Физиологическое и психологическое обоснование путей речевого развития.
статья по коррекционной педагогике
В данной статье представлено описание физиологического и психологического путей речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologicheskoe_i_psihologicheskoe_obosnovanie_putey_rechevogo_razvitiya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Физиологическое и психологическое обоснование путей речевого развития.
Физиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов и взаимодействия между мозгом и языком как между двумя материальными системами находим в рефлекторной теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей.
Заслуга И.М. Сеченова как физиолога и психолога состоит в том, что он в рефлекторную работу мозга включил все акты сознательной и бессознательной психической жизни человека, показал роль речи как основного условия мышления внечувственными объектами, подчеркнул значение деятельности речедвигательного анализатора и речевых кинестезий для психического отражения действительности в сознании. Показав, что речь, как и все психические процессы, по способу своего происхождения является рефлексом, И.М. Сеченов тем самым наметил и путь её специального формирования на основе применения (упражнения) и закрепления.
И.М. Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и вплотную подошёл к разработке психологической теории речи. Значение теории И.М. Сеченова заключается в том, что он выделил функцию мышечных ощущений, состоящую в организации и управлении движениями, в объединении, или интеграции, различных сенсорных раздражений в единую функциональную систему.
И.П. Павлов является создателем нового раздела физиологии – физиологии больших полушарий головного мозга. Своей деятельностью он обозначил условно рефлекторный этап в развитии учения о деятельности мозга и пришёл к новым открытиям, в том числе к открытию второй сигнальной системы. Словесную речь – «чрезвычайную прибавку на уровне человека», «сигнал сигналов» - И.П. Павлов обозначил как средство социальной связи, «межлюдской сигнализации» и подчеркнул, что вторая сигнальная система изменяет не только связь человека со средой, но и отношение к самому себе.
Физиологические исследования И.П. Павлова, его учение о двух сигнальных системах углубили материалистическое представление о механизмах речемыслительной деятельности человека, связали рефлекторную теорию с положением о языке как средстве общения и условии абстрактного мышления. Опыты по исследованию взаимодействия первой и второй сигнальных систем проводились А.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И. Красногорским. Все эти данные физиологии подводят к пониманию роли второй сигнальной системы как нового «регулятивного принципа» поведения человека подчёркивают тем самым значение словесной речи ребёнка.
Развивая идеи И.П. Павлова о двух сигнальных системах, А.Н. Соколов в своих исследованиях внутренней речи человека показал специфику первой сигнальной системы человека. Он пишет: «Усвоение речевой системы понятий приводит к тому, что у человека, владеющего речью фактически и все другие формы мышления (наглядно-образное и наглядно-практическое) происходят на языковой базе, то есть на основе ранее приобретённых понятий, которые сохраняются в памяти и в дальнейшем актуализируются в виде скрытой, или внутренней речи». Внутреннюю речь А.Н. Соколов, вслед за И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, придающим речевым кинестезиям значение «базального компонента мышления, рассматривает как «основной механизм мышления». Он считает, что внутренняя речь представляет собой взаимодействие различных речевых механизмов – двигательного, слухового, зрительного. Все эти данные физиологии позволяют полнее понять роль речедвигательного анализатора, развивающегося только в процессе применения словесной речи, в образовании механизмов речи и мышления.
Любая система коррекционного обучения обязательно включает в себя психологический аспект. Стержнем современной психологической науки служит теория деятельностной детерминации психики, величайшая заслуга в разработке которой принадлежит Л.С. Выготскому. Язык включён в систему общепсихологиских категорий, благодаря деятельностной трактовке и сознания, и языка. Ядро психологической концепции Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций составляет тезис об опосредующей функции знака (в том числе и языкового) в предметной деятельности. Л.С. Выготский считал, что с психологической стороны человека от животного отличает сигнификация поведения, то есть создание и употребление знаков и орудий, с помощью которых внешняя предметная деятельность опосредуется и вращается, интериоризируется, становится внутренней, психической деятельностью. В этом суть языка как явления идеально-материального, то есть способствующего переходу материального в идеальное (в форму сознания) и наоборот. Л.С. Выготским и его учениками достаточно глубоко были изучены и освещены вопросы возникновения и развития речи, речевого общения, языкового мышления, проблемы языкового знака и значения. Речь – одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идёт в процессе совместной предметной деятельности и через общение. Социальная природа сознания образуется тем, что в нём отражена в обобщённом, означенном виде внешняя, совместно распределённая и коллективная деятельность.
Показывая, что в развитии ребёнка существует доречевая фаза мышления и доинтеллектуальная фаза речи, Л.С. Выготский придаёт самое большое значение моменту их слияния, поскольку только этим и определяется поворот к подлинно человеческому существованию. Это слияние не только возможно на известной ступени физического созревания (в раннем возрасте), но и обусловлено степенью развития предметной деятельности и ранних форм общения. Л.С. Выготский дал глубокий психологический анализ разных форм речи, показал различия между устной и письменной речью, отметив осознанность и произвольность, а также структурную развёрнутость последней, выявил специфику внутренней речи и её связующую роль в процессе мышления и речи. Путь к речевому мышлению пролегает от внешней - звуковой к внутренней - свёрнутой речи. Таков в общем виде механизм речемыслительной деятельности.
Таким образом, психологические работы, как и физиологические исследования, показывают в целом значение языка для социализации человека. Из них следует, что процесс обучения языку может быть подчинён задачам психического развития, формирования личности, для чего предметом усвоения должны стать основные функции языка – коммуникативная и познавательная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности и речевого развития детей дошкольного возраста.
Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результат...
психологическое обоснование стилей педагогического воздействия.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его прис...
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...
Психологические особенности в речевом развитии детей
О говорунах и молчунах...
Презентация Особенности психологического, физического, и речевого развития детей 4-5 лет
Особенности психологического, физического, и речевого развития детей 4-5 лет...
Психологическое обоснование значения свободной игры для развития ребенка дошкольного возраста
Свободная игра необходима для полноценного развития ребенка. В ней отрабатываются навыки общения, развивается творчество, фантазия и самостоятельность. В момент игры по своему замыслу ребенок счастлив...
Родительское собрание "Особенности физиологического и психологического развития детей 4-5 лет"
Знакомство с развитием детей 4-5 лет...