки детей, выполненные карандашами, цветными восковыми мелками с использованием трафаретов, раскрасок;

- коллажи  «Овощная вечеринка» (коллективная работа), «Гороховая история» (Ямиданова Элиза), «Рассказ о зайчике, козе и кролике» (Биктышева Женя), «Хозяйка однажды с базара пришла» (Каримова Лейсан), «Овощи в корзинке» (Яныбин Тимофей).

- книжки – малышки: «Загадки об овощах» (Ишкинин Максим), «Мальчик и зайчик» (Яныбин Тимофей), «Богатый урожай» (Габдуллин Радмир), «Спор  овощей» (Мугаллимов Роберт).

Слайд 14.

- композиция «Сказка про овощи» (Айгузин Павел)

- изготовление персонажей для рассказов, сказок, историй из натуральных овощей

- изготовление плоскостных изображений овощей для игр, опорной схемы для описания овощей;

- книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию»

- модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов

- наглядные материалы и пособия.

Слайд 15.  В этом учебном году родителям и педагогам был предложен проект:  Использование технологии «Лэпбук» в работе учителя -логопеда ДОУ»

Цель проекта: развитие речи детей с помощью лэпбука, создание условий для активного использования его в речевой деятельности . 
Задачи проекта: 
Для детей: 
1. Способствовать формированию интереса к обучению. 
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас. 
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
4. Развивать общую и мелкую моторику. 
5. Развивать речевое дыхание. 
Для педагогов: 
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности. 
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей . 
Для родителей: 
1. Дать родителям знания о влиянии лэпбука на речь ребенка . 
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. 
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте. 
4. Продукт проекта: лэпбук по лексическим темам и звукопроизношению. 
5. Название и форма итогового мероприятия : итоговые занятия по лепбуку. 
Даты проведения итоговых мероприятий: ноябрь  2018 г.
Ожидаемые результаты по проекту: 
Для детей: 
1. В процессе работы активизируется словарь, развивается связная речь, отрабатывается правильное произношение. Дети хорошо рассказывают, стихи, чистоговорки, потешки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, пересказывают тексты. 
2. Ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом; развивается словотворчество детей; 
3. Ознакомление с работой по лэпбуку способствует развитию продуктивной деятельности, создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; у детей появится интерес к играм, драматизациям. 
Для педагогов: 
1. Повышается компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;
2. Пополняется развивающая предметно-пространственная среда. 
Для родителей: 
1. Развивается совместное творчество родителей и детей. 
появляется родителей с влиянием сказок на речь и здоровье ребенка. 
2. Развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу 
3. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней; 
4. Привлечение родителей и детей остальных групп нашего ДОУ в увлекательный мир лэпбука. 

Слайд  16.
• Изготовление лэпбука совместно с родителями (пошив, изготовление содержимого кармашек – дидактического материала, оформление лэпбука) 
• Беседа с детьми: "Лэпбук – ребятам друг»; 
• Знакомство с лэпбуком; 
• Проведение НОД по лексическим темам и звукопроизношению; 
• Совместная подготовка с детьми к НОД ; 
• Индивидуальная и подгрупповая индивидуальная работа на закрепление лексико – грамматических категорий с помощью лэпбука; 
• рассказывание сказок, рассказов с помощью мнемосхем; 
• Итоговое мероприятие - показ открытых воспитателям ДОУ ; родителям. 
• Оформление отчетной документации, фотоотчет. 
• Доклад на РМО  учителей-логопедов, психологов, дефектологов на тему «Использование технологии лэпбук в ДОУ» (Лэпбук по лексическим темам, звукопроизношению) 2018 г.

Слайд  17.
Результаты работы с лэпбуком: 
• дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок , по сюжетной картинке, с помощью мнемотехники; 
• дети становятся более любознательными; склонными наблюдать, экспериментировать; обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; 
• дети инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; 
• дети активы , успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; 
• они способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, договариватьс ; 
• дети обладают чувством собственного достоинства, чувством веры в себя; 
• дети обладают развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности; 
• у них развиты крупная и мелкая моторика. 
Перспективы развития: накопление и пополнение лэпбука дидактическим материалом.

Слайд 18.

Заключительный этап

 Анализ проектной деятельности и оценка результатов  

эффективности применения логопедических

проектов в коррекционном процессе.

      Данные проекты  можно использовать в любой группе детского сада, в работе с обучающимися в младших классах, кружковой работе с детьми в зависимости от их личного опыта, уровня речевого развития и индивидуальных способностей.

Слайд 19.

Слайд 20.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...