Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения
консультация по коррекционной педагогике

Пичугова Ольга Владимировна

Выполняя эти упражнения, вы поможете своему ребенку избежать нарушений письма и чтения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС « Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения » Подготовила: учитель-логопед Пичугова О.В.

Слайд 2

Самые распространенные ошибки, допускаемые обучающимися: - многочисленные пропуски букв, чаще гласных; - повторение одной и той же буквы («ПИРОП» вместо «пирог»); - замены букв («ЛУДИ» вместо «люди», «БЫРА» вместо «дыра»); - недописывание слов (слогов, букв), перестановка слогов (« рабабан » вместо «барабан»), - ошибка в ударных слогах («СОДИК» вместо «садик»); - зеркальное написание букв; - отсутствие точки в конце предложения или потеря заглавной буквы в его начале; - затруднения в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слов; - «корявый почерк», сползание букв со строки, разнородные по ширине и высоте буквы, различный наклон букв, колебание почерка.

Слайд 3

ДИСГРАФИЯ - частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Слайд 4

ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию , алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития . К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном , натальном , постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Слайд 5

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии , относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР . К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Слайд 6

ВИДЫ ДИСГРАФИИ: В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии : артикуляторно-акустическую дисграфию , связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия; акустическуюдисграфию , связанную с нарушением фонемного распознавания; дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза; аграмматическуюдисграфию , связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи; оптическуюдисграфию , связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Слайд 7

Наряду с «чистыми» формами дисграфии , в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет: I. Специфические нарушения письма 1. Дисграфии : 2. Дизорфографии : Морфологические дизорфографии . Синтаксические дизорфографии . II. Неспецифические нарушения письма , связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Слайд 8

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ.

Слайд 9

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения : в слове столько слогов, сколько гласных.

Слайд 10

Учителю можно использовать для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения: 1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. 2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. 3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). 4. Назвать гласные в слове. 5. Записать только гласные данного слова. 6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

Слайд 11

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. 8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру. 9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов. 10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. 11. Выделить, объединить слоги в слове, предложении, прочитать полученное слово или предложение, ( например,из первых слогов предложенных слов составить слова и объединить их в предложение: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа. 12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз , ут__ , лод__ , ка__ , ка__даш . 13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын , лас, точ , лес, ка ). 14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Слайд 12

Игра «Отгадайте, кого я называю?» Цель : развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают ( Се-рё-жа , А-ри-на ).

Слайд 13

Игра «Перевёртыши» Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему. Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос , на; чай, ка ; вес, на; ка , мыш ; бан , ка ; ла , ска , ни, тка;ра . но; ка , кой.

Слайд 14

Игра «Цепочка» Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова ( ок-но , но-ра , ра-ма ).

Слайд 15

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» Цель: развитие навыков слогоделения , внимания, быстроты мышления. Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Слайд 16

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Слайд 17

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

Слайд 18

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове. II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

Слайд 19

При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

Слайд 20

Игра «У кого хороший слух?» Цель : развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Слайд 21

Игра «Какой звук чаще всего слышим?» Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага.

Слайд 22

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй». Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

Слайд 23

Кроме игр, на уроке, да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза: 1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество. 2. Придумать слово с 4,5 звуками. 3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков. 4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки ( картинки не называются). 5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. 6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви .. ка , ут ..а, лу ..а, б.. нокль .

Слайд 24

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка). 8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки. 9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать. 10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

Слайд 25

11. Подобрать слово с определенным количеством звуков. 12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв: Ручка, рот, Уля , час, кот, Аня, роза, угол, чаша, каша, аист, рукав, улика, чехол, корка, астра

Слайд 26

13. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук - суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон; в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово. 14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира). 15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.

Слайд 27

Игра в кубик . Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

Слайд 28

17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша). 18. Составить графическую схему предложения. 19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос , топ-пот. 20. Вписать буквы в кружки.Например , вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

Слайд 29

21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка). 22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии. 23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Например: сом, косы, мак, топор, забор. 24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама. 25. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.

Слайд 30

Конечная цель работы учителя – формирование действий фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников"

В последние годы возросло количество детей, которые испытывают трудности обучения в начальной школе, в том числе затруднения с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия). Например, ребенок пропускает и...

Профилактика нарушений письма и чтения

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста. Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во много...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».

Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов  г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей  школ и педагогов коррекционного...

Профилактика нарушений письма и чтения

Выступление на ГМОучителей- логопедов ДОУ в виде мини-мастер-класса для родителей о профилактике нарушений письма и чтения....

Информационный буклет для родителей "Игры и упражнения направленные на профилактику нарушения письменной речи"

Буклет предназначен для родителей воспитанников подготовительной группы...

Профилактика нарушений письма и чтения у детей.

Консультация для родителей: "Профилактика нарушений письма и чтения у детей"...

Консультация для родителей: «Профилактика нарушений письма и чтения у старших дошкольников»

Консультация для родителей:«Профилактика нарушений письма и чтения у старших дошкольников»...