Родительское собрание в средней группе ДО на тему "Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.
На самое обычное предложение - помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки - ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом.
Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста.
Причины возникновения капризов и упрямств детей - дошкольников и советы родителям найдете в конспекте родительского собрания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Моховская основная образовательная школа
структурное подразделение детский сад
Родительское собрание
на тему
«Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»
в средней группе
Составила: воспитатель
Темербекова А.А.
Повестка:
- Приветствие, психологический настрой на работу.
- Беседа: «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявление
- Разное.
Цель:
Установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей. Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
1.Приветствие, психологический настрой на работу
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Чтобы нам было легко и удобно общаться, у всех есть бейджики с именами. Листочки и карандашики помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к родителям или к нам.
Психологический настрой на работу: «Всё в твоих руках»
Притча
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».
Как замечательно слова этой притчи подходят к нашей теме встречи. Именно в наших руках, в руках взрослых: мам, пап и педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребенка, и какими вырастут наши дети.
Итак, тема нашей встречи «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявление»
2. Основная часть.
Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей. На самое обычное предложение - помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки - ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста.
Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
- Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
- Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
- Своеволием.
- Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Тест «Мой стиль воспитания ребенка в семье».
Педагог: Ребёнку трудно самому понять, что значит “можно”, а что значит “нельзя”. Именно родители должны помочь ему разобраться в этом.
В помощь родителю:
1. Что делать если упрямое поведение и капризы сопровождаются слезами:
• Необходимо посочувствовать ребенку и отвлечь его чем-то интересным и необычным. Но не нужно ругать ребенка за слезы или стыдить его за проявление слабости («Ты такой большой уже, а плачешь! Как не стыдно»)
• Не наказывать за плач. Агрессия родителей ранит ребенка сильней, чем физическая боль от шлепка. Если истерика случилась в общественном месте, не нужно стыдиться этого. У многих из наблюдающих за вами людей тоже есть дети и они бывали в подобных ситуациях. Особую боль доставляет не шлепок, а враждебность папы и мамы. Плач после шлепка становится отчаянным. Это реакция не на шлепок, а на враждебность. Во многих случаях родители на публике стыдятся плачущего ребёнка. Но стоит понять, что люди, которые слышат и видят вашего плачущего ребёнка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу.
2. Что делать если у ребенка случилась истерика и он падает на пол, бьется руками-ногами, кричит, что есть сил?
• Некоторые дети быстро успокаиваются, если родитель оставляет его заниматься этим «делом», не проявляя эмоций в ответ. Здесь важен контроль над действиями ребенка, чтобы он ненароком не нанес себе травму.
• Другие, более упрямые дети будут «голосить» час-два, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Здесь необходимо пожалеть ребенка, обнять ему и показать свой миролюбивый настрой. А затем предложить что-то интересное.
• Если истерика случилась на улице, возьмите на руки, отнесите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть. Если истерика случилась в общественном месте, то возьмите ребенка на руки, говорите ему одну и ту же доброжелательную фразу многократно и спокойно. Затем постарайтесь увести дитя в более тихое место.
• Помните о юморе. Научите своего ребенка понимать шутки. Тогда вы сможете легко разрядить обстановку шутливыми фразами «Ой, да мы с тобой зря зонт не взяли, ты ведь сейчас нас ливнем зальешь»
3. Ребёнок просит купить игрушку (сладости, которую вы купить не можете.
• Вам придется объяснить, что всё купить невозможно. Сыграйте с ним в игру “Магазин”. Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся, и малыш больше ничего не сможет купить, он поймёт, что не всегда желаемое бывает доступным. Необходимо объяснить, что не всегда можно покупать все, что тебе хочется. Поиграйте с ним в игру. Дайте ребенку игрушечные деньги и отправьте в магазин, чтобы купить продукты. Пусть малыш поймет, что деньги могут закончиться
• Не сюсюкайте с ребенком и не открещивайтесь от его просьб, тогда он будет знать, что вы всегда сможете ему что-то объяснить и рассказать. Капризов и истерик в таком случае станет значительно меньше.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
- достигнуто не своим трудом.
- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
- за поступок, за свершившееся действие.
- начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
- очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
- ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
- после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
- когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
- наказание не должно вредить здоровью.
- если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
- за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- надо наказывать и вскоре прощать.
- если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Как нами уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры.
Хорошо известно, что ребёнок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырёхлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребёнок станет понимать требования окружающих.
Заключительная часть.
Притча о дереве терпения:
Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его.
Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги.
— Я был уверен, — сказал отец, — что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал:
— Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.
Педагог: Давайте и мы с вами научимся «не рубить с плеча», когда наши дети переживают сложные периоды своей жизни. И давайте наберемся терпения и мудрости, чтобы помочь их преодолеть
А теперь я предлагаю вам подойти к нашему дереву терпения и написать то, что у вас сейчас на душе (пожелания педагогам или другим родителям, возможно, послание своим детям)
Родители берут стикеры - листочки и пишут пожелания, а затем прикрепляют его на нарисованное на ватмане дерево.
Памятка.
На ваших столах памятки. Прочитайте их, пожалуйста. О каких секретах вы узнали впервые? С каким из выводов вы согласны, а с каким нет? Почему? Помогут ли вам эти рекомендации в преодолении капризов и упрямства у детей?
Памятка «Как справиться с капризами и упрямством».
Преодолеть капризы и упрямство можно если:
1.Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
2.Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
3.Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
4.Будут развивать самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
5.Продумать стратегию поведения по отношению к ребенку. Вспомните светофор: красный цвет – строгий запрет, желтый – иногда можно, нов основном нельзя, зеленый – можно без ограничений.
6.Будьте последовательны и настойчивы. Если вы сказали «нет», не меняйте позиции.
7.Во время каприза можно попробовать отвлечь ребенка.
8.Не пытайтесь во время приступа каприза или упрямства что-либо внушать ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще больше взбудоражат.
9.Не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
10.Применять приемлемые способы поощрения и наказания.
11.Быть примером для своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»
Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей. Здесь можете ознакомиться с причинами проявления капризов и пути их преодоления ....
Фотоотчет родительского собрания «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»
Цель: установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...
Родительское собрание на тему «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления» в средней группе
Установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей...
Консультация для родителей "Капризы и упрямства детей-дошкольников, причины их проявления"
Данный материал предназначен для родителей дошкольников и воспитателей ДОУ....
Родительское собрание в средней группе детского сада. Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»
Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Задачи:Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Продолжа...
"Капризы и упрямство детей - дошкольников. Причины их проявления"
Консультация для родителей...
Родительское собрание на тему "Капризы и упрямства детей. Их причины и проявления"
Родительское собрание на тему«Капризы и упрямства детей дошкольного возраста.Их причина и проявления» (2 младшая группа)...