Организация взаимодействия педагогов ДОУ с родителями в группе для детей компенсирующей направленности
статья по коррекционной педагогике
В материале показаны формы работы с родителями организации психолого-педагогической помощи семье, воспитывающего ребёнка с ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия педагогов ДОУ с родителями в группе для детей компенсирующей направленности (ЗПР)
В условиях специализированной группы ДОУ для детей с ЗПР (как и иного коррекционной группы) перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача. Причинами такого положения могут быть разные объективные обстоятельства. Перечислим некоторые из них:
- некоторые родители, приведя ребенка в коррекционную группу, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от "нормы" и у него нет особых проблем;
- у некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка, им безразлично, чем занимаются педагоги с ребенком, безразличны его успехи и неудачи;
- некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с работами других более успешных детей;
- иногда возникают психологические проблемы при установке доверительных отношений между специалистами и родителями, особенно часто такая ситуация возникает, если специалист значительно моложе родителей ребенка; в этом случае психологическая поддержка требуется не только родителям, но и специалисту;
- многие родители воспитанников не знают закономерностей психического развития детей и не могут объективно оценить проблемы своего ребенка; их пугает термин "Задержка психического развития", они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.
Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие "педагог – родитель». Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников, следует разработать план работы по этому направлению социально-педагогической деятельности. При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги и администрация детского сада.
С целью реализации задач социально-педагогического блока предлагаются следующие формы организации психолого-педагогической помощи семье.
- Коллективные формы взаимодействия.
- Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ три раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.
Задачи:
- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
- Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже трех раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов;
- "День открытых дверей".
Задача: знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
- Тематические занятия "Семейного клуба". Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами ДОУ один раз в два месяца.
Формы проведения:
- Тематические доклады;
- Плановые консультации;
- Семинары;
- Тренинги;
- "Круглые столы" и др. формы.
Задачи:
- знакомство и обучение родителей приемам и некоторым методам оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии;
- ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
- Проведение детских праздников и "Досугов". Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и трансляция его в семью.
- Индивидуальные формы работы.
- Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, логопеда, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- выявление мнения родителей о работе ДОУ.
- Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной методической помощи
Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
- Родительский час. Проводится учителем-дефектологом и логопедом группы один раз в неделю.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение "домашних заданий".
- Формы наглядного информационного обеспечения.
- Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (по темам: "Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит и речь", "Игра в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку?", "Какие книги прочитать ребенку?", "Как помочь ребенку в домашних условиях?" и др.).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ;
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
- Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
- Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учетом доступности информации для родителей.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают участие все специалисты и воспитатели группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...
Положение об организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников (законными представителями)
Положение ДОУ...
Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками в вопросах формирования у детей нравственности.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия....
Презентация проекта «Организация взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения и семьи»
Использование новых, нетрадиционных форм взаимодействия с родителями позволит сформировать у родителей уверенность в собственных психолого – педагогических способностях и возможностях, гармонизи...
Конспект спортивного праздника 23 февраля в подготовительной группе, для детей компенсирующей направленности с тяжелыми на рушениями речи, «Военная подготовка»
Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отече...
Журнал взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями подготовительной группы к школе компенсирующей направленности
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осушествляет в ра...
Организация взаимодействия детского сада с родителями по физическому развитию детей.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная п...