Традиции духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образования.
статья по коррекционной педагогике

Обернибесова Марина Геннадьевна

Традиции духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_3.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

                                                                                                                                                                 В.Г.Белинский

Традиции духовно-нравственного воспитания в условиях дошкольного образования.

Сегодня мы живем в век информации. Информация льется на нас по многочисленным каналам телевидения и радио. Она пестрит глянцевыми обложками журналов и книг, кричит заголовками газет и слоганами навязчивой рекламы. Информация доступна каждому через неограниченные возможности интернета. И это замечательно.

Но беда в том  что катастрофы, теракты, фильмы – боевики со сценами насилия, книги с героями – ворами и доблестными-бандитами, жестокие компьютерные игры с монстрами и бездушными убийцами заслоняют объективную картину мира (а порой и подменяют ее), выбиваясь на первый план в сознании Человека. Люди оказались просто не готовы к правильному восприятию обилия информации.

Все это отрицательно сказывается на нашей психике. Особенно детской. Ведь детям хочется добра, тепла, уверенности в завтрашнем дне.

Как в этой ситуации помочь детям  стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон  жестокости, черствости, злобе? Есть ли пути,  ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен. Вспомним В.А.Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались выводами: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».

Зависит ли что от педагогов в воспитании добрых чувств ребенка? «Да!» - говорит ученый –педагог-новатор Ш.А. Амонашвили и видит только один путь – гуманный подход к детям.

Это ему принадлежат замечательные слова:  «Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!»

Нравственное воспитание  - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т.д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель, педагог-психолог помогают детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений. Подражательная способность детей помогает педагогу учить их нравственному поведению.

В конечном итоге нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Все это формирует нравственные качества личности,  вырабатывает привычные для каждого  человека формы поведения. Труднее всего  выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому;  сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

Сложность нравственных явлений определяет постепенное проникновение в их суть. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо»), затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети быстрее постигают глубину обсуждаемых ситуаций, другие медленнее. Это естественно. Важно, чтобы у них накапливались нравственные понятия и представления о нравственных нормах.

В дошкольном возрасте источником представлений  о нравственной  стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «так нужно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми.

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами. Поэтому главное в работе воспитателя – это эмоциональный отклик на ситуацию, развитие умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов  развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной  черствостью (Н.Лейтес, Я.Корчак).

При определении содержания,  форм и методов нравственного воспитания педагоги опираются на фундаментальные позиции отечественной психологии и педагогики: деятельностный подход и определяющую роль обучения (А.Запорожец, Д.Эльконин, В.Давыдов и др.).

Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников. Обучение, тесно связано с деятельностью, дает для нее содержательный материал.

С учетом всего вышесказанного и строится работа по духовно-нравственному развитию детей  в нашем детском саду. Большую роль в воспитании детей играют веками сложившиеся обычаи и традиции нашего народа. С помощью обычаев молодое поколение перенимает у старших поколений опыт как необходимое условие дальнейшего существования человечества. Так, обычай почитания старших выражается в уважении к ним, в требовании не перебивать их, прислушиваться к советам, предлагать им везде и всюду лучшие, почетные места. Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику развивать  общение со взрослыми и сверстниками. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Со слова начинается общение людей.    Все эти знания дети усваивают на занятиях: «Этикет – уроки  вежливости». На этих занятиях дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваиваются детьми с помощью различных образов и параметров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на его вопросы.

Традиции – это обычии отличающиеся особой устойчивостью. Общество, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Отмечая празднование Нового года, мы соблюдаем традицию, заведенную в России в начале 17 век. Так сложилось, что Новый год в нашей стране – это семейный праздник. Новогодние утренники, а вместе сними и ожидание «Чуда», имеют детском саду особое значение и было бы ошибкой не привлечь к этому торжеству семью.

Семья – один из древнейших институтов, переживающий целые эпохи. Долговечность семьи заключается в том, что именно она позволяет человеку во все времена чувствовать себя уверенно в обществе. Она, словно источник, питает более широкие и   высшие сферы жизни человека. Поэтому, в нашем саду стало традицией, ежегодно проводить конкурс: «Наша мама – рукодельница».  Воспитатели по результатам конкурса устраивают выставки работ сделанных руками мам, это и бисероплетение,  модульные оригами и аппликации. Не остаются в стороне и папы. После традиционных масленичных гуляний, с организацией народных игр: «А мы просо сеяли, сеяли», «Садовник», «Ручеек», « Бояре, а мы не к вам пришли»,  дети вместе с папами готовят скворечники к прилету птиц и развешивают их на участке  детского сада и на прилегающей территории (это уже тоже стало традицией в нашем детском саду).

Хорошей традицией в нашем детском саду стало и празднование 23 февраля – Дня защитника Отечества. На утреннике  мальчиками был исполнен «Гусарский марш», а закончился праздник военно-спортивными соревнованиями, где дети показали свою смекалку, способность прийти на помощь, умение действовать в команде.  Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, которые усваиваются ребенком на протяжении всего детства. Мы знаем, что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно с раннего возраста целенаправленно их формировать.

  Автор программы «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»  М.Ю.Новицкая пишет: «Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре родной страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что было создано, приобретено, накоплено предыдущими поколениями.»(1)  

 Мы стремимся соблюдать и древние и новые традиции, потому что,  соблюдение традиций  упорядочивает жизнь общества  и сохраняет преемственность развития, утверждая неразрывное единство прошлого и настоящего.

Быстро летит время. Незаметно подрастают дети. Нам, взрослым, конечно, хочется, чтобы они стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог нашего времени В.А.Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком». Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение придаем этому мы, педагоги. Позитивная оценка результатов труда ребенка способствует закреплению положительного опыта.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека предусмотрена ФГОС дошкольного образования.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важнейших задач социализации ребенка. Представления о профессиях позволяют детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобщение результатов труда взрослых дает возможность реально представить    взаимозависимость людей в социуме.

В образовательной программе  «От рождения до школы» ( под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), по которой работает наш детский сад, указан ряд профессий, в т.ч. : работников почты, транспорта, швейной промышленности, воздушного транспорта, скорой помощи, космонавта, повара.   Через организованную образовательную  деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, загадки,  стихи и рассказы дети познакомились с этими профессиями и вместе с родителями сделали макеты: медицинского кабинета, космонавта на орбите, пожарных на учении, дом моды, банк, ателье, цирк Куклачева.

В нашем саду мы стараемся прививать детям чувства прекрасного, ставя костюмированные театрализованные композиции, которые представляем на ежегодном конкурсе «Белоозерские таланты. В этом году дети выступили со сказкой «Спящая красавица». Сказка позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей и стать чуточку добрее.

Не смотря на это, часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т. д. Но все эти факты не основание  для того, чтобы отрицать значимость «словесного » воспитания.        

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и  необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо научить детей видеть нравственную сторону  воспринимаемых действий,  событий, понимать их суть; иметь представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на свои поступки, образы художественной литературы и другие виды искусства; накапливать и обобщать эмоционально-положительное отношение к образам добрых героев и их поступкам;  формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); соблюдать нравственные нормы поведения.

В дошкольном возрасте дети накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

Список использованной литературы:

1. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.

2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).

3. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).

4. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. –М.: «ЦГЛ», 2003. – 246с.

5.Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64с. цв. вкладка.

6. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете : метод. пособие для педагогов / И.Н. Курочкина. – М. : Просвещение, 2007. – 127с. : ил. – (Скоро в школу).

7.Метенова Н.М. Педсовет: «Нравственное воспитание  ». Методическое пособие . – Ярославль, Издательство - полиграфический комплекс «Индиго», 2014 – 64с.

8. Метенова Н.М. Уроки вежливости. Практическое пособие . 2011. – 48с.

9.ПетроваВ.И., СтульникТ.Д.  Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80с.

10.Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном  образовательном  учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения / Н.В.Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. -245ч. – (Сердце отдаю детям).

11.Федосеева, П.Г./автор-сост./ – Речевой этикет. Разработка занятий. Подготовительная группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 2010 - 96с.

1.

Педагог-психолог МДОУ  д.с. №26 общеразвивающего вида  «Василек»    ОбернибесоваМ.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические чтения "Духовно-нравственное воспитание на этапе дошкольного образования"

Данный материал представляет собой описание опыта работы воспитателя о создании среды по духовно-нравственному развитию воспитанников....

Рекомендация для педагогов на тему: «Реализация работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования в средней группе»

Материал даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, о тематическом планировании работы по гражданско – патриотическому воспитанию....

«Духовно – нравственное воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения »

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленнос...

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях дошкольного образования.

Будущему воспитателю нужно знать, что главной целью экологического воспитания является формирование экологически     грамотной личности, обладающей ключевыми компетенциями, способн...