Использование ИКТ в сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР с целью формирования у них познавательного интереса и любознательности
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Речь пойдет о преимуществах средств ИКТ перед традиционными формами обучения в развитии любознательно-познавательной деятельности детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИКТ в сказкотерапии | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ в сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР с целью формирования у них познавательного интереса и любознательности»
Понуровская Вероника Владимировна, воспитатель ГБОУ школа №131 Красносельского района г.Санкт-Петербург
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Лечение сказкой необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения. Сказка делает детей любознательными, а любознательность – это стремление к приобретению всё новых знаний.
Важной особенностью любознательности является и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышает работоспособность ребенка, дарит радость больших и малых открытий, освобождает от апатии и безучастности. При наличии любознательности, знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Познавательная активность - важный компонент умственного развития дошкольника и тесно связана с такими психическими процессами, как мышление, речь, внимание, память, восприятие, воображение.
У детей с ЗПР эти процессы развиты недостаточно, и как следствие их познавательный интерес, в отличие от сверстников с нормальным развитием отличается:
- низкой познавательной активностью (они не задают пытливых вопросов);
- не проявляют активности в беседах, в обсуждении виденного и наблюдаемого;
- слабо проявляют эмоциональное отношение к деятельности;
- снижен (или отсутствует) интерес к результату деятельности;
- быстро пресыщаются деятельностью, и готовы в любой момент ее прекратить.
При ознакомлении с художественной литературой познавательный интерес детей с ЗПР наиболее низкий. Слушание, рассматривание иллюстраций и даже одновременный показ настольного театра не всегда удерживают их внимание. Дети быстро теряют интерес, не всегда понимают содержание литературного произведения и могут эмоционально откликаться на него.
Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Мне на помощь при организации работы приходят муьтимедийные презентации, знакомящие детей с русскими народными сказками «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» в соответствии с программным материалом по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы с задержкой психического развития.
Работа идет с использованием проектора. В роли игрового момента, а в дальнейшем - рассказчика, вместо педагога выступает персонаж Бабушки - Сказочницы. Она появляется на экране и сама приглашает детей послушать сказку. Это сразу привлекает внимание, у детей мгновенно пробуждаются любопытство и радостные эмоции.
Персонажи для этих презентаций подобраны яркие, красочные, доступные для восприятия, движущиеся, интонационно озвученные незнакомыми детям голосами.
Просмотр такой мультимедийной презентации, с аудио-видео и звуковыми эффектами, а не чтение книги, с демонстрацией иллюстраций, позволяет удерживать и концентрировать внимание детей на протяжении всей сказки, значительно усиливает развитие любознательности и познавательной активности детей. Им интересно, кто же появится следующий, как он будет выглядеть? Что он будет говорить? Чем это закончится? Дети оживленно выражают свои эмоции, активно реагируют на появление каждого героя, делятся впечатлениями друг с другом.
По сравнению с традиционными формами, использование средств ИКТ в коррекционно-развивающем процессе, обладает рядом преимуществ:
- движущиеся и говорящие мультимедийные персонажи вызывают у детей огромный живой интерес к предмету познания; надолго привлекают внимание.
- богатый иллюстративный материал несет в себе образный тип информации, понятный дошкольниками; расширяет кругозор и является стимулом познавательной активности.
- анимационные герои способствуют повышению мотивации и психологически облегчают процесс усвоения материала, снимая напряжение ребенка.
- возможности презентации повышают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное; позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.
- демонстрация материала с помощью проектора и проекционного экрана позволяет многократно увеличить его вид; облегчает процессы зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов; развивает воображение.
Измененный подход к подаче материала и использование ИКТ во многом позволяет добиваться хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...
Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...
Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...