Причины и проявления ЗПР у детей
консультация по коррекционной педагогике
Краткое описание причин возникновения ЗПР у детей. Общение детей с ЗПР, эмоции, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
определение Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. нарушение выражается в : -недостаточности общего запаса знаний, -ограниченности представлений, -незрелости мышления, -малой интеллектуальной целенаправленности, - преобладании игровых интересов, -быстрой истощаемостью в интеллектуальной деятельности. |
ЗПР ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, далее речь уже идет о конституциональном инфантилизме или об УО.
ЗПР Лебединской
Причины: генетика Проявления:
|
Причины : влияние различных тяжелых соматических состояний , перенесенных в раннем возрасте (наркоз, болезни сердца, гепатит С, прививки, малая подвижность, астенические состояния)Может быть причиной и задержка эмоционального развития |
Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания рано возникшими и длительно действующими. - перебор в воспитании гиперопека или кумир семьи:
- безнадзорность -большие нагрузки 8 кружков, -битье, агрессия ведет к неврозоподобным состояниям (крутят вещи),возможен синдром выученной беспомощности, формируется эмоционально-незрелая личность - разные педагоги Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельность ребенка подчинена мотиву избегания неудачи , а не достижению успеха Исаев «Типы нарушения воспитания» |
Чаще всего встречаются и грубая задержка Группы с проявлениями:
Органика , зарождается в период беременности |
|
Общение
- Носит эпизодический характер
- Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают и х в свои игры. Ребенок с ЗПР с группой детей не взаимодействует.
- Играют в одиночку или «рядом»
- Значительное отставание в формировании навыков общения в процессе беседы. Это отставание обусловлено как недоразвитием всех психических процессов, так и динамическими нарушениями всех видов речевой деятельности, выражающимися в неумении полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор
- Дети имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают.
- Ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становиться злым при этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
- Нередко у детей возникает состояние беспокойства
- Неадекватная веселость выступают, скорее, как проявление возбудимости, не умения оценить ситуации и настроение окружающих
Регулирующая роль эмоций
- Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий , боязни неудачи, ожидания затруднений вызывают у них резкие эмоциональны реакции, аффективные вспышки, что может привести к формированию у ни заниженной самооценки
- Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в худшем по сравнению с нормально развивающимися детьми понимании эмоций как чужих, так и собственных. Успешно опознаются только конкретные эмоции. Хуже опознают эмоциональное состояние по мимике лица
Речь – хороший показатель ЗПР
ЗРР – страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме. Ребенок все понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
ЗПРР – наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьезных заболеваний, то старше 5 лет только у 20 % детей с проблемами с речь. Остается диагноз ЗРР. Если речь ребенку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из ЗРР формируется ЗПРР. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5 летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Ребенок начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть , ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются. Налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребенка продолжат случаться «оказии»
Признаки грубой ЗРР
1. Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется , когда к нему обращается мамочка.
Если ребенку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета, а в год это на редкость тихий ребенок, мало издающий звуки.
Если ребенку уже полтора, а простых слов он не говорит и не понимает простых слов – своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда».
Если у ребенка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если 1,5 не умеет жевать и давиться даже кусочком яблока.
Если в два года ребенок использует только несколько отдельны слов и не пытается повторять новые слова.
Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. На знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов
Если 3-х летный малыш говорит настолько непонятно, что его с рудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений , не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
Если трехлетний ребенок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или , наоборот, крайне медленно, растягивая их , хотя дома примера такой речи нет.
Если в 3 года ребенок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения - это признак серьезного отклонения в развитии.
Если в 3 года ребенок зеркально повторяет то , что говорят при нем взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения причем к психиатру.
Если у ребенка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов). К неврологу – снижен тонус или к ЛОРу - аденоиды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: тема "Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины и проявление".
Капризы и упрямство детей - дошкольникових причины проявление....
Родительское собрание в средней группе ДО на тему "Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления"
Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.На самое обычное предложение - помыт...
Презентация «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»
Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей. Здесь можете ознакомиться с причинами проявления капризов и пути их преодоления ....
Фотоотчет родительского собрания «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»
Цель: установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...
Причины и проявления заикания у детей.
Заикание это речевое недоразвитие, нервоз, нервозоподобное состояние....
Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...
«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»
консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....