Доклад для районного методического объединения
консультация по коррекционной педагогике
«Современные методы и подходы в условиях инклюзивного образования в ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yu.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопеды, использующие инновации в коррекционно-педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и
навыков.
Понятие «инновация», с одной стороны, тесно связано с понятием «новый», что означает — возникший недавно, малоизвестный (Ожегов С.И., 1978), с другой — происходит от латинского слова «inovatis» (in — в, novus — новый), и в переводе означает «обновление, новинка, изменение»; в переводе с английского — «нововведение». Инновация предполагает введение чего-то нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Любая инновация в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.
Инновационная деятельность в образовании настолько тесно переплетена с другими видами деятельности, что зачастую её вычленение и типизация сталкивается с естественными трудностями разграничения и деления. Мы будем обозначать инновационными именно те технологии логопедической работы, которые оказываются наиболее эффективными при реализации задач формирования речевой деятельности, в то же время они не представлены (или представлены недостаточно) в традиционных методиках (Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой и др.) формирования речи у неговорящих детей, что позволяет нам условно обозначать их как «новшество».
Таким образом, инновационной логопедической технологией можно считать продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее качества.
Можно выделить следующие виды инновационных логопедических технологий в логопедии:
♦ информационно-коммуникационные технологии;
♦ дистанционные образовательные технологии (используемые при организации работы с родителями);
- инновационные психокоррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, психосоматическая гимнастика и т.п.;
- педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов: ароматерапии, хромотерапии,библиотерапии и т.п.;
- здоровьесберегающиетехнологии(гипокситерапия, организации питания, режима дня и др.) и т.п.;
- смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений: сенсомоторное воспитание детей, элементы методики Р. Штайнера и М. Монтессори, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности и др.;
♦ организационные инновационные технологии: определение новых форм логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, например дистанционная поддержка.
В чём разница?
Сенсорика – непосредственное восприятие ощущений и внешних воздействий: цвета, формы, величины, звуков и пр. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Уровень сенсорного развития детей зависит от того насколько ребёнок хорошо слышит, видит, осязает окружающее. Это взаимодействие с предметами различных цветов, форм, знакомство с окруж. средой.
Сенсорная Интеграция - восприятие поступающих стимулов извне, их обработка и формирование адекватного ответа: выполнение целенаправленных действий
(принятие определённой позы, удержание равновесия и пр.). Развитие СИ происходит через движение и получение адекватного ответа, т.е это часть нейрокоррекции, спец.гимнастика тренирующая мелкую моторику и систему координации.
Н-Р: передвигать мяч палкой по лабиринту. Получили плавность движения. Вышеперечисленные функции формируются благодаря 3-м основным системам СИ:
Проприоцептивной ( мышечно-суставное чувство)
Вестибулярной
Тактильной
Сенсорная интеграция - это процесс объединения, систематизации и координации ощущений человека. Получение информации о том, что происходит с нашим телом и окружающей средой. Новый взгляд через игру.
Сегодня в современном мире всё больше детей усаживают раньше времени за парты и планшеты, покупают развивающие игрушки, которые не дают волю фантазии, потому что за ребёнка всё уже сделано. Потому у многих детей неуравновешенность и гиперреактивность, трудности в социализации и поведении, неуклюжесть и неуверенность. Необходимо вернуться к тому , что заложено природой, к нашей потребности исследовать этот мир, но не через ранее развитие и планшет, а благодаря своим инстинктам и желаниям.
Сенсорные ощущения:
- Зрительные (гипер – боязнь яркого света, часто моргает, трёт глаза, прячется; гипо- нет целостности восприятия, не собирает разрезную картинку, близко подходит к экрану.
- Слуховые ( гипер восприятие не любят громкие звуки, гипо- издают непонятные звуки и любят громкую музыку, подносят ухо к динамику.
- Вестибулярные (гипервосприятие - проблемы с координацией, теряют равновесие падают на ровном месте; гиповосприятие – постоянно бегает, кружится, спрыгивает с высоких мест, толкается)
- Обонятельные( гипер - силные реакции на запах, гипер - нюхает предметы и людей при общении
- Тактильные
- Вкусовые ( гипер - избирательны в еде, отказ от новых блюд, гопо -жуёт несъедобные предметы, пробуют всё на вкус, пальцы тянут в рот
- Осязательные (гипервосприятие - нетактильные дети, не любят прикосновений, не даёт причесать волосы. Гиповосприятие (чересчур тактильные, плохо чувствуют боль, температуру, могут бить кусать себя
- проприоцептивные (гипер восприятие - спец падает на пол, боится тесной одежды и кутание в одеяло; гипо восприятие – топает вовремя ходьбы, дергается во время сна, стучит ногами сидя за столом, специально закутывается одеждой или залезает в пододеяльник.
Сенсорная интеграция рекомендована практически всем детям, т.к способствует качественному психическому развитию и созреванию нервной системы.
- Неговорящие дети
- Имеющие коммуникативные проблемы (РАС, аутизм, ЗПР, Даун)
Испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, что вызывает сильный стресс, истощение и даже боль.
Занятия проходят в оборудованном помещении с использованием спец.оборудования:
Зрительная среда
Песок
Камни
Гамаки
Ароматерапия
Ракушки
Вода
Надувные предметы
Валики
Мячи
Качели
Звуковая среда
и пр.
Технологии:
Песочная терапия.
Цель: Не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким то поведенческим навыкам, а дать быть самим собой.
- Развивает зрительное восприятие
- Зрительно-моторную координацию
- Воображение
- Память и внимание
- Образное и творческое мышление
- Пространственное представление
- Овладение чувством контроля
- Сенситивность (процесс преодоление трудностей)
- Обрести веру в себя
- Снизить психофизическое напряжение
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние
- Снизить агрессию, тревожность
- Корректировать различные формы нарушения поведения
- Тактильное восприятие
Эрготерапия – лечение трудом деятельностью. Восстановление двигательных функций.
Применяется при восстановлении значимых жизненных навыков (самообслуживание в том числе). Работа с РАС, с людьми после инсультов, травм, опорно-двигательных нарушений.
Игры подбираются индивидуально исходя из того, какие навыки надо сформировать.
Эрготерапевт - это человек умеющий использовать СИ в качестве коррекции.
Если у ребёнка серьёзные проблемы с купанием, одеванием, взаимодействием с окружающим миром, с само стимулирующим поведением (размахивание руками, раскачивание тела). Эрготерапевт использует подход сенсорной интеграции, чтобы изменить способ переработки мозгом ребёнка сенсорной информации.
Конечная цель - восстановить максимально двигательные функции адаптировать к привычному образу жизни, помочь стать самостоятельным и социально приспособленным независимым в быту
Терапия рук - улучшение функционального состояния свободных верхних конечностей, а также совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой (сфокусированные внимания). Даёт точные координированные движения кистей и пальцев, которые необходимы для одевания, рисования, выполнение бытовых и учебных действий.
Пинцетный захват (перчатка)
Кистевая терапия – манипуляция предметами
Кинезиофитнес – оптимизация выполняемых движений в процессе упражнений.
Увеличивает компенсаторные возможности в условиях нарушенного движения.
Цель:
Включение мышц в движение и активацию их функций.
Эффективны при сколиозах, психофизических заболеваниях, патологии скелетно-мышечной системы
Нейройога. Занятие проходят в форме весёлой игры. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествия где встречаем диковинных животных ползаем, ходим как они, потягиваемся, глубоко дышим и обязательно отдыхаем. В каждый комплекс включены упражнения на растяжку с элементами суставной гимнастики, массажи, глазодвигательные упр-я, упр-я на мелку моторику и общую, функциональные упр-я, упр-я на дыхание, релаксация.
В результате занятий по нейройоге развивается межполушарное взаимодействие, улучшается работа всех систем организма, координации движений, осанка, нормализуется мышечный тонус. Так же можно сочетать с упр-ми на мозжечковую стимуляцию, которые способствуют развитию баланса координации, а также ВПФ, в частности речь.
Фитбол расслабляет и переключает ребёнка. Упражнения на баланс, развитие ритмико - интонационной стороны речи, коммуникацию, снятие мышечного тонуса, укрепляет мышцы спины конечностей и брюшной полости, массажное действие и стимуляция внутренних органов, учит координировать движения и развивает вестибулярный аппарат, контакт с глазами и эмоциями.
Планшет геоборд (развивает зрительно-моторную координацию, самоконтроль, зрительно-пространственные представления).
Звукотерапия. В жизни мы часто используем этот метод лечения укачивая ребёнка напеваем ему «а-а-а» тем самым успокаиваем малыша выравниваем его дыхание и освобождая от негативной энергии. А как часто мы стонем от боли «ох-ох», « о», или неожиданно пугаемся «АХ-Ах»
Звуки «А» и «О» приводят в действие вес организм, дают команду всем клеточкам настроиться на работу. А- массирует глотку, гортань, щитовидную железу.
«О»- оздоравливает среднюю часть груди.
«И»- помогает при глазных заболеваниях, улучшает носовое дыхание.
«Ом»- снижает кровяное давление.
«Щ», «К», «И», «Ц»- для профилактики ушных заболеваний.
«У»- укрепляет голосовые связки, лечит заболевание горла.
«М», «Н», «В», «Э» – улучшат работу головного мозга.
«АТ», «ИТ», «АП», «АМ», «УТ»- исправляют речь.
Игры «Самолёт» на дыхание (короткий вдох-длинный выдох «у-у-у»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на районное методическое объединение для музыкальных руководителей "Осуществление нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях"
Данный доклад раскрывает значимость нравственного воспитания детей и возможность его осуществления на музыкальных занятиях....
Доклад на районное методическое объединение на тему:"Составление основной общеобразовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Методические рекомендации при составлении ООП в ДОУ. Краткий анализ разделов ООП ДОУ....
Доклад для районного методического объединения: "Интеграция- одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....
Доклад на районном методическом объединении на тему: "Работа с родителями по обучению дошкольников безопасному поведению на улице"
Доклад на районном методическом объединении на тему: "Работа с родителями по обучению дошкольников безопасному поведению на улице"...
Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"
С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....
Доклад на Районном методическом объединении «Роль игровой деятельности в развитии ребенка»
Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Она теснейшим образом связана с развитием личности, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир....
ДОКЛАД НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
Методика слушания музыки на музыкальных занятиях детьми в детском саду, О методах и приемах используемых на занятии, чтобы воплотить в жизнь главную задачу - развивать эмоциональную отзывчивость на му...
- Мне нравится (1)