Конспект открытого занятия "Мой страх"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Зайцева-Белова Татьяна Евгеньевна

Психологический тренинг. Знакомство  детей с эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психологический тренинг27.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НАРО-ФОМИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «СКАЗКА»

                               Конспект  

      коррекционно-развивающего  занятия
                 для детей  старшего дошкольного  возраста

                           «Мой  страх»

                   

Автор-составитель:
                                                         педагог-психолог                                        Зайцева Татьяна Евгеньевна

Конспект  интегрированного  коррекционно-развивающего  занятия
для детей  старшего дошкольного  возраста

«Мой  страх»

 (психологический  тренинг)

Цель:  Преодоление  страхов  и  тревожности  у детей  старшего  дошкольного  возраста  методом  песочной  терапии.

Задачи:

- научить «изображать» свой страх и прятать его с помощью песка (песочная терапия);

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- воспитывать навыки сотрудничества.

Материалы и оборудование: ящички  с  песком, магнитофон, записи аутотренинга,  музыка, мягкая игрушка.

Методы и техника  работы:  беседа, детский  аутотренинг, психогимнастика, песочная  терапия, игротерапия, обсуждение  по  кругу.

Ход:  
                                                        I часть.

Формирование положительных  эмоций, установление  контакта с ведущим  и участниками.

1. Приветствие
                                    Упражнение «Поделись улыбкою  своей…»

Психолог. Здравствуйте,  как  я  рада  вас всех  видеть! Посмотрите,  какой  чудесный  у  меня  Кактусик! Он  не  простой,  а  волшебный, когда  вы  передаете  его  кому-либо, с  ним  передается  ваше  тепло,  ваша  доброта. Приятно  держать  Кактусика  в  руках! Сейчас  мы  будем  передавать  его  по  кругу  и  каждый,  у  кого  в  руках   окажется Кактусик, будет  говорить  какие-то  хорошие  слова  и пожелания. Начнём  с  меня: Дима,  я  очень  рада  видеть  тебя,  у  тебя  очень  добрая  улыбка... (Далее  по  очереди  говорят  все  дети)

2. Детский  аутотренинг

                                                  Упражнение  «Зайки»

               (Психолог предлагает  всем  детям  лечь  на  ковёр  и  закрыть  глаза.)

Психолог.   Сегодня  с  вами  произойдут  удивительные  чудеса. Вы  будете  представлять  себе  всё, что  услышите  и  почувствуете  внутри  себя  что-то  необыкновенное. Все превратились  в  маленьких  зайчиков…  
 (Включается  музыка…)

"Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Ваня прилёг, и пушистый зайчик Света прилегла, и шустрый зайчонок Миша прилёг. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжёлые, тёплые: и у зайки Тани - тёплые, и у зайчика Оли - тёплые, и у зайчонка Андрюши - тёплые и тяжёлые, никак не поднять. Ласковый тёплый ветерок нежно гладит зайчишек: и зайчика Катю, и заиньку Сашу. Закрываются глазки зайчат: заснул зайчонок Никита, слипаются глазки у заиньки Марины. Спят зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка...»

                            (Психолог  следит  за  состоянием  детей,  дыханием.)

В  конце  тренинга –  выход из  суггестивного  состояния:
« Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!"

Ребята, понравилось вам превращаться  в  зайчиков? А как вы  себя  чувствовали?

Психогимнастика.
                                               Этюд  «После  дождя»
Психолог. Пока  отдыхали, прошёл  дождик. Ярко светит солнышко, отражаясь в многочисленных  лужах. Как  много  здесь  луж! Давайте постараемся  пройти  осторожно, стараясь  не  замочить  ног.
(Звучит мелодия  венгерской песни, дети и ведущий  осторожно  ступают, обходят  вокруг  воображаемых  луж.)

Ой, расшалились  ребята,  прыгают  по  лужам  так  сильно, что  брызги  летят  во  все  стороны! Как  нам  весело!
(Звучит быстрая  музыка.)
Расшалились, напрыгались, нужно  присесть, немного отдохнуть.


                                                         II часть  (основная)

Диагностика  и  коррекция  страхов.

1.Беседа «О  страхе»
Психолог.  Ребята, а вы знаете, все: и взрослые, и дети – чего-нибудь  боятся. Одни – чего-то одного и совсем чуть-чуть, а другие боятся  всего и очень  сильно. Я боюсь  мышей. А вы кого  или  чего  боитесь?    
(Беседа  с  детьми  «Чего  вы  боитесь?»)
Психолог. От  наших  страхов  можно  избавиться, и поможет это сделать наш песочек.
(Переходим в другую  половину  комнаты, на столиках – ящики с песком)

2.Рисование  песком.
Психолог.
  Ребята, это  волшебный  песочек.
Дети  садятся  за  столы, где  находятся  ящички  с  песком.
Давайте  погладим  песок…. Почувствуйте,  какой  он  приятный….На  этом  песочке  можно  рисовать.  
Педагог  показывает  приёмы  рисования:
Кулаком.

Ладонью.

Ребром большого пальца.

Щепотью

Мизинцами.

Одновременное использование нескольких пальцев.

Симметрично двумя руками.

Отсечение лишнего.

Насыпание из кулачка.

                                      (Дети  повторяют  приёмы  рисования.)

Психолог. А сейчас нарисуйте, пожалуйста, кого  или  чего  вы  боитесь. Я  тоже   изображу  свой  страх. Когда  мы нарисуем свой  страх, уже  не  будем  его  страшиться,  мы  от  него  избавимся,  он  навсегда  покинет  нас. Мы  его  заколдуем, а как, я вам  расскажу  потом.  

Дети  рисуют (не  торопить детей  с  окончанием  работы). Воспитатель  беседует с каждым  ребенком  о  рисунке,  о страхе, который  он  нарисовал.

Психолог. А сейчас мы заколдуем  страхи, для  этого скажем  волшебные  слова «Раз, два, три – мой  страх  уйди!»  и спрячем  страх  в  песок!

                           Дети  «прячут» страхи… (разглаживают  песок).

Психолог. Ваш  страх  ушёл  навсегда, он  больше  никогда  не  вернется…

                           (Дети еще  разлаживают песок – прячут страхи….)

Психолог. А сейчас давайте  нарисуем  весёлые  картинки: это может быть солнышко, улыбки, веселое настроение!
     (Рисуют под веселую музыку, психолог беседует с каждым ребёнком  о  его  рисунке)
Психолог. Спасибо нашему песочку! Он  помог  нам  избавиться  от  страхов. Но  нам  пора  возвращаться…

                                            III часть (заключительная)

1.Игротерапия
                                               Психогимнастика

  а)» Дорога  домой»
Возвращаемся домой  на  летнюю полянку. Шагаем   по узенькой  тропинке…теперь по камушкам прыгаем… перешагиваем через упавшие деревья…пробираемся сквозь густые  заросли, наклоняемся пониже, чтобы ветки в глаза  не попали…Наконец, пришли…
Какая  травка  шелковая  на  полянке!... и солнышко  светит…
      б) Этюд «Солнышко и тучка»

Психолог.  Солнце  зашло  за  тучу,  стало  свежо – присели все и сжались в комок,  чтобы  согреться (задержать  дыхание). Солнце  вышло  из-за тучки. Жарко – встать, расслабиться – разморило, потянуть ручки вверх,  в  сторону – вдох, опустить руки  вниз – выдох. (2 р.).

2. Аутотренинг

                       Этюд «Отдых, сон на берегу  моря»

                                     (Музыка «Шум  моря»)

Психолог. Ребята, давайте  спокойно  ляжем  на ковёр  и  послушаем  шум  моря.
Звучит мелодия  релаксации «Шум  моря».

Закрыли  глазки…
Вам  снится  один и тот  же  сон…
(Ведущий  рассказывает его содержание, дети «видят» во сне то, что  они  делали  на  занятии.)
Психолог (после паузы). Когда заиграет дудочка, вы все проснётесь.

                     Звучит сигнал (дудочка). Дети встают.

3. Подведение итогов
Обсуждение по кругу. Выполнение группового правила «Поделись улыбкою своей…» (звучит песня В.Шаинского «Улыбка»).

                                         

   Литература:

  1. Кожохина С.К. Путешествие  в  мир  искусства. – М.: ТЦ Сфера,2002.
  2. Котова Е.В. В мире  друзей: Программа эмоционально-личностного  развития  детей. – М.: ТЦ Сфера,2007.
  3. Рогов Е.И. Настольная  книга практического  психолога  в  образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  4. Самоукина Н.В. Игры в  школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные  программы. – М.: Новая школа,1995.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи:Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, с...

Конспект НОД «У страха глаза велики» в средней группе. Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка

Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка Задачи: ·        продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;·...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Образовательная область: речевое развитиеТема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза вели».Программное содержание:- напомнить детям известные им русские народные сказки;- познакомить детей с ...

Конспект занятия "Эмоция страха"

Конспект занятия  "Эмоция страха"-  данное занятие можно провести с детьми от 4-6 лет.Цели:— знакомство с чувством страха;— изучение выражения эмоциональных состояний в мимике....

Конспект НОД "У страха глаза велики"

Конспект занятия по развитию речи (знакомство с пословицами) для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия психолога "Страх"

Цель: расширять представление детей об эмоции "страх"....

Конспект занятия "У страха глаза велики".

Цели: снятие повышенного уровня тревожности, страхов; преодоление замкнутости.Задачи: снятие физического и психического напряжения; развитие уверенности в себе, вербальных и невербальных форм проявлен...