«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ТНР В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР в рамках творческого проекта».
Лукашина И.А. педагог-психолог ГБОУ Школа 1394, Москва
Говорушкина Е. А. учитель-логопед ГБОУ Школа 1394, Москва
Шаркова В.А. учитель-дефектолог, учитель-логопед ГБОУ Школа № 2051, Москва.
Аннотация. В статье рассматриваются этапы развития коммуникативных и эмоционально-волевых навыков у детей с ТНР, посредством работы со сказкой и театрализованной деятельности в рамках творческого проекта; методы и формы работы, которые применяются на различных этапах проекта.
Ключевые слова. Игра –драматизация, игра-имитация, игра-коммуникация.
Уважаемые родители! В предыдущем номере журнала мы познакомили вас с теоретическими основами развития коммуникативных и эмоционально-волевых навыков у детей с ТНР, посредством организации работы со сказкой и театрализованной деятельности.
Хочется продолжить наш разговор в данном направлении с практической точки зрения.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса мы видим через организацию театрализованной деятельности.
Наша работа включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Знакомство со сказками.
- Чтение произведений.
- Обсуждение содержания сказок.
- Работа над словарём.
- Знакомство с основными эмоциями.
- Работа над мимикой, пантомимикой, интонационной выразительностью речи.
На данном этапе мы использовали следующие игры:
«Угадай настроение героя»
Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.
«Найди героя»
Узнавание героя по словесному описанию, нахождение его среди других героев сказок.
«Подними картинку»
Соотнесение услышанного с изображением.
«Замри»
Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.
«Для чего нужен этот предмет?»
Нахождение и соотнесение предмета с ситуацией(эмоцией).
«Покажи без слов, что чувствовали герои произведения»
Использование мимики, пантомимики для выражения эмоционального состояния героев сказки.
ОСНОВНОЙ ЭТАП включает в себя:
- Обогащение эмоционального словаря и введение его в активную речь детей;
- проведение игр –драматизаций, игр-имитаций, игр-коммуникаций.
«Угадай настроение»
Называние эмоциональных состояний.
«Большой и маленький» на примере сказки «Три медведя»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Вредный Буратино»
Подбор антонимов и синонимов.
«Слова-приятели»
Умение выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.
«Скажи по-другому»
Умение подбирать синонимы.
«Исправь ошибку»
Понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики, умение замечать ошибки в чужой речи.
Далее остановимся более подробно на некоторых видах игр, которые применялись нами во время работы над проектом.
В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно - ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Игра-имитация включает в себя имитацию отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями), имитацию основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте), а так же цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Игра –коммуникация: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание», а так же игры обучающие умению сотрудничать.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.
- Многократная инсценировка сказки с периодической сменой ролей.
- Проведение викторины.
- Проведение аппликации по произведениям.
- Изобразительная деятельность по мотивам сказок.
- Проведение конкурса семейного рисунка.
Инсценировку можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
С помощью проектной деятельности мы – совершенствовали все стороны речи детей, активизирую речевую активность. Развивая такие качества, как: самостоятельность, сотрудничество, сотворчество между логопедом, психологом, воспитателем, ребёнком, родителями. Этот метод деятельности перспективен, он помогает детям повторять и применять на практике уже известные им знания, развивает воображение, позволяет фантазировать, укрепляет отношения в группе, позволяет ребёнку развивать речевые коммуникации, даёт новые знания об окружающем мире, формирует творческую личность.
Постоянное привлечение изучения литературных произведений в образовательный процесс, может стать важным резервом в успешном всестороннем развитии детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения деть...
Тема: «Применение нетрадиционных технологий в развитии, коррекции и восстановлении эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста»
Городской мастер-класс для воспитателей в рамках реализации плана лучших муниципальных практик...
"Интегративное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР"
Развитие дошкольников с ТНР....
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ТНР В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА».
В статье рассматриваются этапы развития коммуникативных и эмоционально-волевых навыков у детей с ТНР, посредством работы со сказкой и театрализованной деятельности в рамках творческого проекта; методы...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением так...
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы и на развитие коммуникативных навыков и взаимодействия
Картотека игр для детей на развитие эмоцианально-волевой сферы и коммуникативных навыков....
Развитие коммуникативных навыков и культуры общения у детей с ОВЗ
Технология используется в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья...