"Развитие голоса и дикции у детей дошкольного возраста"
статья по коррекционной педагогике

Саяпина Надежда Константиновна

Статья для логопедов, воспитателей и заинтересованных родителей.  В статье раскрывается проблема недостаточной сформированности важных компонентов звучащей речи в дошкольном возрасте, которые  вызывают трудности общения с окружающими и ведут к возникновению у детей комплексов,  мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.  Как этого избежать? Как помочь ребенку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_golosa_i_diktsii.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Развитие голоса и дикции у детей дошкольного возраста»
(для воспитателей, логопедов и заинтересованных родителей)

        «Надо уметь правильно произносить

        звуки, слова, фразы.

        Научившись этому так, чтобы всё

        это вошло в привычку, - можно творить»

        К.С.Станиславский

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности и подготовки к обучению в школе. Недостаточная сформированность важных компонентов звучащей речи голоса и дикции в дошкольном возрасте вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влечёт за собой определённые изменения личности, т.е. ведёт к возникновению у детей комплексов, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.

Голос - это звуки, которые издаются человеком посредством голосового аппарата, различающиеся по высоте, силе и тембру.

Основные свойства голоса.

Высота голоса - повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот.

Сила голоса - произнесение звуков с определенной громкостью (громко - нормально - тихо), а также умение произносить звук полнозвучно.

Тембр голоса - качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой).

Качество голоса зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Причины нарушения голоса:

  • Различные заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения, неправильное дыхание, снижением слухового восприятия окружающей речи и т. п.
  • Особенности личности ребенка (слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах);
  • Перенапряжение голосовых связок, вызываемого постоянно громкой напряженной речью, особенно в холодное время года на улице;
  • Использование тона голоса, не соответствующего диапазону голоса ребенка (например, дети подолгу подражают писклявой речи маленького ребенка или говорят низким голосом за «папу»).
  • Неправильное воспитание, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум (радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т. п.).

Дикция - внятное, четкое произношение каждого звука в отдельности, слов и их сочетаний, фразы.

Темп речи - скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз. Хорошая дикция формируется у ребенка одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата, развитием голоса и формированием правильного произношения всех звуков родного языка. Нечетная дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легковозбудимых, которые не могут сосредоточиться на речи говорящих, и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четкой, смазанной; они не всегда ясно произносят окончания слогов, слов, фраз;

Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • нарушение звукопроизношения и звукослоговой структуры слов;
  • недостаточная подвижностью органов артикуляционного аппарата;
  • гиперактивность, неустойчивость внимания и плохой самоконтроль.

Основные задачи развития голоса и дикции.

  • Формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развитие речевого слуха, артикуляционной моторики, устранение недостатков звукопроизношения;
  • Развитие всех компонентов голоса, совершенствование темпа речи;
  • Развитие умения говорить без напряжения, пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо – громко);
  • Устранение причин, вызывающих страх детей перед речевым высказыванием, привлечение стеснительных ребят к ответам на занятиях, к выступлениям на детских утренниках;

Развитие голоса и дикции

Коррекционная работа по развитию у детей голоса и дикции должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, темпа, силы и модуляции голоса. Темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т. д. Качество дикции обеспечивается точностью и синхронностью работы артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов.

При формировании у ребенка различных качеств голоса, дикции и темпа речи эффективны различные приемы: проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, сопровождение речи движениями, хоровой счет предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в знакомой скороговорке.

В развитии умения правильно управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения ведущее место занимают дидактические игры.

Игра «Идите с нами играть»

Цель: развитие силы голоса, выработка умения пользоваться громким голосом, не кричать.

Описание игры: Взрослый расставляет игрушки на расстоянии 2-3 метров от детей и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовём их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко. Взрослый дает образец. Затем дети по очереди зовут игрушки. В последующем игрушки меняются. Увеличивается количество слов во фразе.

Игра «Кто как кричит?»

Цель: развитие высоты голоса, выработка умения повышать и понижать тон голоса (говорить «тоненьким» голосом и низким голосом).

Описание игры: Взрослый рассказывает, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе. Отдыхая в деревне у бабушки, утром рано мы вышли во двор погулять. Слышим, как кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит. Ждёт, когда ему мама червячка принесёт. Дети, как тоненько птенчик пищит? В это время птичка прилетела, дала птенчику червячка и запищала: «пи-пи-пи» (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Дети, как мама-птичка пищала?

Птичка улетела, а мы дальше пошли. Аналогично встречаем котенка, кошку, щенка, собаку и т.д.

Игра «Дует ветер»

Цель: развитие силы голоса, выработка умения изменения силы голоса в зависимости от ситуации (пользоваться громким или тихим голосом).

Материал: картинка - лёгкий ветерок качает травку, цветки; картинка - сильный ветер качает деревья.

Описание игры: Пошли дети летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует лёгкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо «ууу» (тихо и длительно произносит звук). Пришли в лес, набрали ягод . Собрались идти домой. Подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «УУУУ» (громко и длительно произносит звук). Дети повторяют за взрослым, а затем самостоятельно произносят звук, в зависимости от того, какая картинка демонстрируется.

Игра «Эхо»

Цель: развитие силы голоса, воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом.

Материал: картинка «Дети заблудились в лесу».

Описание игры: Водящий изображает ребёнка, который заблудился в лесу (эхо). Дети зовут его громко по имени «Ау, Петя». «Эхо» отвечает тихо те же слова.

Игра «Вьюга»

Цель: изменение силы голоса, выработка умения на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому, и наоборот.

Материал: картинка с изображением вьюги.

Описание игры: Дети изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу «вьюга начинается» дети тихо произносят: «ууууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко произносят: «УУУУ…»; по сигналу «вьюга заканчивается» произносят звук тише; по сигналу «вьюга закончилась» замолкают.

Изменять быстро сигналы, чтобы дети могли менять силу голоса на одном выдохе.

Игра «Самолет»

Цель: развитие у детей умения регулировать темп речи.

Описание игры: Дети стоят в кругу. Разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у]. Выполняют по сигналу педагога.

Игра «Скотный двор»

Цель: развитие тембра и силы голоса, дикции, дыхания. Формирование умения четко произносить звуки, характерные для тех или иных животных.

Материал: сюжетная картинка с изображением животных на скотном дворе.

Описание игры: Дети договаривают звуки, которые произносят животные.

Наши уточки с утра говорят «Кря-кря-кря!» (спокойно)

Наши гуленьки вверху прокричат «Гу-гу-гу!» (громко)

Наши гуси у пруда громко скажут нам «Га-га-га!» (спокойно)

В вот курочки в окно очень тихо «Ко-ко-ко!» (тихо)

Смело скажет нам буренка «Му-му-му» (громко)

Кошка-мама позовет котенка: «Мяу-мяу-мяу» (тихо)

Пес ответит очень смело: «Гав-гав-гав» (громко)

А лягушка неумело: «Ква-ква-ква» (спокойно)

Игра «Пароход»

Цель: развитие у детей силы и плавности голоса, формирование умения различать звуки, произносить их тихо и громко.

Материал: рисунок парохода.

Описание игры: Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко. Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее.

Игра «Спуск с горы»

Цель: развитие умения у детей изменять силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Описание игры. Дети представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.

Игра «Поезд»

Цель игры: развивать у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Описание игры: Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

- Ух! Ух! Ух! (высоким голосом)

Едет, едет паровоз:

- У-у-у-у! Я домой вас повезу. (низким голосом).

Игра «Гром»

Цель: развитие у детей силы и плавности голоса.

Описание игры: Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожат от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

Игра «Дружные ребята»

Цель: развитие у детей силы и подвижности голоса, темпа речи.

Описание игры: Дети идут по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи: Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение) Дружно песню поем. Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) Скачем, скачем, скок да скок (говорить очень быстро) А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

У многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Четкость произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных.

Игровые упражнения с использованием артикуляционной гимнастики

Гимнастика для губ.

Губы помогают нам красиво говорить звуки с разным настроением:
«а» (удивленно),
«о» (возмущенно),
«у» (недовольно),
«и» (радостно),
«ы» (страшно),
«э» (оклик).

Какие звуки я говорила? Как мы их называем? Почему? (ответы детей).

Пропоем гласные звуки. Но сначала поможем губам петь легко и свободно. Для этого сделаем гимнастику для губ.

«Клоун». Губы растянуть в улыбку, как улыбка клоуна (повторить 4—5 раз).

«Волейбольная сетка». Вам приходилось видеть волейбольную сетку? Она натягивается на двух столбиках. Представьте, что губы - это края волейбольной сетки, которую надо натянуть на столбики. Столбики - это уголки губ. Растяните губы как можно шире. Расправьте свою «волейбольную сетку» - губы так, чтобы были видны все ее клеточки - зубы и десны передних зубов. «Снимите» сетку со столбиков. (Не напрягать мышцы шеи.)

«Кто сильнее?».

Губы плотно сжаты. Они решили помериться силами: кто окажется сильнее? Верхняя губа давит на нижнюю, а нижняя, наоборот, старается оттеснить верхнюю.

«Какой звук?».Теперь «пропоем» гласные звуки: [а], [у], [о], [и], [ы], [э]. (беззвучная артикуляция).

Для совершенствования дикции используются скороговорки - труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата.

Виды работ над скороговорками.

  • Повтори, не ошибись.
  • Скажи с разной интонацией.
  • Скажи тихо, громко, медленно, быстро.
  • Выдели слово интонацией.
  • Проговори, подбрасывая и ловя мяч, перебрасывая мяч из одной руки в другую на каждое слово.
  • Проговори, прохлопывая ритм ладошками.
  • «Прошагай» скороговорку.

«Суфлёр»

Цель: Развитие шепотной речи, четкости дикции при произнесении скороговорки.

Описание игры. Произносить выученную скороговорку шепотом, четко произнося все звуки.

«Актёрское мастерство»

Цель: Развитие четкости дикции, слухоречевой памяти, умения владеть своим голосом, индивидуальности ребёнка.

Описание игры. Скороговорка произносится ребёнком по-разному (тихо, громко, нараспев, с усилением темпа и с замедлением), от имени «мышки», «волка», «комарика» или «медведя».

Развитие голоса и дикции станет более результативным, если педагоги и родители будут отмечать все достижения детей, хвалить их и поддерживать.

  • Необходимо систематическое использование в практике упражнений, речевых игр и скороговорок, результатом которых станет положительный эффект дикции ребенка.
  • Работа по развитию дикции дошкольника должна вестись вместе с воспитательно-образовательной работой дошкольного учреждения.
  • Речь и чистота дикции педагогов и родителей тоже должны быть правильными.

Литература

  1. Бородич А.М. Методика развития речи. М. Просвещение 1981 (раздел: звуковая культура речи)
  2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение 1981.
  3. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М. Просвещение 1979
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. /под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., М.: Просвещение, 1979.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Отчетный концерт музыкальной студии "Звонкие голоса" дополнительная образовательная деятельность детей дошкольного возраста

quot;Незнайка в гостях у ребят музыкальной студии"  - отчетный концерт в конце учебного года для родителей с презентацией....

"Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию голоса и дикции у детей с ТНР"

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....

Развитие дикции у детей дошкольного возраста

Развитие дикции у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен  воспитателям ДОУ, родителям с целью развития дикции у детей....

Развитие дикции у детей дошкольного возраста возраста

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи у дошкольников. К вашему вниманию подборка игр и упражений на развитие дикции у дошкольников...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...