Роль положительного оценивания детей дошкольного возраста в формировании самооценки и уверенности в себе
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Роль положительного оценивания детей дошкольного возраста в формировании самооценки и уверенности в себе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль положительного оценивания детей дошкольного возраста | 14.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль положительного оценивания детей дошкольного возраста в формировании самооценки и уверенности в себе.
Приоритетной задачей современного педагога является установка на развитие личности ребенка, на развитие его творческого потенциала, умение мыслить , делать самостоятельный выбор, самостоятельно принимать решения. Успешность решений этих задач зависит от того, как ребенок научится самостоятельно оценивать себя и свои поступки, понимать окружающий его мир людей и природы. Нередко в процессе воспитания и обучения у ребенка возникают проблемы, трудности.
Задача педагога создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Поэтому очень важна положительная оценка воспитателя.
Если ребенок чувствует такую поддержку взрослого, он не боится пробовать, экспериментировать, высказывать свое мнение. Не боится ошибиться, а совместно со взрослым (при его поддержке) ищет правильные пути решения проблемы.
У ребенка воспитывается уверенность в себе и своих силах. Проходящая на сегодняшний день модернизация дошкольного образования тесно связана с проведением в жизнь гуманитарных ценностей. Достижения ребенка необходимо оценивать в соответствии с собственным личностным ростом и не сравнивать с результатами других детей.
В системе оценивания деятельности ребенка я считаю эффективным метод поощрения. В своей практической деятельности я использую различные фишки и маленькие призы «Звания» - лучший помощник, лучший художник, лучший рассказчик и др. Ребенок получает положительную оценку и одобрение взрослого, а вместе с этим и признание, уважение сверстников, что дает ему стимул к дальнейшему развитию и совершенствованию. И самое важное- формирует положительную самооценку , социальную уверенность.
Я считаю это одним из главных факторов, помогающих ребенку ощутить себя значимым, личностью, дающим возможность поверить в себя, свои силы, а это в свою очередь ценно при формировании психологической готовности к школе. Подготовленный к школе ребенок должен быть зрелым не только физически, но и должен достигнуть определенного уровня в умственном и эмоционально-волевом развитии. Имеет значение уровень сформированности саморегулирующего поведения, проявления волевых усилий для решения поставленных задач. Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, что бы он находился в атмосфере уважения, любви и психологического благополучия.
В противном случае ребенок испытывает негативные переживания (иногда даже не осознавая этого), что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает доброе отношение, любовь окружающих людей на эмоциональном и интеллектуальном уровне, и если он не получает добрых эмоций, у него могут возникнуть неадекватные реакции (защитные), формируется социальный страх, неуверенность в себе и низкая самооценка.
Самооценка ребенка, его отношение к себе определяются его поведением, а в дальнейшем и успеваемостью в школе. Каждый человек стремится к пониманию и одобрению со стороны окружающих его людей. Ребенок оценивает себя глазами социума, его самооценка- это отражение оценки социума. И какова самооценка ребенка таков и его социальный статус, а значит и его психологическое здоровье. Формирование положительной самооценки у дошкольников зависит от целенаправленного руководства воспитателя.
В качестве основных методов в своей практике я использую арт-терапию, игротерапию, психогимнастику.
В своей практике я не оцениваю ребенка по частным нормативам, а вижу ребенка в его существенных чертах. Наиболее значимым считаю не только признаки качества своеобразия возраста, сколько признаки личностного образования ребенка. Основной критерий в оценке развития и деятельности ребенка не возрастной, а общечеловеческий. Нужную информацию о ребенке получаю при наблюдении и применении ряда методик, например: беседы, игровые занятия.
Диагностическое обследование с помощью беседы провожу с каждым ребенком индивидуально, при затруднениях использую иллюстрации с изображением объектов, о которых идет речь. Эта работа необходима для постановления педагогического процесса, основанного на индивидуально- психологических особенностях каждого ребенка дошкольного возраста, которые диагностируются с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.
Всегда служит важным средством установления контакта с ребенком, создает атмосферу доверия. Для этого ребенку предоставляется возможность свободно высказывать свои мысли и свое отношение (по теме беседы).
Ребенку важно ощутить поддержку взрослого, его положительное отношение, готовность прийти на помощь. Ребенок ощущает психологический, эмоциональный комфорт. Что способствует раскрепощению, раскрытию своих внутренних резервов. У дошкольника развивается чувство своей успешности, что поможет ему успешно учиться в школе.
Создаю в группе социальные условия для самовыражения ребенка, это дает возможности для внутреннего саморазвития. Положительная оценка ребенка и его деятельности- это одно из важных условий формирования положительной самооценки ребенка и это одно из значимых условий становления личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...
Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, ...
Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам свой мастер-класс и поделиться опытом работы по исследовательской деятельности, где постоянно находятся новые, интересные, необычные способы решения поставленн...
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Материал содержит описание по данной теме, методы и приемы. раскрывается актуальность данной проблемы. Рекомендуемые источники для достижения результата....
Воспитание положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в подвижной игре
Воспитание положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в подвижной игреДошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные ...