«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ТНР В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лукашина Ирина Алексеевна

Практические материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

«развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР в рамках творческого проекта».

Лукашина И.А. педагог-психолог ГБОУ Школа 1394, Москва

Говорушкина Е. А. учитель-логопед ГБОУ Школа 1394, Москва

Шаркова В.А. учитель-дефектолог, учитель-логопед ГБОУ  Школа № 2051, Москва.

Аннотация. В статье рассматриваются этапы развития коммуникативных и эмоционально-волевых навыков у детей с ТНР, посредством работы со сказкой и театрализованной деятельности в рамках творческого проекта; методы и формы работы, которые применяются на различных этапах проекта.

Ключевые слова. Игра –драматизация, игра-имитация, игра-коммуникация.

Уважаемые родители! В предыдущем номере журнала мы познакомили вас с теоретическими основами развития коммуникативных и эмоционально-волевых навыков у детей с ТНР, посредством организации работы со сказкой и театрализованной деятельности.

Хочется продолжить наш разговор в данном направлении с практической точки зрения.

      Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса мы видим через организацию театрализованной деятельности.

 Наша работа включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Знакомство со сказками.
  • Чтение произведений.
  • Обсуждение содержания сказок.
  • Работа над словарём.
  • Знакомство с основными эмоциями.
  • Работа над мимикой, пантомимикой, интонационной выразительностью речи.

 На данном этапе мы использовали следующие игры:

 «Угадай настроение героя»

Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.

 «Найди героя» 

Узнавание героя по словесному описанию, нахождение его среди других героев сказок.

«Подними картинку»

Соотнесение услышанного с изображением.

«Замри»

Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.

«Для чего нужен этот предмет?»

Нахождение и соотнесение предмета с ситуацией(эмоцией).

«Покажи без слов, что чувствовали герои произведения»

Использование мимики, пантомимики для выражения эмоционального состояния героев сказки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП   включает в себя:

  • Обогащение эмоционального словаря и введение его в активную речь детей;
  • проведение игр –драматизаций, игр-имитаций, игр-коммуникаций.

«Угадай настроение» 

Называние эмоциональных состояний.

 «Большой и маленький» на примере сказки «Три медведя»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 «Вредный Буратино»

 Подбор антонимов и синонимов.

 «Слова-приятели»

Умение выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.

«Скажи по-другому»

 Умение подбирать синонимы.

«Исправь ошибку»

Понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики, умение замечать ошибки в чужой речи.

Далее остановимся более подробно на некоторых видах игр, которые применялись нами во время работы над проектом.

В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно - ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Игра-имитация включает в себя имитацию отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями), имитацию основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте), а так же цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Игра –коммуникация: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание», а так же игры обучающие умению сотрудничать.

 ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.

  • Многократная инсценировка сказки с периодической сменой ролей.
  •  Проведение викторины.
  • Проведение аппликации по произведениям.
  •  Изобразительная деятельность по мотивам сказок.
  • Проведение конкурса семейного рисунка. 

Инсценировку можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

 Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

С помощью проектной деятельности мы – совершенствовали все стороны речи детей, активизирую речевую активность. Развивая такие качества, как: самостоятельность, сотрудничество, сотворчество между логопедом, психологом, воспитателем, ребёнком, родителями. Этот метод деятельности перспективен, он помогает детям повторять и применять на практике уже известные им знания, развивает воображение, позволяет фантазировать, укрепляет отношения в группе, позволяет ребёнку развивать речевые коммуникации, даёт новые знания об окружающем мире, формирует творческую личность.

Постоянное привлечение изучения литературных произведений в образовательный процесс, может стать важным резервом в успешном всестороннем развитии детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения деть...

Тема: «Применение нетрадиционных технологий в развитии, коррекции и восстановлении эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста»

Городской мастер-класс для воспитателей в рамках реализации плана лучших муниципальных практик...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ТНР В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА».

В статье рассматриваются этапы развития коммуникативных и эмоционально-волевых навыков у детей с ТНР, посредством работы со сказкой и театрализованной деятельности в рамках творческого проекта; методы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением так...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы и на развитие коммуникативных навыков и взаимодействия

Картотека игр для детей на развитие эмоцианально-волевой сферы и коммуникативных навыков....

Развитие коммуникативных навыков и культуры общения у детей с ОВЗ

Технология используется в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья...