Музыкально-оздоровительная работа для укрепления психического и физического здоровья дошкольников в семье
статья по коррекционной педагогике
родители и музыкальный руководитель, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедрять технологии здоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 19.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-оздоровительная работа для укрепления психического и физического здоровья дошкольников в семье.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Семья с устойчивыми культурными традициями может более полноценно, учитывая индивидуальные особенности своего малыша, развивать у него т е или иные музыкальные способности. Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальный руководитель, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедрять в процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В условиях детского сада внедряются формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий. Используются здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Научная основа системы базируется на методических пособиях:
По музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугиной. «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Тютюнниковой. «Музыкальное развитие» И.Г.Галянт.
По воспитанию здорового ребенка: «Оздоровительные игры для дошкольников» А.Галанова. «Логоритмика в детском саду» М.Ю.Гоголева. «Дыхательная гимнастика» А.Стрельниковой. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О.Н.Арсеневская.
В пособиях представлена серия занятий с музыкальным приложением. Они являются по форме организации сюжетно-тематическими, что позволяет детям чувствовать себя свободно и уверенно. Занятия включают в себя подвижные игры, песни, сопровождаемые движениями, дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры и т.д.
Задачи, предлагаемые авторами:
Закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
Развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса;
Развитие чувства ритма;
Развитие слухового внимания;
Развитие пространственной организации движений;
Развитие общей моторики, мимики.
Основу занятий составляет синтез слова, музыки и движения. Материал, используемых в занятиях, тесно связан с деятельностью логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, психолога и является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. Подвижные игры, хороводы, физкультминутки, используемые в занятиях, позволяют детям с речевыми нарушениями преодолевать трудности в координации слова и движения, развивают внимание и память.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Работа с родителями как форма взаимодействия музыкального руководителя по музыкальному воспитанию зависит решение этой задачи плодотворным. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, творческие встречи «Час досуга», концерты, спортивные и тематические праздники. Надо активно привлекать участвовать родителям в театральных постановках, в оформлении сцены, подборе атрибутов к празднику, изготовлении костюмов и т.д.
Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях.
Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. Каждому родителю, посетившему музыкальное занятие, понравиться то, как его ребенок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой.
Возможно, родителям станет интересно почитать литературу по оздоровлению детей. В этом могут помочь индивидуальные беседы с опытными педагогами детского сада, материалы папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые и речевые игры, фотографии фрагментов занятий и праздников.
Этапы реализации системы музыкально-оздоровительной работы в ДОУ:
1-й этап организационный – изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.
2-й этап диагностический – выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.
3-й этап практический – перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексного игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.
Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья:
Помещения | Процессы | Участники |
1 | 2 | 3 |
Музыкальный зал (физкультурный) | Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. Музыкальные занятия. Физкультурные занятия. Индивидуальные занятия. Вокальный кружок. Праздники (музыкально-спортивные), досуги, развлечения. | Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физвоспитанию, родители. |
Групповая комната | Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках. Индивидуальная работы с детьми. | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель. |
Территория детского сада | Праздники, развлечения. Музыкально-физкультурные праздники. Спортивные праздники и развлечения. | Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, родители. |
В нашем детском саду мы практикуем прослушивание музыкальной сказки во время дневного сна – ведь отрыв от дома и родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Можно использовать музыкально-рефлекторное пробуждение детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.
Зайчата (комплекс упражнений для пробуждения)
Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках.
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.
Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открывает, с ножками играем.
Поджимаем ножки, выпрямляем ножки.
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.
С боку на бок повернемся. И уже совсем проснемся!
Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты. Проведенный в конце учебного года мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и, соответственно, лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития (по результатам итогового мониторинга) значительно вырос.
Литература:
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду/ занятия, игры, упражнения-Автор-составитель О.Н. Арсеневская. Волгоград: Учитель,2012-204с.
Музыкальное развитие детей 2-7 лет: метод. пособие для специалистов ДОО / И.Г.Галянт.-М: Просвещение.2013.-136с.
Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группа. Метод. пособие для специалистов. / М.Ю. Гоголева, - Ярославль: Академия развития, 2006.-120с
Журнал: Справочник музыкального руководителя-статья «Особенности музыкального воспитания детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий» / М.С.Канушкина №4 2013г.32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей»
laquo;Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей»...
Педагогический совет «Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников»
Совершенствование работы ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....
"Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников"
Семинар- практикум для педагогов ДОУ...
Педсовет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей»
Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.Задачи:- расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменени...
Выступление на педагогическом совете «Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников»
Здоровье – необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Новая психология человека третьего тысячелетия – это здоровый образ жизни. Сущность и функции здорового обр...
Педсовет "Тема: «Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников»
Педсовет №2...
Педсовет. Создание условий в ДОУ по сохранению и укреплению психического и физического здоровья дошкольников.
Здоровье сегодня рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние тела, которое позволяет человеку активно добиваться в своей жизни успеха в разл...