Особенности работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Особенности работы с семьями, имеющими ребёнка с ОВЗ (нарушения зрения).
Не новость сегодня, что семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние не формирование полноценной личности. Дом, родители – это истоки, с которых берёт начало характер ребёнка, формируется ценность его как личности.
Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников.
Дети с ОВЗ – это особые дети.
И семья, имеющая ребенка с ОВЗ – это семья повышенного риска, потому что она получила повышенную нагрузку. Это стресс, сложные отношения. Мы знаем, что при серьёзных нарушениях, проблемах со здоровьем у ребёнка нередки случаи развода, когда папа уходит из семьи и мама остаётся одна.
Поэтому помощь такой семье, прежде всего, будет заключаться в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Такого рода информацию лучше всего получать у специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком. Т. е. родители должны почувствовать, что теперь они не одиноки в своей проблеме.
Далее необходимо выяснить на каком этапе кризиса находится конкретная семья, произошло ли принятие ребёнка.
Выделяется три этапа кризиса принятия.
Когнитивный – т. е. осознание медицинского диагноза.
Эмоциональный – т. е. преобладание отрицательных эмоций (за что мне такое, почему так получилось, возможно чувство вины)
Поведенческий – конкретные действия, поиск необходимых специалистов, людей, организации близких по проблеме. Конкретная помощь ребёнку.
Особенности нашей работы – определить, на сколько готов родитель сотрудничать со специалистами.
Крайне важна родительская мотивация в плане сотрудничества с дошкольным учреждением. Уровень родительской мотивации оценивается по таким параметрам, как:
• адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;
• готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости.
Поэтому неотъемлемой частью нашей работы с родителями является коррекционная работа по формированию у родителей адекватного отношения к ОВ своего ребёнка.
Что подразумевается под словами адекватное отношение к ОВ (т. е. принятие ребёнка) — это понимание негативных последствий зрительного дефекта вместе с признанием особенностей, которые он может вызывать (и очень часто вызывает) в развитии человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); это вера в потенциальные возможности лиц с ОВЗ с посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; это отношение социума к лицам с ОВЗ как к равным субъектам открытого общества.
Неадекватное отношение к ОВ в сочетании с негативными свойствами личности формируется прежде всего, под влиянием семьи.
Так, гиперопека родителей, любящих и жалеющих ребенка с ОВЗ, воспитывает у него иждивенческие наклонности, эгоизм, повышенные требования к окружающим и заниженные — к себе. Последствиями гиперопеки являются такие свойства личности как безынициативность, отсутствие потребности в труде, изнеженность, избалованность.
Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что так же опасно, как и занижение потенциальных возможностей.
В случаях, когда родители стесняются дефекта ребенка (заставляют снимать очки на улице, в гостях и т. п.), у ребёнка формируются такие черты как замкнутость, зависть, неуверенность в себе.
Игнорирование дефекта также имеет негативные последствия, так как непонимание трудностей ребенка, предъявление к нему требований, не соответствующих его зрительным возможностям (особенно от этого страдают слабовидящие), провоцируют упрямство, нервные расстройства, отчужденность, подавленность в отношениях с окружающими.
Из сказанного следует, что коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.
Т. е. правильного отношения родителей к физическому недостатку своего ребенка выражается в следующем:
- принятие ребенка таким, какой он есть, то есть любить его, не стесняясь его ОВЗ.
- поиск тифлореабилитологов и интерес к методической литературе, чтобы понять последствия нарушения зрения, трудности социализации при патологии зрения, а также понять наиболее адекватные пути помощи своему ребенку в подготовке к независимой жизни;
- действия, направленных на воспитание самостоятельности (как минимум) в самообслуживании;
— воспитание у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков, без которых самостоятельность и мобильность невозможны;
- укрепление родственных уз и партнерских отношений слабовидящего ребёнка с близкими, то есть воспитание не в постоянном услужении и угождении ребёнку с ОВ (или напротив игнорировании его интересов), а во взаимопомощи и взаимоуважении.
«Кодировать» детей с ОВЗ следует, например, на такие установки как «Терпенье и труд все перетрут», «Нет безвыходных ситуаций», «У каждой медали две стороны — ищи ту, которая поможет смотреть на ситуацию позитивнее».
Вследствие всей этой работы у самого ребёнка формируется понимание того, что:
— нарушение зрения ограничивает его возможности, и для достижения тех же результатов, что и у нормально видящих, ему потребуется приложить гораздо больше усилий;
— при нарушении зрения многие сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается множество профессий, которыми он может овладеть;
— он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится быть независимым в быту, самостоятельно справляться со своими проблемами, приобретет профессию и будет в ней конкурентоспособным.
Из сказанного следует, что главным условием адекватного отношения человека к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой — возможностей социально-трудовой адаптации.
Практика воспитания показывает, что при правильно организованной системе воспитания, сочетающей требования к ребенку с поощрениями его успехов, с постоянно усложняющейся деятельностью, при опоре на богатые компенсаторные возможности человек с тяжелым нарушением зрения вполне адекватно относится к своему дефекту, т. е. не делает трагедии из-за возникающих трудностей, умело их преодолевает, упорным трудом достигая намеченной цели. Подтверждением служит социальная компетентность и полезность людей с ОВЗ в различных сферах производства, науки, культуры и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с семьёй в период адаптации ребёнка к детскому саду.
Особенности работы с семьёй...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей....
Статья об особенностях работы с семьёй в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Статья даёт представление об условиях, методиках эффективного педагогического сопровождения в период социальной адаптации современного ребёнка в раннем дошкольном возрасте.Адаптация - это приспо...
Взаимодействие педагогов детского сада в работе с семьёй, имеющей ребёнка с ЗПР.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
Особенности работы с родителями, имеющими ребёнка с ОВЗ
В презентации представлен материал по работе с родителями, имеющих ребёнка с ОВЗ, а также приведены примеры ситуаций, с которыми могут сталкиваться в своей профессиональной деятельности учителя-...
Об особенностях работы с семьёй, имеющей ребенка раннего возраста с ТМНР
В данной статье представлен опыт работы организации с семьями, имеющими детей раннего возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития...
Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...