Шарики Марблс как средство развития познавательных и речевых способностей дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике
В данной статье содержится подбор дидактических игр со стеклянными шариками-Марблс. Игры направлены на развитие различных сторон речи - лексической стороны, граммстроя речи, автоматизации звукопроизношения. Материал доступен логопедам, родителям и воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shariki_marbls.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Невьянского городского округа детский сад № 1 «Карусель»
Методическая разработка на тему:
«Шарики Марблс как средство развития познавательных и речевых способностей дошкольников».
Автор: _Шпакова Е.В.________, Учитель-логопед МАДОУ детский сад № 1«Карусель», |
г. Невьянск
2018 г.
Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом детям любого возраста. Нетрадиционные игры используются для разнообразия занятий, эмоциональной разгрузки и развития познавательных процессов. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно-развивающий прием для расширения и закрепления ребенком знаний, умений, навыков. В нетрадиционных играх нет ничего сложного или непонятного для ребенка. Игры имеют легкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей. На сегодняшний день методов и приемов известно много.
К ним относятся:
-ароматерапия
-пескотерапия
-су-Джок терапия
-хромотерапия и т.д.
Все эти приемы способствуют улучшению эмоционального состояния детей, развивают мелкую моторику, способствуют развитию мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, воображения.
Я хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным материалом, который использую в своей практике. Это камешки марблс. Применение камешков марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков.
Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.
Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные).
Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») – удобны в применении, они не перекатываются. Они также берут свое начало от игрушек древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, соль, пыль, янтарь и каплю воды.
Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших, высокотехнологичных игрушек.
На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с камешками марблс, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта.
Задачи использования данного пособия:
1.Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
2. Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Формировать и закреплять правильный образ буквы.
6. Развивать внимание, память и мышление.
7. Развивать фантазию ребенка.
8. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Можно оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп и т.д.).
Все упражнения и игры варьируются в зависимости от умственного развития ребенка, его моторных и возрастных особенностей, а также от заинтересованности в игре. В ходе игры, с одной стороны, предусмотрено решение сенсорных задач, а с другой, приобретение новых знаний и умений.
Предлагаю вам игры и игровые приемы при работе с данным материалом.
- Упражнение «Знакомство»
Оборудование – камешки Марблс парные по цвету (2 синих, 2 красных и т.д.)
Каждый участник по очереди достает из коробки камешек Марблс и называет себя той формой своего имени, которое ему больше нравится (например Катюша, Екатерина, Катя, Екатерина Владимировна и т.д.). А остальные запоминают.
Затем предлагается найти себе пару – того человека, у которого оказался камешек такого же цвета. Когда пары найдены, ведущий спрашивает, помнят ли участники, как зовут друг друга (должны назвать именно теми именами, какими представились участники в начале).
Как правило, все современные дети страдают дизартрией. Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, возникающее в результате поражения нервной системы. При всех видах дизартрии одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж. Но многие из нас не имеют специального медицинского образования для его проведения, и основной принцип нашей работы – не навреди. Логопедический массаж включает в себя массаж частей лица и рук. Для самомассажа рук можно применять различные предметы – мячики, ребристые карандаши, специальные массажные шарики, а также камешки Марблс. Они приятные на ощупь, но удержать их довольно трудно – они гладкие, скользкие.
Массаж с камнями Марблс
Маленькие шарики при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Марблс умещаются в детской ладошке, поэтому их с легкостью можно использовать для самомассажа. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений.
Массаж шариками марблс -хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук.
Упражнения
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки шариком
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце ,как и мама,
Лишь одно бывает
Растирание ладоней
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Сжимание ладоней
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём»
Также можно проводить следующие упражнения с проговариванием звуков, слогов, чистоговорок:
- Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» шарик в середину ладони другой руки.
-Скатывать шарик с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
-Раскатывать шарик по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
-Удерживать шарик между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
-Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Основным и главным видом деятельности в жизни дошкольника является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети любят все необычное, новое, и поэтому я стараюсь даже знакомые игровые приемы сделать увлекательными.
- Золушка
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
а. Разбери по цвету.
б) Разбери по форме.
в) Разбери по размеру.
- Найди шарик
Развивая познавательные процессы на логопедических занятиях, не стоит забывать о развитии мелкой моторики рук. Хотя сама работа с камешками уже благотворно влияет на моторику, можно добавить усложненные и интересные варианты.
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики
Найти шарик в песке, в крупе и т.д.
Игра : найди клад (поиск шариков в сухом бассейне)
- Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.
Цель: подбирать камушки определенных размеров и цветов, развитие мелкой моторики.
а) «Выложи по контуру».
б) «Укрась картинку»
в) Выкладывание ритмичного ряда по цвету, форме.
г) повтори узор, выложи по образцу.
- Развитие пространственных представлений.
а) «Помоги медвежонку найти медведицу»
«Помоги котенку найти дорогу к домику»
«Помоги улитке доползти к грибам»
« Помоги зайцу дойти до малины» и т.д.
б) Задания на пространственную ориентацию
в) «Лабиринты»
г) «Лабиринты на автоматизацию звуков»
д) графический диктант
е) зрительная память
- Звукобуквенный анализ слов.
а)«Назови первый и последний звук в слове»
б) «Звуковые бусы»
в) «Волшебный мешочек»
Г) «Нарисуй звуковой домик»
Д)поймай звук
- Работа по коррекции дисграфии.
а) «Укрась букву»
б) «Зеркало» (зеркальное отображение букв)
в) «Техники»
г) «Выложи букву»
д)»Сломанная буква»
- Самостоятельные игры.
Дети придумывают сюжет сами, выкладывают рисунки, а потом составляют рассказ.
- Игры в песке с камушками марблс.
- Рефлексия
В конце мероприятия гостям предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После мастер-класса мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"
Использование в работе с детьми шариков марблс успешно развивает фантазию и творчество детей. Такое доступное и привлекательное пособие помогает разнообразить логопедические занятия и повышает интерес к коррекционной деятельности.
Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей , поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации.
В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ней решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...
Детское экспериментирование как средство развития познавательных и коммуникативных способностей. .
Консультация знакомит родителей дошкольников с детским экспериментированием как средством развития познавательных и коммуникативных способностей....
Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста
На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...
Интеллект-карты как средство развития познавательного и речевого развития.
Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять инт...
Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)
Детско–взрослый образовательный проект«Домашние обитатели»(развитие познавательных и речевых способностей детей)...
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию поэтапно-творческий перспективный план на тему: " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный мате...