"Разнообразен мир эмоций" программа дошкольного педагога-психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Эмоциональность в значительной степени определяется врождёнными наследственными предпосылками, но в то же время эмоциональная сфера динамична: она развивается и претерпевает значительные изменения в течение всей жизни. Значительную роль в формировании эмоциональной индивидуальности человека играет ранний эмоциональный опыт. Эмоции являются мощным регулятором нашего поведения и деятельности, поэтому способность владеть ими для человека чрезвычайно важна, и развивать её нужно начиная с раннего детского возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazen_mir_emotsiy.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет
« Разнообразен мир эмоций».
Эмоции(лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Основой возникновения эмоций являются потребности и мотивы человека. Эмоции в форме непосредственных чувственных переживаний «…отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта» (Леонтьев А.Н.)
Актуальность
Эмоциональность в значительной степени определяется врождёнными наследственными предпосылками, но в то же время эмоциональная сфера динамична: она развивается и претерпевает значительные изменения в течение всей жизни. Значительную роль в формировании эмоциональной индивидуальности человека играет ранний эмоциональный опыт и особенности семейного воспитания. Эмоции являются мощным регулятором нашего поведения и деятельности, поэтому способность владеть ими для человека чрезвычайно важна, и развивать её нужно начиная с раннего детского возраста.
Цель программы: эмоционально-волевое развитие детей 5 - 6 лет, развитее внимания, памяти.
Задача программы:
- Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
- Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
- Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
- Обучение приемам саморасслабления, снятие психического напряжения.
- Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагирований внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшений тревожности, беспокойства и чувства вины
Новизна
Для осознания своих эмоциональных состояний ребёнку необходимо иметь представление о различных эмоциональных переживаниях и о возможных причинах, их вызывающих. Программа знакомит детей с основными эмоциями, причём главной особенностью программы является компонент контрастности эмоций. Эмоциональные состояния подобраны таким образом, что на смену каждой отрицательной эмоции в конце занятия приходит противоположная, положительная.
Грусть – радость
Жадность – щедрость
Злость – сострадание
Обида – симпатия
Страх – интерес
На занятии «интерес» - дети повышают самооценку через осознание своего реального «Я», определяется мотивационно-потребностный уровень.
Страх порождается неизвестностью, неопределенностью свойств объекта, неуверенностью в последствиях выбора той или иной возможности, тогда как интерес-возбуждение порождается новизной и самим фактом существования различных возможностей, является следствием исследовательской активности, которая снижает фактор неопределенности и тем самым ослабляет страх. Страх ограничивает стремление человека к неизвестному, а интерес-возбуждение, наоборот, поддерживает его исследовательскую активность ( Идея Томкинса-Изарда).
На занятии по коррекции страха используется кляксография. Агрессивные или подавленные, тревожные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в кляксах агрессивные сюжеты (нападение, драку, страшное чудовище и др.).
Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия, страх нападения, страх чудовищ и т.д. выходят во вне, тем самым ребенок освобождается от негативных эмоций. Если ребенок выбирает светлые краски и «видит» приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и т.д.) - прослеживается положительная динамика преодоления страхов.
В каждое занятие включён блок по развитию памяти, внимания.
Основное содержание программы:
Основные формы организации работы с детьми: диагностический этап, непосредственно образовательная деятельность в виде занятий.
Основной формой организации работы с родителями : являются консультации (индивидуальные и групповые) а так же проводятся семинары и родительские собрания.
Основные формы взаимодействия между педагогами дошкольного учреждения и педагогами школ: круглые столы, взаимопосещения, обмен информацией.
Основные принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Принцип единства коррекции и диагностики.
- Принцип комплексности методов психологического воздействия.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
Реализация программы проходит в 3 этапа:
- Диагностический
Диагностические методики, использованные при исследовании:
1.«Шифрофка» (Д. Векслер)
2. «10 слов» (А.Р.Лурия)
3. «Тест тревожности». (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
4. «Автопортрет» (Р.Бернс).
5. «Лесенка» (Н.В. Нижегородцева).
2. Практический этап
Курс состоит из 12 занятий продолжительностью 25–30 минут. Количество детей – 6 человек. Каждое занятие включает в себя несколько обязательных блоков:
1.Ритуал приветствия.
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Сюрпризный момент (знакомство с новой эмоцией).
4.Блок по развитию эмоционально-волевой сферы.
5.Блок по развитию познавательных процессов.
6. Релаксация.
7. Рефлексия
8.Ритуал прощания.
Таблица №3 «Перспективное планирование»
№ занятия | Тема | Кол-во занятий |
1 | Знакомство. «Наши эмоции». | 1 |
2 | «День рождения Водяного» (грусть) | 1 |
3 | «Радость» | 1 |
4 | «Обида» | 1 |
5 | «Научимся прощать» | 1 |
6 | «Страх». | 1 |
7 | «Интерес». | 1 |
8 | «Жадность». | 1 |
9 | «Щедрость». | 1 |
10 | «Злость». | 1 |
11 | «Сострадание». | 1 |
12 | Завершающее занятие. Рефлексия. | 1 |
Методы
Знакомство с эмоцией происходит посредством методов сказкотерапии и ролевой игры, бесед, коррекция эмоционально-волевых компонентов - посредством психогимнастики (этюды на выражение эмоций с помощью мимики и пантомимики), арттерапии (рисуночная терапия). Коррекция познавательных компонентов психики происходят посредством игротерапии.
3 этап. Заключительно - обобщающий. Включает мониторинг эффективности занятий, а также корректировку программы.
Основными приемами отслеживания результатов являются наблюдение за индивидуальной и групповой деятельностью. Так же итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и заключительная диагностика воспитанников.
Занятие 1. «Наши эмоции».
Задачи: ввести детей в тему; заинтересовать, подготовить к разговору о себе и своих чувствах, проверить представления детей о различных эмоциональных состояниях, сформировать принимающее отношение к различным эмоциональным переживаниям.
Материалы: плюшевое сердечко, мяч, бланки «Наши переживания: эмоции, чувства», фломастеры 6 цветов, простые карандаши, гуашь 12 или более цветов, кисть, лист бумаги формата А2 с нарисованной заранее серединой цветка, тазик с водой, полотенце.
1.Ритуал приветствия
Игра «Прими подарок»
Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа - воображаемый подарок на день рождения.
2.Пальчиковая гимнастика
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
3.Задание «Чувства в домиках»
Ведущий сообщает детям о том, что они начинают новую тему : «Наши эмоции» и будут учиться узнавать разные эмоции, рассказывать о них и управлять своими чувствами. Затем он просит детей назвать известные им эмоции и предлагает выполнить задание.
Дети сидят за столом. Каждый ребёнок получает схематично изображённые лица людей, отражающие различные эмоциональные состояния. Ведущий говорит: «У каждого из вас на столе лежат схематично изображённые лица людей, в разных настроениях, поселим их в домиках разного цвета. Слушайте внимательно, я вам скажу в какие: радостного человечка - в жёлтый дом, грустного – в синий дом, злого– в красный, испуганного – в чёрный, удивлённого – в фиолетовый, терпимого – в зелёный дом».
4. Задание «Нарисуй эмоции».
Детям раздают пустые кружочки вместо лиц (внизу подписаны эмоциональные состояния)
Ведущий предлагает ребятам нарисовать человечкам лица, соответствующие каждому настроению
5. Игра «Цветок настроений».
Детям предлагается выбрать гуашь того цвета, который похож на их настроение или просто нравится. Ведущий сообщает, что они все вместе сейчас нарисуют очень необычный цветок – «цветок настроений, у которого лепестки будут разного цвета – похожие на разные эмоции». Рисовать детям тоже предлагается необычным способом – ведущий раскрасывает ладошки детей краской того цвета, который они выбрали, и предлагает сделать отпечатки – лепестки вокруг нарисованной заранее на листе серединке цветка. Затем дети вместе рассматривают получившийся цветок и пытаются назвать лепестки эмоций. Ведущий обращает внимание детей на то, что лепестки разного цвета – украшают цветок.
6. Релаксация
«Облака»
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (Пауза — поглаживание детей.) Гладит... поглаживает... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
7. Ритуал прощания.
Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие 2. «День рождения Водяного (грусть).
Задачи: развивать внимание, речь, координацию движений, мелкую моторику и рефлексию, эмпатию и умение чувствовать и понимать другого: повышать самооценку, уверенность в себе: способствовать развитию творческих способностей и воображения.
Материал: конверт с письмом, изображение весёлого и грустного водяного, «волшебный мешочек» магнитофон, запись релаксационной музыки, подарки для детей (по количеству детей), гуашь жёлтого цвета.
1.Ритуал приветствия «Прими подарок»
Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа - воображаемый подарок на день рождения.
2.Пальчиковая гимнастика
«Дружба»
(см. предыдущее занятие)
- Сюрпризный момент.
Психолог говорит о том, что получил видео сообщение от сказочного существа Водяного из тридевятого царства у которого сегодня день рождения. Ему грустно, потому что там, где он живёт всегда идут дожди и никогда не бывает солнечной погоды и у него нет друзей. Дети смотрят видео. Психолог задаёт вопросы.
- что вы чувствовали, когда смотрели видеосообщение?
- бывает ли вам грустно? Когда?
- как можно понять, что человеку грустно? Как можно выразить грусть с помощью мимики? Покажите. (Этюд «Водяному грустно»)
- как можно помочь Водяному?
Психолог предлагает ребятам нарисовать солнышко для Водяного, так как он его никогда не видел.
4. Упражнение «Нарисуй Солнышко»»:
- Ребята, давайте сделаем подарок Водяному.
-Воспитатель показывает ватман, на котором изображён жёлтый круг: «Дети, что это, как
вы думайте?» ( Колобок, блин, солнце…)
-Верно угадали – это солнышко.
-Чем щедрое солнышко делиться с нами? (теплом, светом, радостью, лучами, настроением и т.д.)
Чего не хватает нашему солнышку?(лучей)
Так давайте дорисуем солнышку лучики!
-Чем можно нарисовать лучи? ( кисточкой, мелками, красками, карандашами…)
-А у нас ничего этого нет, чем будем рисовать? (руками…)
Упражнение «Волшебный мешочек»: детям предлагается по очереди рукой ощупать один любой предмет в мешочке и сказать, что этим предметом можно делать. Остальные дети угадывают предмет, дарят его Водяному.
6. Релаксация. Детям предлагается вспомнить, что было написано в письме о погоде. Водяной умеет видеть то, что мы представляем, поэтому, чтобы показать ему, каким бывает лето, как хорошо, когда светит ласковое солнышко, давайте ляжем, закроем глаза, представим лето, солнышко, белые, легкие облака
«Облака»
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (Пауза — поглаживание детей.) Гладит... поглаживает... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Во время релаксации психолог переворачивает картинку обратной стороной — водяной изображён радостным.
7. Итог. Рефлексия. Отлично. А теперь. Посмотрите! Водяной улыбается! Молодцы, ребята! Вы действительно ему помогли, Вспомните, как вы помогали ему справиться с грустью и одиночеством? (ответы детей) Водяной благодарит вас и дарит каждому по звёздочке. Расскажите, узнала ли вы что - то новое на занятии? Понравилось вам занятие? Устали вы или нет?
Психолог раздаёт подарки детям (смайлики)
8. Прощание. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие 3. «Радость»
Задачи: развивать внимание, речь, координацию движений, мелкую моторику и рефлексию, эмпатию и умение чувствовать и понимать другого: повышать самооценку, уверенность в себе: способствовать развитию творческих способностей и воображения.
Материал: картинка весёлого водяного, фонограмма песни «Облака, белогривые лошадки!», музыка для релаксации, плюшевое сердечко.
1.Ритуал приветствия
Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее.
2. Пальчиковая гимнастика «Домик». «На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем». Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.
3. Знакомство с эмоцией «Радость». Ребята, давайте вспомним прошлое занятие (ответы детей), и изобразим радостного водяного. Для этого ознакомимся с графическими изображениями этих эмоций (рассматривание пиктограммы).
4.Упражнение «Изобрази радость».
Психолог предлагает вспомнить, как радовался Водяной на прошлом занятии.
Этюд «Изобрази радость»
5. Игра «Опиши друга».
Два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.
6.Пластический этюд «Танец радости» (звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).
7.Релаксация «Облака» (см. предыдущее занятие)
8.Ритуал прощания. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие 4. «Обида»
Задачи: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные состояния обида, прощение. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении. Развитие внимания, памяти. Снятие телесного напряжения.
Материал: плюшевое сердечко, плоская тарелка, картинка с изображением 2-х девочек, музыка для релаксации, бумага для рисования, карандаши, 7 – 8 игрушек.
1.Ритуал приветствия
Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа, каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее.
2.Пальчиковая гимнастика «Домик». «На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем». Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.
- Ролевая игра «Ссора».
Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Взрослый обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек.
- дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
«Поссорились»
Мы поссорились с подругой
и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
- подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (из-за игрушки);
- а вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
- а что чувствуют те, кто ссорится?
- а можно обойтись без ссор?
- подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, взрослый предлагает один из способов примирения – автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
(А. Кузнецова)
Психолог акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
4.Упражнение «Копилка обид»
- нарисуйте свои обиды:
(На работу дается 8-10 минут. Дети рисуют под музыку.)
- Чем похожи рисунки?
- Сложим ваши “обиды” в копилку.
- Кто может нам помочь избавиться от обиды?
- Всегда ли стоит обижаться во время споров?
- Удается ли вам самим справиться с обидой?
- А что лучше самому себе помочь или ждать помощи?
- Что же нам делать с обидами? Что мы сделаем с копилкой обид? (Рисунки рвём, копилку с обрывками сминаем и выбрасываем в мусорную корзину.)
- Как нам быть с нашими обидами в жизни?
- Прощать.
- Как относиться к обидчику?
- Прощать.
5. Упражнение «Угадай, что исчезло»
Выложить перед детьми 7 – 8 игрушек. Дети смотрят, а потом отворачиваются. Ведущему надо убрать или добавить одну игрушку и попросить детей угадать, что исчезло или появилось.
6.Упражнение на расслабление (релаксация)
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют.
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно:
Расслабление – приятно. (Звучит релаксационная музыка.)
- Сядьте удобнее... Закройте глаза…Устроитесь так, чтобы каждая часть тела была расслаблена. Руки и ноги отдыхают... Лицо спокойно, челюсть разжата... Сделайте несколько глубоких вдохов через нос — и сильных выдохов через рот... Дышите в такт с музыкой...
- Представьте перед собой человека, который вас обидел. Он сидит один в большой комнате… Он совсем один… Мысленно подойдите к нему. Простите его… Избавьте себя от груза обиды… Вам стало легче…
7.Рефлексия. Упражнение «Найди обиду»
Подбери пиктограмму, на которой схематично отображено лицо обиженного человека.
- ребята, что же делать, если мы чувствуем обиду на кого-то (ответы детей)
- правильно, научиться прощать.
8. Ритуал прощания. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие №5.
Тема: «Научимся прощать» (эмоция симпатии)
Задачи: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации
Материал: две куклы, наполовину раскрашенные картинки с белкой по количеству человек, цветные карандаши, музыка для релаксации.
1. Ритуал приветствия. Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа, говорят комплименты.
2.Пальчиковая гимнастика «Домик».
«На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в домик всех вас приглашаем». Произвольные движения, соответствующие содержанию текста.
3.Ролевая игра «Примирение».
- В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу « око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, принять и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут куклы Оля и Лена. Кто-то из вас будет говорить словами Оли, а другой - Лены. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Олей и Леной, например, из-за книжки, которую принесла в группу Оля. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды.) Ну вот, теперь Оля и Лена не дружат, они сидят в разных углах и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помирится. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.). Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Лене предложить Оле посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё – набор карандашей, раскраску и т.п. (Дети разыгрывают сцену по-другому). А сейчас Оля и Лена должны помириться, попросить друг у друга прощения за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
- Упражнение «Раскрась вторую половину».
Психолог говорит о том, что куклы помирились и решили заняться делом. Дети должны раскрасить вторую половину картинки с белкой точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.
6.Упражнение на расслабление (релаксация)
«Все умеют танцевать» (см. предыдущее занятие).
7.Рефлексия.
Вопросы:
- Вам трудно прощать другого? Как вы себя чувствовали при этом?
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
- Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости?
- Почему так важно прощать других?
8.Ритуал прощания (см.предыдущие занятия).
Занятие № 6
Тема: «Страх»
Задачи: : развивать внимание, мелкую моторику и рефлексию, эмпатию и умение чувствовать и понимать другого, способствовать эмоционально-волевому развитию(снятие страха) и воображения, создание позитивного настроения.
Материал: рисунки с лабиринтами, карандаши, гуашь разных цветов, музыка для релаксации, сказка К.И.Чуковского «Тараканище»
Предварительная работа: прочтение детям сказки «Тараканище».
1. Ритуал приветствия игра «Найди пару»
Дети врассыпную ходят по залу и по сигналу ведущего останавливаются, находят себе пару. Затем обмениваются друг с другом улыбками и рукопожатием или гладят друг друга по плечу.
2. Пальчиковая гимнастика
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот:
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки.
При перечислении животных
считать пальцы на обеих руках поочерёдно
3.Сюрпризный момент
- Ребята, сегодня голубь принёс письмо из Африки, давайте его прочитаем.
«Ребята, пишет вам бегемот, у нас приключилось горе, поселился в нашем лесу страшный великан, рыжий и усатый таракан, он кричит и рычит и усами шевелит, обещает всех проглотить, никого не помилует. Помогите нам, скажите, как нам быть?» (рассматривание картинок испуганных животных из сказки «Тараканище»).
После рассматривания картинок дети изображают испуганных животных. Этюд «Животные боятся».
4. Дидактическая игра «Помоги животному найти дорогу»
Психолог говорит о том, что в лесу заблудились животные, они не могут найти дорогу домой.
Дети рисуют карандашами выход из лабиринта.
5..Игра «Кляксы» (используется жидкая краска-гуашь)
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист и сложить лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная клякса.
6. Релаксация. «Шишки» (звучит расслабляющая музыка)
Представьте себе, что вы — медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела — лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам... (повторить 2—3 раза).
7.Рефлексия.
- Ребята скажите, когда звери встретили таракана, они были в опасности? Может быть причина страха - в фантазиях, вымыслах, в реальности – опасности не было.
- как вы думаете, таракан опасное существо? Наши животные об этом не знали.
- ребята, а кто справился с тараканом в сказке (ответы детей), правильно воробей, маленькая птичка. Многие наши страхи от того, что мы порой мало знаем об окружающем нас мире, и большинство страхов возникают без особой на то причины.
8. Ритуал прощания. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие 7. «Интерес»
Задачи: повышение самооценки, уверенности в себе, эмпатии, развитие мелкой моторики, воображения, создание позитивного настроения
Материал: музыка для релаксации, фотографии людей с эмоцией интереса
1. Ритуал приветствия игра «Найди пару»
2. Пальчиковая гимнастика
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот:
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
Сгибание пальцев в кулак в ритме
потешки.
При перечислении животных
считать пальцы на обеих руках
поочерёдно
3.Знакомство с эмоцией «Интерес»
1) Беседа.
- сегодня мы познакомимся с эмоцией, которая называется - интерес. Это положительная эмоция, это, то самое состояние, которое подталкивает человека к познанию. Из удивления, возникающего, когда человек сталкивается с чем-то неожиданным, необычным, вырастает интерес
Рассматривание фотографий людей с эмоцией - интерес
Чтение сказки «История о любопытном медвежонке»
Этюд «Медвежонку интересно».
4.Упражнение «Моё желание»
Дети рисуют свои желания на бумаге цветными карандашами.
5. Упражнения «Продолжи»
« Я люблю когда….»
« Мне нравится……»
«Я хотел бы ………»
«Мне приятно каждый день…»
6. Релаксация. «Шишки» (звучит расслабляющая музыка)
7.Рефлексия
– скажи, пожалуйста, какое занятие вызывает у тебя интерес?
- чем бы ты хотел заниматься?
8. Ритуал прощания. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие 8 . «Жадность».
Цели: развитие концентрации внимания, мелкой моторики рук, формирование нравственных устоновок,
Материал : Из пустых спичечных коробков склеить шкафчик. Коробки можно склеивать в разном порядке, разного уровня сложности. Самый простой шкафчик: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик: 6 коробок в высоту и 5 коробок в ширину. Бусинка или другой маленький предмет. Пластилин, музыка для релаксации,
1. Ритуал приветствия. Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа - воображаемый подарок на день рождения.
2. Пальчиковая гимнастика
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла:
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
Сжать пальцы в кулачок.
Все пальцы разжать, кроме большого.
Разогнуть большой палец.
Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
3.Знакомство с эмоцией жадность
Чтение сказки «Сказка, про щедрую Аню»
Рассматривание картинок с эмоцией - жадность
Этюд «Не дам мячик»
4.Игра «Слепи подарок другу»
Дети придумывают и лепят из пластилина друг другу подарки и дарят друг другу.
5. Дидактическая игра «Спрячем в шкафчик»
Какой-нибудь маленький предмет, например бусинку, на глазах у ребёнка кладём на любую полочку. Задвигаем её, затем шкафчик повертеть и спросить: «На какой полке лежит бусинка?». По мере освоения можно класть разные предметы, разного цвета на разные полочки. Вопросы будут: «На какой полочке зелёный шарик? На какой полочке синяя булавка?» и так далее.
6. Релаксация. «Драгоценность»
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче... еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать... Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях... они отдыхают (повторить 2—3 раза).
7.Рефлексия. О чём мы сегодня с вами говорили? (О щедрости, и жадности. Щедрым быть – хорошо, а жадным плохо!) Молодцы ребята, будьте всегда щедрыми!
8. Ритуал прощания. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие 9: «Щедрость»
Задачи: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности, сплочение группы.
Развитие личностных качеств.
Материал: плюшевое сердечко, длинная атласная лента, декорация костра, кухонные салфетки разного цвета.
1. Ритуал приветствия. Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа - воображаемый подарок на день рождения.
2. Пальчиковая гимнастика
«Маша варежку надела»
(см. предыдущее занятие)
3. Игра: «Ленточка щедрости»
– возьмитесь за ленточку, и скажите честно – чем вы делились с другими - (Д: я делилась конфетами с детьми в д/с; я делился игрой, которую принёс в д\с.; я, делился игрушками и т. д.)
4. Упражнение «Конфеты»
Предложить детям изготовить конфеты из салфеток, и угостить кукол в группе.
5. Упражнение «Костёр».
Дети садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду ведущего. По команде «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замёрзли» - протянуть руки к «костру», по команде «ой какой большой костёр» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костёр принёс дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра».
6. Релаксация. «Драгоценность»
Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче... еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать... Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях... они отдыхают (повторить 2—3 раза).
7.Рефлексия.
- Скажите, пожалуйста, чем вы можете поделиться со своими друзьями? ( игрушками, сладостями).
- А еще со своими друзьями можно поделиться добротой. Если ты будешь щедрым, будешь делиться игрушками, книжками, то у тебя будет много друзей и тебе никогда не будет скучно и грустно.
8. Ритуал прощания. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют
Занятие 10 «Злость»
Задачи: развитие внимание, обучение быстро реагировать на звуковые сигналы, мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения, посредством «проживания» эмоции «злость» повышение самооценки,
Материал: краски, сказка «Волк и семеро козлят», музыка для релаксации,
1. Ритуал приветствия. Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа - ласково называют соседа справа.
2. Пальчиковая гимнастика «Коготки».
Точит кошка коготки,
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки.
Ах, какие у нее
Маленькие лапки.
В этих лапках до поры
Дремлют цап - царапки.
(В.Кудрявцев,В.Егоров)
Пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки.
Поглаживают ладони друг о друга.
Сжимают пальцы в кулачки, поворачивают вправо-влево.
3. Знакомство с эмоцией «Злость»
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
Этюд «Злой волк». Изображении эмоции - злость.
4.Упражнение «Закончи предложение»
«Злость – это когда… »
«Я злюсь, когда… »
«Мама злится, когда… »
«Воспитатель злится, когда… »
«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».
5. Замри!
Дети под музыку «ходят как мышки». Внезапно музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Кто не успел – выбывает из игры. Снова звучит музыка, дети продолжают игру. Играют до тех пор, пока не останется один человек – он и становится победителем.
6.Релаксация «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ»
«Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в
воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
7. Рефлексия. Педагог спрашивает о чувствах детей, о настроении.
8. Ритуал прощания. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие № 11
Тема: «Сострадание»
Задачи: развитие распределения и концентрации внимания, наблюдательности, формирование нравственных установок,
Материал: игрушка кошка, стихотворение «О бездомной кошке», плюшевое сердечко.
- Ритуал приветствия .Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа - ласково называют соседа справа.
2. Пальчиковая гимнастика «Коготки»
3. Знакомство с эмоцией - сострадание.
Чтение стихотворения о бездомной кошке
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как Ваши дела?
- Hичего, понемножку...
- Я слышал, что Вы тяжело заболели...
- Болела.
- Так, значит, лежали в постели?
- Лежала на улице много недель -
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумал я: "Странно, что в мире огромном
Hет места собакам и кошкам бездомным."
- Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной -
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело -
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
4.Упражнение «Братья наши меньшие».
Дети рисуют бездомных животных.
5.Игра «Тепло – холодно».
Дети ходят по группе, ищут игрушку. Когда они к ней приближаются, ведущий говорит «Тепло», когда отдаляются – «Холодно». Когда дети совсем близко, можно говорить «Горячо».
- Вот мы и нашли кошку! Давайте с ней поиграем.
6.Релаксация «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ» (см. предыдущее занятие).
7.Рефлексия.
Ребята мы сегодня говорили с вами о сострадании. Вы можете ответить, что это за эмоция? (ответы детей).
Обсуждение рисунков о бездомных животных.
8. Ритуал прощания. Все встают в круг, дарят друг другу улыбки и аплодируют.
Занятие №12 Завершающее.
Задачи: снятие психического напряжения детей, закрепление и обобщение пройденного материала.
Материал: картинки с изображениями различных эмоций, бумага, карандаши
1.Ритуал приветствия. Ведущий и дети передают по кругу плюшевое сердечко своему соседу справа - ласково называют соседа справа.
2.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стихах, в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
3.Упражнение «Отгадай эмоцию»
Детям предлагаются картинки с различными эмоциями, нужно назвать, какая это эмоция.
4. Игра «Волшебные мешочки»
Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: грусть, страх, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, интерес, щедрость и пр.
5. Выполни рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».
6.Релаксация. «Водопад»
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее... Белый свет течет по вашим плечам... помогает им стать мягкими расслабленными... (Пауза — поглаживание детей.) А нежный свет течет дальше по груди... по животу... Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами энергией.
7.Рефлексия.
Вопросы
- какие вы эмоции знаете?
- какие из них положительные, а какие отрицательные?
- какая эмоция вам понравилась больше всех?
8.Ритуал прощания: дети друг - другу на прощание пожимают руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....
"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов
Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...
Арт-терапия -эффективный инструмент в работе дошкольного педагога- психолога.
В данной публикации вы познакомитесь с некоторыми видами арт-терапии. Будут предложены игры и упражнения для реализации данной технологии....
Здоровьесберегающие технологии в работе дошкольного педагога-психолога с детьми ОВЗ
Здоровьесберегющие технологии очень важны для укрепления здоровья как здоровых детей, так и с ОВЗ. В статье рассматриваются различные подходы к определению данного понятия. Представлена следующая клас...
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...