Статья "Организация игровой деятельности в детском саду" из опыта работы
статья

Севастьяненко Татьяна Владимировна

Статья содержит обобщение педагогического опыта по организации игровой деятельности дошкольников разного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности в детском саду.

(из опыта работы)

В работе ДОУ по организации игровой деятельности особое внимание воспитатели уделяют анализу психолого-педагогических условий развития игры:

  •  использованию в педагогическом процессе всего многообразия игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, театрализованных, строительно-конструктивных, дидактических, развивающих, подвижных, спортивных игр);
  • установлению баланса между разными видами игр;
  • обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через различные источники информации. С этой целью проводится виртуальные экскурсии по городу в зоопарк "Роев ручей»,  регулярно проводится просмотры спектаклей, игры на прогулках, наблюдения, беседы, обсуждение событий и многое другое.

Особое значение придаётся построению предметно пространственные развивающей среды для содействия развитию детской игры:

  • Стимулирование детской самостоятельной активности внутри игровой зоны, что позволяет всем детям организовывать разные игры в соответствии  со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
  • Созданию условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр с тем, чтобы каждый ребёнок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
  • Воспитатели учитывают среду, окружающую ребёнка в группе, чтобы она была безопасной для его жизни и здоровья при одновременном проведении различных видов игр.
  • Своевременному изменению предметно - игровой среды ( внесению атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложнением игровых умений детей.
  • Оптимальному отбору игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству, так как недостаточное количество игрового материала может тормозить его игровую инициативу.
  • Предоставлению детям возможности самостоятельно менять предметно - пространственную среду в соответствии с их настроением игровыми замыслами интересами посредством многофункциональных, мобильных элементов (поролоновых модулей конструкторов ширм низких устойчивых плоскостей и многого другого).
  • Учитываются и половые различия детей при организации игровой среды.  Педагоги стараются по возможности отражать интересы, как мальчиков, так и девочек.

Роль взрослого самостоятельной игровой деятельности детей не ограничивается своевременным изменением РППС. Воспитатели планируют и реализуют своё непосредственное участие в свободной игровой деятельности,  побуждают детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач, воплощению полученных впечатлений и знаний путём использования игровых проблемных ситуаций, участия воспитателя в игре с принятием главной или второстепенной роли, разрешения конфликтных ситуаций.

Каждый вид игры отвечает своим целям задачам, определяет организацию игрового пространства в группе, поэтому в младших группах сосредоточены мебель ширмы строительные материалы крупных размеров атрибуты для ролевых игр предметы заместители дидактические игры и игрушки дающие опыт разнообразного использования объектов.

В группах среднего дошкольного возраста сосредоточены помимо игрушек, предметы – заместители, так как задача педагога научить отражать роль словесно без опоры на реальные предметы.

В старшем дошкольном возрасте необходимости в большом количестве атрибутов нет. Ребёнок проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета. Дети двигаются от роли к роли, соблюдая правила игры. Опорой для них служит не только образные мелкие игрушки, но и разнообразные предметы ( кусочки меха, ткань, брусочки, шарики и т.п.), а также умение детей рисовать, фантазировать (игра-рисование, игра-фантазия, создание бумажных атрибутов).

Таким образом, роль взрослого в игровой деятельности детей по мере их взросления меняется. Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью оказывая при этом не директивную помощь.

В нашем детском саду регулярно проводятся педагогические советы “Создание развивающей среды детства”,  “Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей”, консультации «Режиссерская игра, как средство речевой активности детей», «Создание условий для развития игровой деятельности» и другие.

Педагоги нашего детского сада имеют возможность посетить открытые просмотры специально организованной игровой деятельности,  наблюдать самостоятельную игровую деятельность в различных возрастных группах.

Из своих педагогических наблюдений хочется отметить, что сегодня дети, как и раньше, играют в магазин, в больницу, в семью, в детский сад. К сожалению, новых современных профессий и ситуаций не прослеживается в сюжетах игр. Мы думаем, что это объясняется тем, что изменились условия жизни, когда родители не могут доступно рассказать детям о своей профессии, они порой не могут рассказать, чем они занимаются на работе. Ребёнок не может понять смысл работы: «Папа работает на бирже». Родители не могут сводить детей как раньше на экскурсию к себе на работу. Нет информации, нет эмоционального проживания,  а значит, детям  нечего и отражать в игре. Всё чаще дошкольников устраивают компьютерные игры, игры на смартфонах. Игры по сюжетам современных мультфильмов зачастую сводятся к стрельбе или уничтожению чего-либо. Страдают и ролевые игры в семью, так как родители проводят больше времени на работе,  дома предпочитают пассивный отдых и не вместе с ребёнком, а рядом без совместных игр бесед и других домашних дел.

Одним из путей восполнения подобных пробелов могут стать регулярные консультации, гостиные, дни открытых дверей, где родители увидят возможные формы игровых взаимодействий со своими детьми, поймут важность игры в дошкольном возрасте.

Воспитатель первой квалификационной категории Севастьяненко Т.В. 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

Выпускная аттестационная работа «Современная организация игровой деятельности в детском саду»

Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе "Психолого-педагогическое образование: дошкольная педагогика и психология в соответствии с профессиональным стандартом...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...

Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)

Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Технология игровой деятельности(автор Н.Ф. Губанова) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры...