«Организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья по коррекционной педагогике

Ваганова Светлана Витальевна

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваганова Светлана Витальевна

Воспитатель

МАДОУ №445 г.Екатеринбург

«Организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)  – важный этап преемственности деятельности дошкольных групп и начальной школы.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ дощкольного образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 7 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.

Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

  • с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);
  •  с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);
  •  с тяжелыми нарушениями речи;
  •  с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
  •  с задержкой психического развития;
  •  с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Данные дефекты могут иметь разное качество и степень выраженности, что может привести к инвалидности. Поэтому в число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.

Не научив детей в дошкольном учреждении важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности)который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.  

Вот почему появилась необходимость рассмотрения  организации преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно в направлении инклюзивного образования, включая методическую преемственность, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Работая в коррекционной группе в МБДОУ № 69 (2012-2018гг), мною уделялось особое внимание проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ОВЗ. В ближайшем расположении от МБДОУ № 69 находится  МАОУ гимназия № 40. В 2017 году произошло значимое событие в жизни нашего детского сада – мы стали дошкольным отделением при МАОУ гимназия № 40. Сама жизнь подвела нас к реализации данной задачи.

Деятельность осуществлялась в коррекционной разновозрастной группе комбинированной направленности и начальных классах школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на:

  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • формирование общей культуры;
  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
  • формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
  • обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.    

Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования:

1) развитие любознательности как основы познавательной активности;

2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;

3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально-    личностного развития;

4) развитие коммуникативности;

5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки    

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

        Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений

Направленность

Формы осуществления преемственности

Работа с детьми (дошкольниками)

- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

- участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

- участие в театрализованной деятельности;

- участие в кружковой работе школы;

- коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО;

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Взаимодействие педагогов

- совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа);

- семинары, мастер-классы;

- круглые столы педагогов дошкольных групп и  учителей школы;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- взаимодействие медицинских работников, психологов;

- показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе;

- педагогические и психологические наблюдения.

Сотрудничество с родителями

- совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

- семейные вечера,  тематические досуги;

- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Сотрудничество  в социуме

- экскурсии;

- встречи и беседы с интересными людьми;

- совместные праздники, выступления;

- участие в театрализованной деятельности;

- участие в кружковой работе;

- творческие мастерские;

- историко-краеведческая работа.

     В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение. Ведущую роль в организации помощи детям с ОВЗ играет  деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Цель коррекционно-развивающей работы – это коррекция недостатков в психо-речевом развитии, необходимом для полноценного усвоения  образовательной программы ДОУ и социализации в обществе.

Основными задачами являются:

  • Своевременное выявление воспитанников, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи посредством диагностики.
  • Определение и реализация индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья   с учётом структуры, степени тяжести и клинической обусловленности нарушения, а также их индивидуально-личностных особенностей.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми.
  • Осуществление информационно-просветительской работы с педагогами и родителями (законными представителями) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии.
  • Обеспечение интеграции детей с ОВЗ в общеразвивающие  группы.
  • Проведение индивидуальных мониторинговых исследований с целью определения результатов коррекционной работы с каждым ребёнком.

Алгоритм осуществления преемственности ДОУ и школы в вопросах обучения,

воспитания и развития детей с особыми потребностями

№ п/п

Направление деятельности

(мероприятие)

Цель

участники

1

Проведение ПМПк ДОУ 

Цель: отбор выпускников с особыми потребностями для  представления на территориальную ПМПК.

Завед. ДОУ

Зам. завед. ДОУ Воспитатели

Логопеды

Психолог

Муз.работник

Инструктор по ФИЗО

Мед. Работник

2

Работа с родителями – (беседы; консультации; занятия, совместные с ребёнком)

Цели: знакомство с результатами диагностики по психологической. речевой и педагогической готовности выпускников к школе и возможных трудностях в дальнейшем обучении

Результат:

        1) согласие (или отказ) на передачу данных диагностики (педагогической, психологической, логопедической).

        1) заявление на ПМПК

                    2) отказ от ПМПК

 

Родители

Логопеды

Психолог

ЗаведующийДОУ

Зам.заведующего ДОУ

3

Подготовка к представлению детей на территориальную ПМПК:

  1) проведение диагностики

  2) подготовка пакета документов (представления: соц-педагогическое, логопедическое, психологическое).

Цель: обследование на территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута в школе

Воспитатели

Логопеды

Психолог

4

Посещение учителями школ занятий в подготовительной группе ДОУ

Цели: 1) совместный анализ содержания занятий; 2) наблюдение за детьми

Учителя, набирающие 1кл.

Воспитатели подготовительн. гр., специалисты ДОУ

5

ПМПк ДОУ с участием представителей школ.

Цель: знакомство с результатами готовности выпускников ДОУ к школе.

6

Посещение педагогами ДОУ уроков в 1, 2 классе.

Цели: 1) совместный анализ содержания занятий; 2) наблюдение за детьми

Педагоги ДОУ,

учителя 1,2 кл.

7

Представление информации о выпускниках в управление образования

Цель: участие в создании банка данных о детях с ОВЗ

Специалисты ПМПк ДОУ

8

Участие психолога, логопедов в круглых столах по преемственности 

   

Цели: 1) передача данных диагностики речевой, психологической готовности к школе;

   2) отслеживание динамики обучения бывших выпускников в школе в 1-м и 2-м классе.

Психолог ДОУ-психологи школ,

Логопеды ДОУ-логопеды школ г. Советский

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование  – это уровни общего образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за  собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Встречи, экскурсии детей, беседы оказывают положительное влияние на осуществление преемственности в применении методов и приемов в воспитании и обучении, в воспитании здорового образа жизни, глубже понять индивидуальные особенности детей, поступающих в 1-й класс, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. Выработанные единые формы и методы в работе с детьми по воспитанию и обучению, позволили детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  3. Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .
  4. Лехнер Н. А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»// Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005 г. Омск.
  5. Просвиркин В. Н. Новый взгляд на преемственность в системе непрерывного образования// Вестник Университета Российской академии образования. 2008.-No 3
  6. Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
  7. Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса»// Нач.школа. –1996 No8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирование преемственности дошкольного и начального школьного образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность детского сада и школы особенно важно при организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В  Концепции непрерывного о...

План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...

ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»

Целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условиях и микроклимата для музыкального развития детей дошкольного возраста....

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....