Программа психолога для работы с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Программа для работы с детьми в период адаптации к ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_raboty_v_period_adaptatsii_k_dou.docx | 76.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»г. Красноярск
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. зав. по ВМР Заведующий МБДОУ № 322
К.А. Мухаматгалеева
_______________ _________________________
« » ______ 201_г. « » ____________ 201_г.
Программа
психолога для работы с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению
Составитель:
педагог-психолог Иванова Т.Н.
Красноярск, 201_
ВВЕДЕНИЕ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИГРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Цель - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых мероприятий:
> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
> обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
> развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети
постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
СТРУКТУРА И ФОРМА ИГРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Как правило, игровое мероприятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводит совместно с родителями.
Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:
> совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
> неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.
Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГРОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:
> Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
> Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
> Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные,
живые и естественные реакции.
> В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игры.
> Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.
Надеемся, что предложенные в пособии советы, упражнения и игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей в сложный адаптационный период, сделают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.
Месяц, | Наименование | Цель (задачи) занятия | Содержание занятия | ||
неделя | разделов, тем | ||||
Октябрь | Занятие 1 | -создание положительного | 1.Приветствие. | ||
«Божья коровка» | эмоционального настроя в | 2.Сюрпризный момент | |||
2 неделя | группе; | (божья коровка). | |||
- развитие умения действовать | 3. | Беседа (предлагается | |||
соответственно правилам игры; | определить цвет, форму, | ||||
развитие координации движений, | величину игрушки, | ||||
общей и мелкой моторики, | количество точек на спине). | ||||
ориентации во всем теле. | 4. | Подвижная игра «Поймай | |||
-развитие зрительного | божью коровку» | ||||
восприятия (цвета, формы, | 5. | Пальчиковая гимнастика. | |||
размера предметов); | 6. | Дыхательное упражнение | |||
- развитие внимание, речи и | (звук «А», «У»). | ||||
воображения. | 7. | Подвижная игра «Божьи | |||
коровки и ветер» | |||||
8. | Рисование божьей | ||||
коровки (пальчиками). | |||||
9. | Прощание. | ||||
Октябрь | Занятие 2 | - создание атмосферы социальной | 1. | Приветствие. | |
«Листопад» | безопасности; | 2. | Беседа «Приметы времени | ||
- снятие эмоционального и | года» | ||||
3 неделя | мышечного напряжения; | 3.Подвижная игра | |||
- снижение импульсивности, | «Зашагали ножки» | ||||
повышенной двигательной | 4. | Игра «Дождик и | |||
активности; | солнышко» | ||||
- развитие слухового внимания, | 5. | Упражнение –энергизатор | |||
произвольности, быстроты | «Листопад» | ||||
реакций; | 6. | Рисование. (Тема: | |||
- развитие речи, воображения, | «Летящие листья». | ||||
творческих способностей. | 7. | Прощание. | |||
Октябрь | Занятие 3 | - сплочение группы, развитие | 1. | Приветствие. | |
«Мячик» | умения взаимодействовать со | 2. | Беседа (предлагается | ||
4 неделя | сверстниками; | определить цвет, форму, | |||
- повышение эмоционального | величину мяча). | ||||
тонуса; | 3. | Разучивание | |||
- развитие ориентации в | стихотворения С. Маршака | ||||
пространстве; | «Мой веселый звонкий | ||||
- бучение отражению в речи | мяч». | ||||
своего местонахождения, | 4.Подвижная игра | ||||
местонахождения других детей, | «Мячики». | ||||
предметов; | 5.Подвижная игра «Прятки». | ||||
-развитие зрительного и | 6. | Игровое упражнение | |||
тактильного восприятия, речи и | «Волшебный мешочек» | ||||
воображения. | 7. | Прощание. | |||
Ноябрь | Занятие 5 | - развитие умения согласовывать | 1.Сюрпризный момент (в | ||
«Веселый | свои действия с действиями | гости пришел Петрушка). | |||
1 неделя | Петрушка» | других людей, с правилами игры, | 2.Игровое упражнение «Где | ||
с ритмом стиха; | же, где же наши ручки?». | ||||
- закрепление знаний детей о | 3. | Игровое упр. «Карусели». | |||
принадлежности к полу, | 4.Показ и выполнение | ||||
(девочка-мальчик); | движений под | ||||
- закрепление пространственных | стихотворение «Прыгай, | ||||
представлений («верх», «низ»); | прыгай веселей!» | ||||
- развитие общей и мелкой | 5. | Беседа. | |||
моторики; | 6. | Прощание с Петрушкой. | |||
- развитие восприятия, речи, | |||||
воображения. | |||||
Занятие 6 | - развитие коммуникативных | 1. | Приветствие. | ||
«Мячики» | навыков; | 2. | Упр. «Мячики» | ||
2 неделя | - снятие эмоционального и | 3. | Релаксация. | ||
мышечного напряжения; | 4. | Пальчиковая игра «Друг | |||
- развитие ориентации в | веселый, мячик мой». | ||||
собственном теле; | 5. | Игровое упр. с мячом в | |||
- развитие общей и мелкой | парах под музыку. | ||||
моторики; | 6.Рисование. | ||||
- развитие зрительного | 7. | Прощание. | |||
восприятия, речи и воображения. | |||||
Занятие 7 | -создание положительного | 1.Приветствие. | |||
«Зайка» | эмоционального настроя в | 2. | Беседа о признаках | ||
3 неделя | группе; | времени года. | |||
- развитие умения подражать | 3. | Пальчиковая игра «Мы | |||
движениям взрослого; | слепили снежный ком». | ||||
- развитие координации | 4. | Сюрпризный момент | |||
движений, общей и мелкой | (Зайчик). | ||||
моторики; | 5. | Игровое упр. «Зайка | |||
- развитие умений подчиняться | серенький сидит». | ||||
правилам игры; | 6. | Подвижная игра «Заяц и | |||
- снижение излишней | лиса». | ||||
двигательной активности, | 7. | Упр. «Волшебный | |||
импульсивности; | мешочек». | ||||
- развитие тактильного | 8. | Прощание. | |||
восприятия, речи, воображения. | |||||
Занятие 8 | - снижение эмоционального | 1. | Приветствие. | ||
«Мыльные | напряжения и агрессии; | 2. | Загадка. (о мыльных | ||
4 неделя | пузыри» | - снижение излишней | пузырях). | ||
двигательной активности и | 3. | Беседа.(какой формы | |||
импульсивности; | бывают пузыри, какого | ||||
- сплочение группы; | цвета, размера , как летят и | ||||
- развитие чувства ритма, общей | т.д). | ||||
и мелкой моторики; | 4. | Пальчиковая гимнастика. | |||
- развитие внимания, речи и | 5. | Игра «Надувайся , | |||
воображении. | пузырь». | ||||
6. | Упр. «Мыльные пузыри». | ||||
7. | Пальчиковая гимнастика | ||||
8. | Прощание. | ||||
Декабрь | Занятие 9 | - создание положительной | 1. | Приветствие. | |
«Музыканты» | эмоциональной обстановки; | 2.Беседа «Кто такие | |||
1 неделя | - сплочение группы; | музыканты?» | |||
- развитие образности слухового | 3. | Театрализация. | |||
восприятия; | 4. | Упр. «Угадай инструмент | |||
- развитие слуховой и зрительной | и кто на нем играл». | ||||
памяти; | 5. | Пальчиковые игры. | |||
- развитие общей и мелкой | 6.Прощание. | ||||
моторики; | |||||
- развитие внимания, речи и | |||||
воображения. | |||||
Занятие 10 | - оптимизация детско – | 1. | Приветствие. | ||
«Мамин день» | родительских отношений; | 2. | Беседа о маме. | ||
2 неделя | - воспитание доброго отношения | 3. | Упр. «Наряжаем мам» | ||
к маме; | 4. | Пальчиковая гимнастика. | |||
- развитие двигательных | 5. | Упр. «Узнай по голосу» | |||
навыков; | 6. | Прощание. | |||
- развитие восприятия, внимания | |||||
и речи. | |||||
Занятие 11 | - сплочение группы, | 1. | Сюрпризный момент. | ||
«Мишка» | - снятие эмоционального | 2. | Упр. «Хоровод с | ||
3 неделя | мышечного напряжения, | медвежонком» | |||
тревожности; | 3. | Пальчиковые игры. | |||
- развитие общей и мелкой | 4. | Подвижная игра «У | |||
моторики; | медведя во бору». | ||||
- развитие внимания, речи и | 5. | Прощание. | |||
воображения. | |||||
Занятие 12 | - преодоление упрямства, | 1. | Приветствие. | ||
«Непослушные | негативизма в период кризиса 3-х | 2. | Сюрпризный момент | ||
4 неделя | мышата» | лет; | (игрушечная мышка). | ||
- формирование положительной | 3. | Игра «Непослушные | |||
самооценки; | мышата». | ||||
- развитие умения подчиняться | 4. | Упр. «Все наоборот». | |||
правилам игры; | 5.Подвижная игра «Мышки- | ||||
- развитие слухового внимания, | шалунишки». | ||||
быстроты реакции; | 6. | Игра «Мышки спят». | |||
- развитие общей и мелкой | 7. | Разминка. | |||
моторики; | 8. | Игра «Мышки и часы» | |||
- развитие чувства юмора, речи и | 9. | Пальчиковые игры. | |||
воображения. | 10. Прощание. | ||||
Занятие 13 | - сплочение группы, обучение | 1.Приветствие. | |||
«Колобок» | навыкам сотрудничества; | 2. | Инсценировка сказки | ||
5 неделя | - развитие общей и мелкой | «Колобок». | |||
моторики, координации | 3. | Пальчиковая гимнастика | |||
движений; | (во время инсценировки | ||||
- развитие восприятия (вкусового, | сказки). | ||||
тактильного, зрительного, | 4.Хоровод «Песенка для | ||||
обонятельного); | колобка» | ||||
- развитие пространственных | 5. | Прощание. | |||
представлений; | |||||
- развитие внимания, речи и | |||||
воображения. | |||||
Январь | Занятие 14 | - формирование положительной | 1. | Приветствие. | |
«Котята» | самооценки; | 2. | Упр. «Угадай, кто | ||
2 неделя | - развитие стремления | разговаривает? | |||
сопереживать, помогать друг | 3. | Подвижная игра «Котята | |||
другу; | и собака». | ||||
- снятие мышечного напряжения; | 4. | Упр. «Бабочки» | |||
- развитие умения выражать | 5. | Психогимнастика | |||
эмоции ; | «Ручей». | ||||
- развитие слухового восприятия; | 6. | Прощание. | |||
- развитие общей и мелкой | |||||
моторики. | |||||
Занятие 15 | - создание положительного | 1.Сюрпризный момент | |||
«Новый год» | настроя в группе; | (игрушечный Дел Мороз). | |||
3 неделя | -отработка быстроты реакции; | 2.Пальчиковая гимнастика | |||
-развитие общей и мелкой | под рифмовку (дети | ||||
моторики, ориентации в | здороваются с Дедом | ||||
собственном теле; | Морозом). | ||||
- развитие тактильного | 3. | Беседа о предстоящем | |||
восприятия, речи, воображения. | празднике. | ||||
4. | Упр. «Танец у елки» | ||||
5. | Игровое упр. «Дед Мороз, | ||||
Дед Мороз, ты нам носик | |||||
заморозь». | |||||
6.Пальчиковая игра | |||||
«Пальчики у нас попляшут». | |||||
7. | Упр. на развитие | ||||
тактильного восприятия (с | |||||
бутылками с холодной и | |||||
горячей водой). | |||||
8. | Упр. «Сюрприз от Деда | ||||
Мороза». | |||||
9. | Упр. «Волшебный | ||||
мешочек». | |||||
10. Прощание. |
Февраль | Занятие 16 | 1. Развитие зрительного | 1.Приветствие. | |||||||||||||||||||||
"Сказки" | восприятия. | 2.Беседа по сказке «Колобок», | ||||||||||||||||||||||
1 неделя | 2. | Совершенствование | навыков | выполнение игровых заданий. | ||||||||||||||||||||
счета. | 3. | Упражнение «Закончи сказку» | ||||||||||||||||||||||
3. | Развитие | мышления | и | речи | 4. | Упражнение «Портрет колобка» | ||||||||||||||||||
(активизация и обогащение сло- | 5. | Упражнение «10 слов» | ||||||||||||||||||||||
варного | запаса, | 6. | Игра «Зевака» | |||||||||||||||||||||
совершенствование | 7. | Прощание. | ||||||||||||||||||||||
грамматического строя и на- | ||||||||||||||||||||||||
выков связной речи). | ||||||||||||||||||||||||
4. | Развитие внимания и памяти. | |||||||||||||||||||||||
5. | Развитие | общей | и | мелкой | ||||||||||||||||||||
моторики. | ||||||||||||||||||||||||
6. | Совершенствование | навыков | ||||||||||||||||||||||
общения. Воспитание доброже- | ||||||||||||||||||||||||
лательного | отношения | к | ||||||||||||||||||||||
окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 17 | 1.Развитие | зрительного | 1. | Приветствие | ||||||||||||||||||||
"Три медведя" | восприятия | (цвет, | величина, | 2. | Беседа по сказке «Три медведя» | |||||||||||||||||||
2неделя | форма). | 3. | Подвижная игра «Мишутка» | |||||||||||||||||||||
2. | Развитие | целенаправленного | 4. | Упр. «Какой предмет лишний» | ||||||||||||||||||||
внимания. | 5. | Упр. «Продолжи ряд». | ||||||||||||||||||||||
3. | Развитие | мышления | и | речи | 6. | Упр. «Комплименты» | ||||||||||||||||||
(активизация и обогащение сло- | 7. | Прощание. | ||||||||||||||||||||||
варного | запаса, | |||||||||||||||||||||||
совершенствование | ||||||||||||||||||||||||
грамматического строя и на- | ||||||||||||||||||||||||
выков связной речи). | ||||||||||||||||||||||||
4. | Развитие | общей | и | мелкой | ||||||||||||||||||||
моторики. | ||||||||||||||||||||||||
5. | Воспитаниенравственно- | |||||||||||||||||||||||
волевых качеств. | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 18 | 1. | Развитие слухового и | 1. | Приветствие | ||||||||||||||||||||
"Времена года" | зрительного восприятия. | 2. | Беседа «Временя года» | |||||||||||||||||||||
3 неделя | 2. | Развитие внимания и | 3. | Упражнение «Осенние листья» | ||||||||||||||||||||
наблюдательности. | 4. | Разучивание стихотворения. | ||||||||||||||||||||||
3. | Развитие мышления и речи | 5. | Игра «Что изменилось?» | |||||||||||||||||||||
(активизация и обогащение сло- | 6. | Установление | ||||||||||||||||||||||
варного запаса, | последовательности событий по | |||||||||||||||||||||||
совершенствование | серии сюжетных картинок. | |||||||||||||||||||||||
грамматического строя и на- | Составление рассказа. | |||||||||||||||||||||||
выков связной речи). | 7. | Игра «Зевака» | ||||||||||||||||||||||
4. | Развитие памяти. | 8. | Упр. «Комплименты» | |||||||||||||||||||||
5. | Развитие общей и мелкой | 9. | Прощание | |||||||||||||||||||||
моторики. | ||||||||||||||||||||||||
6. | Совершенствование навыков | |||||||||||||||||||||||
общения. Воспитание доброже- | ||||||||||||||||||||||||
лательного отношения к | ||||||||||||||||||||||||
окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Март | 1.Развитие | слухового | и | 1. | Приветствие | |||||||||||||||||||
Занятие 19 | зрительного восприятия. | 2. | Беседа «Приметы осени» | |||||||||||||||||||||
2 неделя | "Кто самый внимательный" | 2. | Развитие внимания и памяти. | 3. | Упражнение «Осенние листья» | |||||||||||||||||||
3.Развитие | мышления и | речи | 4. | Повторение стихотворения «Как | ||||||||||||||||||||
(активизация и обогащение сло- | у нашего кота шубка очень | |||||||||||||||||||||||
варного | запаса | по | темам | хороша». | ||||||||||||||||||||
«Осень», «Фрукты», «Овощи»; | 5. | Игра «Найди отличия» | ||||||||||||||||||||||
совершенствование | 6. | Игра «Осенние приметы». | ||||||||||||||||||||||
грамматического | строя | и | 7. | Игра «Овощи-фрукты» | ||||||||||||||||||||
навыков связной речи). | 8. | Упр. «Кто самый | ||||||||||||||||||||||
4.Развитие | двигательных | внимательный»» | ||||||||||||||||||||||
навыков. | 9. | Прощание | ||||||||||||||||||||||
5.Совершенствование | ||||||||||||||||||||||||
коммуникативных навыков. | ||||||||||||||||||||||||
Воспитание доброжелательного | ||||||||||||||||||||||||
отношения к окружающим | ||||||||||||||||||||||||
1.Развитие | зрительного | и | 1. | Приветствие | ||||||||||||||||||||
Занятие 20 | тактильного восприятия. | 2. | Беседа «Что изменилось?» | |||||||||||||||||||||
3 неделя | "Что изменилось?" | 2. Развитие внимания и памяти. | 3. | Разучивание стихотворения | ||||||||||||||||||||
3.Развитие | мышления | и | речи | «Мышка с опорой на сюжетные | ||||||||||||||||||||
(активизация и обогащение сло- | картинки. | |||||||||||||||||||||||
варного | запаса, | 4. | Игра «Что где лежит» | |||||||||||||||||||||
совершенствование | 5 Упражнение «Дорисуй» | |||||||||||||||||||||||
грамматического строя и на- | 6. | Игра «Наоборот». | ||||||||||||||||||||||
выков связной речи). | 7. Прощание. | |||||||||||||||||||||||
4.Развитие | воображения | и | ||||||||||||||||||||||
творческого потенциала. | ||||||||||||||||||||||||
5.Развитие общей и мелкой | ||||||||||||||||||||||||
моторики. | ||||||||||||||||||||||||
6.Совершенствование | ||||||||||||||||||||||||
коммуникативных | навыков. | |||||||||||||||||||||||
Воспитание | доброжелательного | |||||||||||||||||||||||
отношения к окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 21 | 1.Развитие | слухового | и | 1. | Приветствие | |||||||||||||||||||
"Сложи узор" | зрительного восприятия. | 2. | Повторение стихотворения | |||||||||||||||||||||
4 неделя | 2. Развитие внимания и памяти. | «Мышки» | ||||||||||||||||||||||
3.Развитие | мышления | и | речи | 3. | Беседа «Времена суток». | |||||||||||||||||||
(активизация и обогащение сло- | Закрепление понятий. | |||||||||||||||||||||||
варного | запаса, | 4. | Упражнение «Сложи узор» | |||||||||||||||||||||
совершенствование | 5 Упражнение «Запомни | |||||||||||||||||||||||
грамматического строя и на- | картинки»» | |||||||||||||||||||||||
выков связной речи). | 6. | Игра «Ам». | ||||||||||||||||||||||
4.Развитие мелкой моторики. | 7. | Прощание. | ||||||||||||||||||||||
5.Совершенствование | ||||||||||||||||||||||||
коммуникативных | навыков. | |||||||||||||||||||||||
Воспитание | доброжелательного | |||||||||||||||||||||||
отношения к окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 22 | 1.Развитие | зрительного | и | 1. | Приветствие | |||||||||||||||||||
"Чего не хватает?" | слухового восприятия. | 2. | Разучивание стихотворения. | |||||||||||||||||||||
5 неделя | 2. Развитие внимания и памяти. | 3. | Упражнение со счетными | |||||||||||||||||||||
3.Развитие | мышления | и | речи | палочками «Избушка для | ||||||||||||||||||||
(активизация и обогащение сло- | зайчишек» | |||||||||||||||||||||||
варного | запаса, | 4. | Упражнение «Чего не хватает» | |||||||||||||||||||||
совершенствование | 5 Упражнение «Ну-ка, цифры, | |||||||||||||||||||||||
грамматического строя и на- | всаньте в ряд». | |||||||||||||||||||||||
выков связной речи). | 6. | Упражнение «Пиктограммы». | ||||||||||||||||||||||
4.Развитие общей и мелкой | 7. | Упражнение «Передай предмет | ||||||||||||||||||||||
моторики, | мимики, | по кругу» | ||||||||||||||||||||||
пантомимики. | 8. | Прощание. | ||||||||||||||||||||||
5.Развитие умения согласовывать | ||||||||||||||||||||||||
свои действия с действиями | ||||||||||||||||||||||||
сверстника. | ||||||||||||||||||||||||
6.Воспитание доброжелательного | ||||||||||||||||||||||||
отношения к окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Апрель | Занятие 23 | 1.Развитие | зрительного | и | 1. | Приветствие | ||||||||||||||||||
"Страна внимания" | слухового восприятия. | 2. | Повторение стихотворения. | |||||||||||||||||||||
2 неделя | 2. Развитие внимания и памяти. | 3. | Упражнение «Найди и зачеркни» | |||||||||||||||||||||
3. Развитие | мышления | и | речи | 4. | Упражнение «Чего не хватает» | |||||||||||||||||||
(активизация и обогащение сло- | 5 Разучивание стихотворения с | |||||||||||||||||||||||
варного | запаса, | опорой на сюжетные картинки». | ||||||||||||||||||||||
совершенствование | 6. | Игра «Листопад». | ||||||||||||||||||||||
грамматического строя и на- | 7. | Игра «Зевака» | ||||||||||||||||||||||
выков связной речи). | 8. | Прощание. | ||||||||||||||||||||||
4.Развитие общей и мелкой | ||||||||||||||||||||||||
моторики. | ||||||||||||||||||||||||
5.Совершенствование | навыков | |||||||||||||||||||||||
общения. Воспитание доброже- | ||||||||||||||||||||||||
лательного | отношения | к | ||||||||||||||||||||||
окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 24 | 1.Развитие | слухового | и | 1. | Приветствие | |||||||||||||||||||
"Весна пришла!" | зрительного восприятия. | 2. | Беседа о приметах весны. | |||||||||||||||||||||
3 неделя | 2. Развитие внимания и памяти. | 3. | Беседа по картине «Весенний лес" | |||||||||||||||||||||
3. Развитие речи и мышления. | 4. | Подвижная игра «Перепрыгни | ||||||||||||||||||||||
4.Развитие общей и мелкой | через ров» | |||||||||||||||||||||||
моторики. | 5 Упражнение «Дорисуй» | |||||||||||||||||||||||
5.Совершенствование | 6. | Упражнения на развитие | ||||||||||||||||||||||
коммуникативных | навыков. | представлений о форме, цвете, | ||||||||||||||||||||||
Воспитание | доброжелательного | длине. | ||||||||||||||||||||||
отношения к окружающим. | 7. | Игра «Зевака» | ||||||||||||||||||||||
8. | Прощание. | |||||||||||||||||||||||
Занятие 25 | 1.Развитие | слухового | и | 1. | Приветствие | |||||||||||||||||||
"Все наоборот" | зрительного восприятия. | 2. | Беседа по картинке «Весенний лес» | |||||||||||||||||||||
4 неделя | 2. Развитие внимания и памяти. | (по представлению) | ||||||||||||||||||||||
3. Развитие речи и мышления. | 3. | Упр. "Запомни фигуры» | ||||||||||||||||||||||
4.Развитие общей и мелкой | 4. | Упр. «Что сначала, что потом» | ||||||||||||||||||||||
моторики. | 5 Упражнение «Классификация». | |||||||||||||||||||||||
5.Совершенствование | 6. | Игра «Наоборот». | ||||||||||||||||||||||
коммуникативных | навыков. | 7. Прощание. | ||||||||||||||||||||||
Воспитание | доброжелательного | |||||||||||||||||||||||
отношения к окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 26 | 1.Развитие | восприятия | 1. | Приветствие | ||||||||||||||||||||
"Калейдоскоп" | (величина, форма, цвет). | 2. | Упражнение «Закончи | |||||||||||||||||||||
5 неделя | 2. Развитие внимания и памяти. | предложение» | ||||||||||||||||||||||
3. Развитие речи и мышления. | 3. | Упр. "Части суток» | ||||||||||||||||||||||
4.Развитие общей и мелкой | 4. | Упр. «Классификация» | ||||||||||||||||||||||
моторики. | 5 Упражнение «Сложи узор». | |||||||||||||||||||||||
5.Совершенствование | 6. | Игра «Ам». | ||||||||||||||||||||||
коммуникативных | навыков. | 7. | Прощание. | |||||||||||||||||||||
Воспитание | доброжелательного | |||||||||||||||||||||||
отношения к окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Май | Занятие 27 | 1.Развитие | слухового | и | 1. | Приветствие | ||||||||||||||||||
"Цветы" | зрительного восприятия. | 2. | Упражнение «Устный счет». | |||||||||||||||||||||
неделя | 2.Развитие | внимания | и | 3. | Упр. "Четвертый лишний». | |||||||||||||||||||
наблюдательности. | 4. | Беседа . «Весенние забавы». | ||||||||||||||||||||||
3.Развитие речи и мышления. | 5 Составление рассказа по серии | |||||||||||||||||||||||
4.Развитие общей и мелкой | сюжетных картин «Находчивый | |||||||||||||||||||||||
моторики. | котенок». | |||||||||||||||||||||||
5.Совершенствование | 6. | Упражнение «Цветочки». | ||||||||||||||||||||||
коммуникативных | навыков. | 7. | Прощание. | |||||||||||||||||||||
Воспитание | доброжелательного | |||||||||||||||||||||||
отношения к окружающим. | ||||||||||||||||||||||||
Занятие 28 | - сплочение группы; | 1. | Приветствие. | |||||||||||||||||||||
«В гости к | - развитие слухового внимания, | 2. | Беседа по картине с | |||||||||||||||||||||
2 неделя | лесным жителям» | произвольности, способности | изображением лесных жителей | |||||||||||||||||||||
быстро реагировать на | ||||||||||||||||||||||||
инструкцию; | 3. | Разминка «Прогулка в | ||||||||||||||||||||||
- снижение излишней | лес». | |||||||||||||||||||||||
двигательной активности; | 4.Сюрпризный момент | |||||||||||||||||||||||
- обучение различению цветов, | (игрушечный ежик) | |||||||||||||||||||||||
соотнесению предметов по цвету. | 5. | Разучивание | ||||||||||||||||||||||
- развитие пространственных | стихотворения Б.Заходера . | |||||||||||||||||||||||
представлений, умения | 6. | Подвижная игра «Ежики в | ||||||||||||||||||||||
отображать в речи с помощью | лесу» | |||||||||||||||||||||||
предлогов (на, под, в, за и др.) | 7. | Игровое упражнение | ||||||||||||||||||||||
местонахождение вещей; | «Найди корзинку для | |||||||||||||||||||||||
- развитие общей моторики, | листочка». | |||||||||||||||||||||||
- развитие памяти, речи и | 8. | Упр. «Песенка для | ||||||||||||||||||||||
воображения. | ежика». | |||||||||||||||||||||||
9. | Прощание. |
Занятие 1
БОЖЬЯ КОРОВКА
Задачи:
> создание положительного эмоционального настроя в группе;
> развитие умения действовать соответственно правилам игры;
> развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;
черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;
лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
Ход занятия
■- Приветствие.
■ Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:
- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
* Во время рисования пальцами необходимо использовать специальные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась. ** Здесь и далее значком 0 отмечен раздаточный иллюстративный материал, данный в приложении.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.
Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки.
■Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.
- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони,
представляя, что держат воображаемого жучка.
■ Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, Улети на небо,
Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!
Ритмично покачивают ладонями.
Делают взмахи перекрещенными кистями рук.
Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.
Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.
- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.
Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».
- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
■ А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики.
Кружатся. Показывают названные части тела.
- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.
Дети встают на четвереньки и ползают по полу.
- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.
Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.
Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.
- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ - Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.
- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.
На детском-родительском занятии дети прячутся в объятиях у родителей.
Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:
- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.
Дети выполняют задание.
■ - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.
Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.
• Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и листы с изображением божьих коровок.
- Теперь нарисуем черные точки на сцинках божьих коровок.
Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.
• Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
На повторных занятиях можно предложить детям пальцем, большой кисточкой или поролоновым тампоном нарисовать: травку около божьей коровки; солнышко в верхней части листа.
Занятие 2
ЛИСТОПАД
Задачи:
> создание атмосферы эмоциональной безопасности;
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
> развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
> развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
> развитие речи, воображения, творческих способностей.
Материалы:
большой зонт;
магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь;
лист с изображением осеннего пейзажа И я кисточка (для каждого ребенка).
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:
- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.
• Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:
- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
ИДУТ ДРУГ за другом.
Бегут, стараясь
не обгонять друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают.
Игра повторяется 2-3 раза.
• Игра «Дождик и солнышко».
Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы веем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подставлять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.
Игра повторяется 2-3 раза.
На датско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.
• Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:
- Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.
Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.
Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат,
шуршат, Скоро станет голым сад.
Кружатся, изображая листочки. Подбрасывают листочки вверх.
Ходят по листочкам.
Ложатся на поя и слушают музыку.
• Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточку к листу бумаги.
Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.
• Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог прощается со всеми до следующей встречи.
На повторных занятиях можно предложить детям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист ; обмакивать кленовые листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.
Занятие 3
МЯЧИК
Задачи:
> сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
> повышение эмоционального тонуса;
> развитие чувства ритма, координации движений;
> развитие ориентации в пространстве;
> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
Материалы:
большой мяч;
матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.
- Покажите рукой форму мяча.
Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
- Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него стихотворение.
Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой.
Психолог оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.
■ - А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? Ит.д.
Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.
- Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.
Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.
■ Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети дрыгают. На слова: «не угнаться за тобой»-дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.).
Игра повторяется 2-3 раза.
■ - Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.
Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».
■ Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.
- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.
Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!
На следующем занятии можно предложить детям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) полоски на мяче
Занятие 4
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
Задачи:
> сплочение группы, развитие эмпатии;
> развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
> снижение излишней двигательной активности;
> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
> развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
> развитие общей моторики;
> развитие памяти, речи и воображения.
Материалы:
картина или фотография «Осенний лес»;
игрушечный ежик;
игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;
красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям картину, на которой изображен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определили, что изображена осень.
Психолог говорит:
-Давайте представим, что мы идем на прогулку в осенний лес.
Дети встают друг за другом и идут по кругу.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам, По кочкам, по кочкам,
По маленьким листочкам, В ямку — бух!
Движутся обычным шагом.
Движутся большими шагами.
Выполняют прыжки с продвижением вперед.
Движутся мелкими шажками. Приседают на корточки.
С целью развития произвольного контроля за действиями психолог обращает внимание детей на то, что нужно приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.
Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?
Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находился ежик.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.
Психолог предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера.
- Что ты, еж, такой колючий?
-Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи!
■ Психолог объясняет, как ежик защищается от «своих соседей», предлагает детям поиграть.
Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по группе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.
Игра повторяется 2-3 раза.
Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоминают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надежное укрытие — иголки.
Психолог говорит: -
- Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.
Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листьев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.
•♦• Психолог предлагает спеть ежику песенку.
Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.
Шли по лесу не спеша.
Вдруг увидели ежа.
- Ежик, ежик, — мы друзья,
Дай погладить нам тебя. ,
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».
Игра повторяется 2-3 раза.
Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким де-
тям.
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Все прощаются до следующей встречи.
На повторных занятиях можно предложить детям: дорисовать (пальчиком, кисточкой, карандашом) иголки у ежика ;разложить по корзинкам сыроежки или цветы, вырезанные из красного, желтого и зеленого картона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
Данный цикл занятий поможет детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напря...
Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной «Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Представленный материал поможет педагогам в подборе и проведении занятий в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Занятие по адаптации по книге Роньжиной А.С. «Занятия психолога детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению"
Занятие 1 «БОЖЬЯ КОРОВКА»Подготовила: педагог-психолог Шорошнева М.А.(составлено на основе занятийкниги Роньжиной А.С.«Занятия психолога детьми 2–4-х летв период адап...
А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий).
Цель: помочь детям младшего возраста преодолеть стресс поступления в д/с и успешно адаптироваться в ДОУ....
А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий)
А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (конспекты занятий)...
Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной «Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
Календарно-тематическое планирование по программе А.С. Роньжиной«Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»...
Занятие психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению «Зайка»
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Кроме того малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации. Базовыми средствам...