Познание мира по методике М.Монтессори.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Воспитание чувств, - писала Мария Монтессори, - делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней эпохе цивилизации, но прямо готовит к практической жизни. Мне кажется, мы имеем весьма несовершенное представление о том, что необходимо для практической жизни. Наш воспитательный метод чаще всего сводится к заучиванию в уме и затем к выполнению. Но весьма нередко ученики, хорошо поняв идею, с огромным затруднением выполняют практическую задачу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_mira_po_metodike_m.montessori.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Познание мира по методике М.Монтессори.
«Воспитание чувств, - писала Мария Монтессори, - делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления к нынешней жизни. Мне кажется, мы имеем весьма несовершенное представление о том, что необходимо для практической жизни. Наш воспитательный метод чаще всего сводится к заучиванию в уме и затем к выполнению. Но весьма нередко ученики, хорошо поняв идею, с огромным затруднением выполняют практическую задачу».
В книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики» М.Монтессори приводит пример с кухаркой, которая прекрасно изучила поваренную книгу и запомнила все рецепты, а также манипуляции по приданию кушанью надлежащего вида. Но каждый раз, когда ей приходилось на вкус определять момент, когда надо положить приправу, - она ошибалась, так как чувства её «не получили достаточной подготовки». Будучи взрослым человеком, эту подготовку она может получить лишь путём долгой тренировки, и такая практика будет не чем иным, как запоздалым воспитанием чувств. – Вот почему, - заключает М. Монтессори, - так трудно найти хорошую кухарку!»)
«Воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе». Всё дело в так называемом сенситивном периоде воспитания чувств, фазе особой восприимчивости знаний, умений, способов поведения. Человеку никогда более в жизни не удаётся так легко и радостно учиться, чем в этот особый период жизни. Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5,5 лет. Разумеется, здоровый ребёнок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М.Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы малыш знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он уточнял (именно этот термин она употребляла) свои чувства, «упражняя» ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему – навыки распознаются. Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «уточнению» собственных органов чувств?
Прежде всего, доверимся природе. Позволим ребёнку делать всё, что удовлетворит его неустанную потребность в общении с ней.
- Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.
- Совсем по-другому сыплется песок из закрытого чайника через дырочки в носике в блюдце.
- Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной плюшки в другую.
- Ещё больше им нравиться переливать воду из чашки в чашку, стараясь не проливать на подносик. А если прольёшь – вытирать капли маленькой тряпочкой.
- Возникают и трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Попробуем воспользоваться воронкой!
- Металл блестит! Это можно обнаружить, если взять плюшевую тряпочку и мелкими движениями пальцев начать натирать металлический предмет.
- Работа с зёрнами – перекладывание, сортировка – обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков.
- Большой деревянный пинцет, которым малыш пытается ухватить шишку, тренирует мускулатуру его руки.
- А если перекладывать пробки из сухой миски в тазик с водой, можно на собственном опыте убедиться, что пробка не тонет.
- Работа с пипеткой поможет малышу понаблюдать, как капает вода.
- Дети обожают сортировать косточки от вишен, слив, персиков, яблок, винограда по форме и размеру.
- Галька – совершенно особый материал для работы ребёнка. Возможность свободно выбрать любой камешек вызывает его спонтанный интерес. Создание картины из гальки, зёрен, блестящих шариков, тесьмы развивает концентрацию внимания.
- Ребёнок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, камней, комочков глины, чувствует, как они могут превращаться в предметы искусства. Оказывается, вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл.
- Камни и ракушки часто имеют удивительную форму и цвет. Закроем глаза и руками почувствуем то, что не всегда можно увидеть глазами.
- Сухие цветы и фрукты – это тоже природный материал. Его можно взять, положить, разглядеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.
- Пёрышки птиц будем рассматривать и сортировать.
- Сырая земля может быть мягкой и твёрдой, сыпучей или лежать комком. Она может состоять из маленьких камешков и быть холодной или тёплой.
- Ребёнок особенно радуется, когда вдруг начинает ощущать течение времени. Песочные часы представляют для него особый интерес.
«Люди нашей цивилизации, - писала М.Монтессори, - являются выдающимся наблюдателями окружающего мира, так как они должны в полной мере использовать его богатства».
Ребёнок в этом смысле наблюдатель вдвойне. Он в состоянии увидеть целый мир в капельке росы. Надо только настроить на это его чувства. Помочь глазам различать десятки шумов и звуков. С помощью несложной тренировки пальцы ребёнка смогут чувствовать гладкие и шершавые поверхности, язык отмечать разнообразие вкусов, нос – запахи цветов, леса и моря. «Красота находится в гармонии, но не в контрастах, а гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами».
Развитие чувственной сферы принято у нас связывать с развитием творческого воображения ребёнка, раскрытием его творческого потенциала в целом. При этом традиционно мы привыкли отделять интеллектуальное развитие от творческого. М. Монтессори была сторонницей идеи о том, что творчество, в том числе и детское, есть конструирование нового из материала, собранного в окружающей среде, которое возможно благодаря утончению чувств и развитию руки. Художественное творчество, в частности, как никакое другое, сообразно природе ребёнка и призвано «готовить руку ребёнка к движению, глаз – к видению, а душу – к чувствованию». Но в то же время творческое воображение не держится лишь на одной сенсорной подпорке, не является просто витанием фантазии в световых, цветовых и иных ощущениях. Оно твердо связано с действительностью, с реальностью. И чем теснее эта связь, тем выше достоинство созданий внутреннего творчества. «Творение художника на самом деле – плод умственной работы, имеющий свои корни в наблюдениях за реальным миром. Художник и скульптор обладают высшей формой зрительной восприимчивости к формам и краскам окружающего мира, способны ощутить и гармонию, и контрасты; уточная и, развивая в себе способность, наблюдать, художник совершенствуется и добивается создания образцового произведения, шедевра». Таким образом, наша задача состоит, прежде всего, в том, чтобы подготовить детей к точному наблюдению над миром, чтобы обеспечить им материал для творческого воображения. Нам предстоит обогатить жизнь ребёнка такой средой, чтобы он смог стать обладателем знания, опыта и возможности наблюдать и тонко чувствовать реальную действительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика Мариии Монтессори.Развитие самостоятельности через развивающую среду .
Доклад из опыта работы...
Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори
В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, чт...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 1 «КАПИТОШКИ» воспитатель Дзюбинская Т.М.
Закрепить и уточнить знания и представления детей о диких и домашних животных, птицах, насмекомых, овощах и фруктах; о временах года. Использование элементов методики Марии Монтессори на занятии....
Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"
Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....
Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...
Конспект занятия образовательная область «Познание» с элементами методики М. Монтессори на тему: «Мамины помощники» в первой младшей группе
Конспект занятия образовательная область «Познание»с элементами методики М. Монтессорина тему: «Мамины помощники»в первой младшей группе Цель: развитие у дошкольнико...
Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.
Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....