«Организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья по коррекционной педагогике
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ваганова Светлана Витальевна
Воспитатель
МАДОУ №445 г.Екатеринбург
«Организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – важный этап преемственности деятельности дошкольных групп и начальной школы.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ дощкольного образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 7 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Как известно, к детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
- с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);
- с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Данные дефекты могут иметь разное качество и степень выраженности, что может привести к инвалидности. Поэтому в число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды.
Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.
Не научив детей в дошкольном учреждении важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Вот почему появилась необходимость рассмотрения организации преемственности дошкольного и школьного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно в направлении инклюзивного образования, включая методическую преемственность, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.
Работая в коррекционной группе в МБДОУ № 69 (2012-2018гг), мною уделялось особое внимание проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ОВЗ. В ближайшем расположении от МБДОУ № 69 находится МАОУ гимназия № 40. В 2017 году произошло значимое событие в жизни нашего детского сада – мы стали дошкольным отделением при МАОУ гимназия № 40. Сама жизнь подвела нас к реализации данной задачи.
Деятельность осуществлялась в коррекционной разновозрастной группе комбинированной направленности и начальных классах школы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на:
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
- обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.
Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования:
1) развитие любознательности как основы познавательной активности;
2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;
3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально- личностного развития;
4) развитие коммуникативности;
5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов и специалистов школы по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений
Направленность | Формы осуществления преемственности |
Работа с детьми (дошкольниками) | - экскурсии в школу; - посещение школьного музея, библиотеки; - знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; - выставки рисунков и поделок; - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); - совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; - участие в театрализованной деятельности; - участие в кружковой работе школы; - коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом в дошкольной ОО; - посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы). |
Взаимодействие педагогов | - совместные педагогические советы (дошкольные группы и начальная школа); - семинары, мастер-классы; - круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы; - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; - проведение диагностики по определению готовности детей к школе; - взаимодействие медицинских работников, психологов; - показы непосредственно образовательной деятельности в дошкольной ОО и открытых уроков в школе; - педагогические и психологические наблюдения. |
Сотрудничество с родителями | - совместные родительские собрания с педагогами, специалистами дошкольной ОО и учителями школы; - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; - родительские конференции, вечера вопросов и ответов; - консультации с педагогами, специалистами дошкольных групп и школы; - встречи родителей с будущими учителями; - дни открытых дверей; - творческие мастерские; - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; - образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; - семейные вечера, тематические досуги; - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); - заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). |
Сотрудничество в социуме | - экскурсии; - встречи и беседы с интересными людьми; - совместные праздники, выступления; - участие в театрализованной деятельности; - участие в кружковой работе; - творческие мастерские; - историко-краеведческая работа. |
В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение. Ведущую роль в организации помощи детям с ОВЗ играет деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Цель коррекционно-развивающей работы – это коррекция недостатков в психо-речевом развитии, необходимом для полноценного усвоения образовательной программы ДОУ и социализации в обществе.
Основными задачами являются:
- Своевременное выявление воспитанников, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи посредством диагностики.
- Определение и реализация индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом структуры, степени тяжести и клинической обусловленности нарушения, а также их индивидуально-личностных особенностей.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми.
- Осуществление информационно-просветительской работы с педагогами и родителями (законными представителями) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в развитии.
- Обеспечение интеграции детей с ОВЗ в общеразвивающие группы.
- Проведение индивидуальных мониторинговых исследований с целью определения результатов коррекционной работы с каждым ребёнком.
Алгоритм осуществления преемственности ДОУ и школы в вопросах обучения,
воспитания и развития детей с особыми потребностями
№ п/п | Направление деятельности (мероприятие) | Цель | участники |
1 | Проведение ПМПк ДОУ | Цель: отбор выпускников с особыми потребностями для представления на территориальную ПМПК. | Завед. ДОУ Зам. завед. ДОУ Воспитатели Логопеды Психолог Муз.работник Инструктор по ФИЗО Мед. Работник |
2 | Работа с родителями – (беседы; консультации; занятия, совместные с ребёнком) | Цели: знакомство с результатами диагностики по психологической. речевой и педагогической готовности выпускников к школе и возможных трудностях в дальнейшем обучении Результат: 1) согласие (или отказ) на передачу данных диагностики (педагогической, психологической, логопедической). 1) заявление на ПМПК 2) отказ от ПМПК
| Родители Логопеды Психолог ЗаведующийДОУ Зам.заведующего ДОУ |
3 | Подготовка к представлению детей на территориальную ПМПК: 1) проведение диагностики 2) подготовка пакета документов (представления: соц-педагогическое, логопедическое, психологическое). | Цель: обследование на территориальной ПМПК для определения индивидуального образовательного маршрута в школе | Воспитатели Логопеды Психолог |
4 | Посещение учителями школ занятий в подготовительной группе ДОУ | Цели: 1) совместный анализ содержания занятий; 2) наблюдение за детьми | Учителя, набирающие 1кл. Воспитатели подготовительн. гр., специалисты ДОУ |
5 | ПМПк ДОУ с участием представителей школ. | Цель: знакомство с результатами готовности выпускников ДОУ к школе. | |
6 | Посещение педагогами ДОУ уроков в 1, 2 классе. | Цели: 1) совместный анализ содержания занятий; 2) наблюдение за детьми | Педагоги ДОУ, учителя 1,2 кл. |
7 | Представление информации о выпускниках в управление образования | Цель: участие в создании банка данных о детях с ОВЗ | Специалисты ПМПк ДОУ |
8 | Участие психолога, логопедов в круглых столах по преемственности
| Цели: 1) передача данных диагностики речевой, психологической готовности к школе; 2) отслеживание динамики обучения бывших выпускников в школе в 1-м и 2-м классе. | Психолог ДОУ-психологи школ, Логопеды ДОУ-логопеды школ г. Советский |
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование – это уровни общего образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Встречи, экскурсии детей, беседы оказывают положительное влияние на осуществление преемственности в применении методов и приемов в воспитании и обучении, в воспитании здорового образа жизни, глубже понять индивидуальные особенности детей, поступающих в 1-й класс, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. Выработанные единые формы и методы в работе с детьми по воспитанию и обучению, позволили детям безболезненно адаптироваться к условиям школы, овладеть необходимыми навыками.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Кондрашова Н. Г. Создание преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .
- Лехнер Н. А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»// Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005 г. Омск.
- Просвиркин В. Н. Новый взгляд на преемственность в системе непрерывного образования// Вестник Университета Российской академии образования. 2008.-No 3
- Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
- Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса»// Нач.школа. –1996 No8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сотрудничество образовательных организаций по преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Из опыта работы ОУ Красноармейского муниципального района...
Пути формирование преемственности дошкольного и начального школьного образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Преемственность детского сада и школы особенно важно при организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Концепции непрерывного о...
План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования
Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...
ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»
Осуществление взаимодействия учреждений образования....
ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»
Целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условиях и микроклимата для музыкального развития детей дошкольного возраста....
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.
Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....