Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
методическая разработка по коррекционной педагогике
В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, целью которого является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
пгт.Кокуй Сретенского района
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
и детей-инвалидов.
Кокуй, 2019
В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, целью которого является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ являются:
- обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей.
- Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
- Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
- Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
- осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Участниками психолого-педагогического сопровождения являются:
1.Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
2. Семьи детей с ОВЗ и детей - инвалидов
3. педагогический коллектив ДОУ.
Проблема обучения детей с ОВЗ становится очень актуальной и, в связи с тем, что значительно, с каждым годом, растет число таких детей в ДОУ- с одной стороны, а с другой-возникают трудности для их адаптации в обществе, т. е и при поступлении таких детей в школу.
Поэтому назревала потребность как-то решить эту проблему, и в 2017году был заключен договор о сотрудничестве с ГУ ЦППМПСП «ДАР» Забайкальского края и МДОУ детский сад №4пгт Кокуй Сретенского района, а также организована краевая система междисциплинарного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста, в том числе детей-инвалидов.
Смысл такого сотрудничества заключается в более раннем выявлении, посредством диагностики, таких детей, а предложенная специалистами ГУ ЦППМПСП «ДАР» модель сопровождения детей с ОВЗ помогает нам отследить, своевременно выявить и подключить специалистов на более раннем этапе в коррекционную работу с такими детьми.
Педагоги нашего детского сада с момента заключения договора, посетили три методических объединения на базе этого центра. Первое в сентябре 2017года, где были заслушаны особенности составления АОП в ДОУ, второе в декабре2017года, где были предложены рекомендации по работе с детьми с РАС в ДОУ и третье в феврале 2018года, посетив который, педагоги получили дополнительный багаж знаний по абилитационной компетентности родителей, имеющих ребенка с РАС.
Также хочется отметить, что в процессе этого сотрудничества, мы создали в обоих блоках сенсорные комнаты для детей с ОВЗ, миссия которых заключается в дополнительной среде для отдыха, расслабления и развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Специалисты центра оказывают помощь педагогам ДОУ в организации образовательного процесса, обеспечивающему ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по ФГОС с учетом его особых образовательных потребностей, а с помощью такого взаимодействия, как правило, приобретается опыт и повышается профессиональный уровень компетентности педагогов.
Нами сделаны первые шаги в оказании коррекционной помощи дошкольным учреждениям района, которые не имеют узких специалистов. Она заключена в обращении с запросами от педагогов из других детских садов района о сотрудничестве с ними и оказании помощи специалистов. На основе таких запросов (а их пока что было только два-это села Дунаево и Усть-Наринзор), мы заключили договора, с целью своевременного выявления детей с ОВЗ и оказания консультативной коррекционной помощи этим учреждениям.
В 2018 году мы разработали проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».
Инновация этого проекта заключается в том, что приоритетным направлением деятельности является гибкая система, в которой учитываются потребности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. И эта система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
Оригинальность данного проекта заключается в сочетании и реализации здоровьесберегающих технологий с личностно-ориентированными технологиями в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Целью проекта мы обозначили создание оптимальных условий в МДОУ, обеспечивающих развитие, воспитание, социальную адаптацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МДОУ в условиях инклюзивного образования.
Причины необходимости создания модели работы с детьми с ОВЗ:
— Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
— Необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
— Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
— Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
Условия проведения:
- Повышение уровня профессионализма педагогов и сотрудников МДОУ.
- Взаимодействие воспитателя со специалистами: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию.
- Создание педагогических условий воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в предметно-развивающей среде.
- Привлечение родителей и социума к совместной работе по проекту.
- Подбор методической литературы.
- Разработка нормативно-правовой базы, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
- Финансирование и оснащение педагогического процесса.
Специалисты, работающие над проектом:
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель.
По завершению проекта ожидаем такие результаты:
- Формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- Система комплексной психолог-педагогической помощи детям с ОВЗ, а также родителям, испытывающим трудности в воспитании, обучении детей в рамках муниципального образования. Приобретение детьми с ОВЗ коммуникативных навыков, самоорганизация, формирование опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, формирование навыков конструктивного общения, развитие толерантности.
- Разработка методических рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ.
В данный момент мы находимся на практическом этапе, задачами которого являются:
- разработка нормативно-правовой базы по проблеме инклюзивного образования;
- разработка и апробация модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях МДОУ;
- выстраивание системы взаимодействия учреждения, реализующего дошкольное инклюзивное образование, с социумом.
По степени реализации проекта ожидаем следующие результаты:
- вносим изменения в действующие и вновь разработанные новые нормативно-правовые документы МДОУ с учетом реализации инклюзивного образования: договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные акты учреждения.
- разрабатываем систему организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающая деятельность, режимные моменты, культурно-оздоровительные мероприятия)
- создаем условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;
- адаптируем диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;
- отбираем и апробируем различные технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования;
- систематизируем различные формы, методы и приемы работы с родителями,
- систематизируем работу с другими организациями (школа, библиотека, детская поликлиника, краеведческий музей и т.д.)
Данный проект будет полностью реализован в 2020году.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с задержкой психического развития (7 детей), нарушение слуха (1 ребенок), РДА (1 ребенок).
Содержание совместной деятельности | Цели и задачи | Контингент | Формы и методы (приёмы) совместной деятельности | Работа с педагогами | Взаимодействие с семьей |
Программное обеспечение: 1.Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с. 2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.,2008. -160с. | -оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах; -создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе; -своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии; повышение психологической и педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка; -изучение индивидуальных особенностей детей | Дети с ЗПР, нарушением слуха, РДА | Индивидуальное консультирование родителей, педагогов. -игры на развитие коммуникативных способностей; -индивидуальный подход, -похвала, поддержка; Формы и методы: - игровые упражнения на развитие психических познавательных процессов, | Совместно со специалистами разработаны: Адаптированная основная образовательная программа для детей с РДА. «Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития» Разработаны индивидуальные образовательные маршруты Консультации: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ» «Создание благоприятной психологической атмосферы в группах, где воспитываются дети с ОВЗ» | «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»; Советы родителям, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов: «Играем вместе с мамой» «Индивидуальные особенности развития ребёнка с ОВЗ». «Особенности детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития». |
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ создаются специальные образовательные условия:
• разрабатываются адаптированные образовательные программы с учетом особенностей психофизического развития ребенка, индивидуальных возможностей;
• проводятся индивидуальные занятия со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед);
• организуется специальное материально-техническое оснащение образовательного процесса для развития ребенка с ОВЗ.
• на основании рекомендаций ПМПК разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.
Также детском саду функционирует ПМПк.
Задачи ПМПк:
- выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
- профилактика перегрузок и срывов у детей;
- определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
- организация коррекционно-развивающей работы;
- взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ПМПк.
Систематически, три раза в год, проводятся заседания ПМПк (установочный — на начало учебного года,
динамический — в середине учебного года с целью выявления динамики в развитии детей, итоговый — в конце учебного года, оценка продуктивности намеченных действий по отношению к каждому ребенку, и представление на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию).Иногда проводим внеплановые заседания консилиума (по заявкам родителей, специалистов по проблемам в вопросах воспитания, обучения, развития детей, которые возникают в течение учебного года, с целью коррекции индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.)
Консилиум проводится с приглашением родителей (законных представителей) в индивидуальном порядке.
Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. Это также накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.
Этапы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения по сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
1.осуществляется первичное обследование детей с ОВЗ и детей-инвалидов основными специалистам ПМПк (педагог-психолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада. 2.После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду.
3.Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута. Третьим этапом работы ПМПк является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов (1 раз в квартал) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.
На консилиуме выявляется уровень развития ребенка по результатам педагогической диагностики, которую проводит воспитатель, согласно образовательной программе, результатов медицинского обследования (анализ анамнеза при поступлении детей в ДОУ), обследования специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и т. д.); рассматриваются резервные возможности развития, определяется эффективность специальной помощи в рамках, имеющихся в нашем детском саду возможностей; обеспечивается взаимодействие между всеми параллельными службами детского сада (методическая, педагогическая, медицинская). По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами.
Курирующими специалистами группы (учителем-логопедом, педагогом - психологом) составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, который реализуется в течение учебного года в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения ребенка. Для реализации индивидуального подхода к детям, на каждого ребенка ведутся карты индивидуального развития, которые заполняются воспитателем, специалистами детского сада по результатам диагностики и представляются на заседание консилиума. Это позволяет наблюдать степень динамики в развитии ребенка не только в течение года, но и на протяжении всего периода пребывания его в детском саду; выявлять наиболее эффективные формы и методы работы.
Результат работы ПМПк — это разработка индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной программы сопровождения, социализация и интеграция ребенка в социум — все это составляющие стратегии оказания помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется в специально организованной индивидуальной и подгрупповой деятельности.
Индивидуальная работа проводится два раза в неделю, где с ребенком проводятся игры с использованием здоровьесберегающих технологий, современного оборудования.
Рисование на световом планшете.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.
Лепка фигур из кинетического песка.
Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают "пироженые". У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения. Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Релаксация с использованием панно «Звездное небо».
Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.
Интерактивная пузырьковая колонна.
Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.
Сухой бассейн.
Помимо оздоравливающе и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.
Зеркальный шар в сочетании со спокойной музыкой способствует релаксации.
Еще одним из инструментов психологического воздействия является сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-воздействия.
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.
В подгрупповой деятельности создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности.
Также используется в работе развивающая среда Воскобовича «Фиолетовый лес», коврограф «Ларчик» -пособия являются универсальными так как способствуют сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание , мышление , воображение).Так же развивают математические , речевые , экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.
Дети с ОВЗ принимают участие в мероприятиях ДОУ: праздниках, экскурсиях, совместно с родителями участвуют в конкурсах. Осуществляется систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ созданы информационные уголки «Советы психолога».
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а успешное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ возможно при создании специальных условий: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, наличие соответствующей документации над чем мы и стараемся работать, внедряя проектно-инновационную деятельность в инклюзивное образовательное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
Материал подготовлен совместно с педагогом-психологом для расширения представлений воспитателей о сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»
Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....
«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ (с риском возникновения ОВЗ) при реализации проектной деятельности в ДОУ»
В данной работе рассмотрены условия для развития когнитивной и эмоциональной сферы ребёнка с риском возникновения ОВЗ (ЗРР) через включение поисково – экспериментальной деятельности в сист...
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.
Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...