Профилактика нарушений письма и чтения
консультация на тему
Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста. Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны, поэтому и профилактическая работа имеет много общего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushenie_chtenie_i_pisma.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений чтения и письма
Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста. Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны, поэтому и профилактическая работа имеет много общего.
Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.
5. Определить место слова в предложении – какое по счету.
6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.
А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:
1. Выделить гласный звук из слога и слова.
2. Определить место гласного звука в слове (начало, середина или конец слова).
3. Назвать гласные в слове.
4. Записать только гласные звуки данного слова.
5. Определить пропущенный слог в слове: __буз, __жа, жа__, ли__.
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).
7. Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.
Примерные задания по формированию звуко-буквенного анализа:
1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.
2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
4. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.
5. Преобразование слов:
а) добавить звук: мех – смех; рак – брак, роза – гроза;
б) изменяя один звук слова, составить цепочку слов: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сор;
в) переставить звуки местами: липа – пила, палка – лапка;
6. Какие слова можно составить из букв одного слова: ракета – ракета, огород – город, дорога – гора, рога, род, город.
7. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: сом – мороз – заяц – цыпленок – кубик – класс – стая.
8. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
9. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т.д. (с….. – соревнование).
10. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: кот – ток, нос – сон, сор – рос.
11. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: порт, арбуз, ранец, торт, астра. Дети выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (парта).
12. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.
13. Какой звук убежал (лампа – лапа, речка – река, гроза – роза)?
14. Найти общий звук в словах: платье – лавка, собака – озеро, балет – облако.
На начальных этапах работы делается опора на проговаривание.
Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения.
Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение. Работа над предложением строится по следующему плану:
· Двусоставные предложения, включающие существительные в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (Мальчик бежит. Девочка рисует.).
· Другие двусоставные предложения. Распространенные предложения из 3 – 4-х слов: существительное, глагол, прямое дополнение (Мальчик пьет молоко.).
· Предложения типа:
Дети купаются в реке.
Девочка стирает платье кукле.
Мама дает сумку дочке.
В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета.
Следующие виды заданий:
· Ответы на вопросы;
· Составление предложений устно;
· Составление предложений в письменной форме.
Если ребенок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звукослоговой синтез.
Ребенку можно предложить упражнения:
· Назвать слово, произнесенное отдельными звуками (к, о, ш, к, а);
· Назвать слитно слово, произнесенное по слогам;
· Составить слово из слогов, которые даны в беспорядке:
· Произнести слитно предложение, которое дано по слогам (на-тра-ве-не-вид-но-троп-ки).
Наконец, проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов:
· Прочитать слово и показать соответствующую картинку; выполнить действие; ответить на вопросы;
· Прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку;
· Выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картинки;
· Найти в тексте ответ на вопрос;
· Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.
Параллельно необходимо обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия.
Развитие зрительного восприятия форм.
1. Из каких фигур нарисованы флажки. Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.
2. Чем похожи домики? Из каких фигур они построены.
Развитие фонематического восприятия.
1. Упражнение на выявление фонематического восприятия.
Осуществление тонкое дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции. (Приёмы: предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант – записать первую букву слов – «труба», «дом», «дуб», «трамвай»).
2. Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа.
а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».
б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова)
шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка.
3. Сравнение слов (выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).
- Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?
- Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
- Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?
- Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов больше и почему?
- Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
- Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
- Какое слово больше: «мышка» или «мишка»?
- Какое слово короче: «усики» или «усы»?
4. Мягкие буквы (направлено на запоминание формы буквы соотношения её частей и пропорций).
Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).
5. Волшебный домик.
Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)
6. Полминутки на шутки.
Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!»
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Мы собрали васильки,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основные направления логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения
основные задачи коррекционного обучения и направления коррекционной работы...
Памятка для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников"
В последние годы возросло количество детей, которые испытывают трудности обучения в начальной школе, в том числе затруднения с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия). Например, ребенок пропускает и...
Игры и упражнения, направленные на профилактику нарушений письма и чтения
Выполняя эти упражнения, вы поможете своему ребенку избежать нарушений письма и чтения...
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».
Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей школ и педагогов коррекционного...
Профилактика нарушений письма и чтения
Выступление на ГМОучителей- логопедов ДОУ в виде мини-мастер-класса для родителей о профилактике нарушений письма и чтения....
Профилактика нарушений письма и чтения у детей.
Консультация для родителей: "Профилактика нарушений письма и чтения у детей"...
Консультация для родителей: «Профилактика нарушений письма и чтения у старших дошкольников»
Консультация для родителей:«Профилактика нарушений письма и чтения у старших дошкольников»...