Сенсорная комната для детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Статья знакомит педагогов с оборудованием сенсорной комнаты, содержит информацию о возможностях и особенностях применения оборудования сенсорной комнаты для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sesornaya_komnata_dlya_sayta.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Сенсорная комната для детей с нарушением зрения.
Образовательная деятельность с данной категорией дошкольников требует построения адаптивной к их возможностям среды, в которой обеспечивалось не только приспособление образовательного процесса к возможностям здоровья ребенка, но и создание условий для преодоления и снижение выраженности зрительного недуга.
Такой средой, по мнению многих, исследователей может быть сенсорная комната.
Сенсорная комната – это специально организованная образовательная среда, где используется в педагогических целях полифункциональное интерактивное оборудование.
Сенсорную комнату, как развивающую предметно –пространственную среду можно разделить на три блока: среда темной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты. Она может быть оборудована как для релаксации, так и для активизации органов чувств и физических процессов ребенка.
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: 1. стимулирование сенсорного развития детей; 2.компенсация сенсорных впечатлений; 3.сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Развитие и стимуляция сохранных анализаторов (осуществляется при выполнении упражнений и заданий, способствующих развитию сенсомоторной и зрительно-моторной координации, слухового восприятия, тактильной чувствительности). В сенсорной комнате можно проводить занятия на развитие кожнокинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Для развития тактильной чувствительности используются специальные панели и упражнения.
На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный.
Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.
Способствуют развитию зрительно-моторной координации упражнения с интерактивными песочницами, тактильно развивающими комплексами, кинетическим песком.
Для развития слухового анализатора возможно использование библиотеки лазерных дисков с различными записями, звуковые панели.
Развитие зрительных функций осуществляется при выполнении игр и заданий, способствующих повышению остроты зрения, улучшению цветового восприятия, выработку бинокулярного характера зрения, развитие глазодвигательных функций.
Для развития зрительных ощущений используют разнообразные игры со светооптическими нитями, шариками воздуха в трубке, наборами геометрических фигур. Яркие пятна стимулируют зрительные рецепторы, глазные мышцы, нервные окончания. Плавно меняющаяся интенсивность освещения и смена цветов помогает выработать безболезненную реакцию глаз на меняющуюся интенсивность освещения.
Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического воздействия:
- релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей
- фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
- повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
- развитие воображения и творческих способностей, коррекцию психоэмоциональных состояний
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.
К оборудованию для релаксации можно отнести: мягкие модули (пуфики,
кресла-груши и т.д.), мягкие напольные и настенные покрытия, приборы из
фибероптики для создания рассеянного света (звездное небо, мерцающие пано, воздушно-пузырьковые клоны и т.д.), приборы для ароматерапии,
релаксационная музыка.
К стимуляторам физических процессов относятся проекторы, световые и звуковые трубки, фиброоптическое волокно, генераторы света, цвета, звуков, тактильные дорожки и панели, массажные и фибоэлементы, терапевтические мячи и шары, интерактивные песочницы. Это оборудование необходимо для того, чтобы активизировать мозг через стимуляцию базовых чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.
Важное преимущество сенсорной комнаты состоит в возможности проведения комплексной коррекции. На одном и том же занятии можно снизить эмоциональное напряжение, развивать мелкую моторику, используя игры, например, с фиброоптическими волокнами, формировать устойчивость внимания при наблюдении за цветными пузырьками
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Время сеансов в сенсорной комнате 20-40минут. длительность сеанса может быть сокращена, учитывая индивидуальные особенности детей.
Занятия проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом. Использование сенсорной комнаты возможно только после консультации с врачем-офтальмологом, при отдельных нарушениях с неврологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения
Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...
"Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"
Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....
Методическая разработка для родителей и педагогов по теме "Значение поли сенсорного развития для детей с нарушением зрения раннего возраста".
В разработке представлена система развития сенсорного восприятия детей с нарушеним зрения раннего возраста....
Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...
Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения».
Основой для формирования сенсорных представлений является дидактическая игра. Например: игры Воскобовича, игры-головоломки и развивающие игры. Наиболее эффективным посо...
Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"
Сообщение из опыта работы "Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения "Видим, слышим, узнаём- мир предметов познаём"...
Методические рекомендации по использованию сенсорных центров «Сенсорный домик» и «Сенсорный столик» для детей с нарушениями зрения и речи
Для профилактики нарушения зрения у детей помогает работа дошкольников в сенсорных уголках.Мною было разработано оборудование, которое я активно использую в своей работе....