Планирование занятий по развитию психофизиологической базы речи
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шабалина Надежда Николаевна

Планирование занятий по развитию психофизиологической (сенсомотороной) базы речи. Сетка занятий на учебный год. Задания представлены в формате недельного модуля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«…движения могут заменить лекарства, между тем как всевозможные лекарства, вместе взятые, не могут заменить движений».

Симон-Андре Тиссо

Планирование занятий по развитию психофизиологической базы речи

Цель и задачи занятий по  развитию психофизиологической базы речи………………………………………………………………………………….

1

Календарный план…………………………………………………………………

3

Описание упражнений……………………………………………………………..

6

Графические упражнения………………………………………………………….

6

Двигательные упражнения…………………………………………………………

8

Дыхательные упражнения………………………………………………………….

10

Растяжки…………………………………………………………………………….

12

Упражнения артикуляционной гимнастики………………………………………

15

Цель – развитие психофизиологической основы речи посредством использования элементов телесно-ориентированных техник.

Задачи:

- формирование схемы тела (соматогнозиса), реципрокной координации, артикуляционной моторики,

- развитие общей, тонкой моторики и координации движений, развитие дыхания, чувства ритма,

- тренировка вестибулярного аппарата, произвольного слухового внимания, механической и логической памяти, мышления.

Занятия: групповые и индивидуальные. Занятия с группой детей проводятся в формате интегрированных логопедических занятий три раза в неделю. В групповое занятие включаются задания на развитие плавности и переключаемости общей и мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, дыхательные упражнения, графические упражнения, упражнения мозжечковой стимуляции, растяжки, игры с мячом, глазодвигательные упражнения, задания на развитие внимания и памяти.

 В индивидуальное занятие включаются задания на развитие артикуляционного праксиса, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, дыхательные упражнения, графические упражнения, упражнения мозжечковой стимуляции, глазодвигательные упражнения, игры с мячом.

Календарный план занятий разрабатывается на неделю. В течение недели в логопедические занятия включаются задания из недельного модуля.


КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ

Неделя

Дыхательные упражнения

Двигательные упражнения

Растяжки

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковые упражнения

Графические упражнения

Развитие памяти, внимания

Октябрь

1неделя

Упражнение 1

«Зоопарк-1».

«Струночка»

«Болтушка»

«Улыбка»

«Запасливый хомяк»

«Домик»

«Рисуем улыбки» на вертикальной поверхности

«Хлопки»

Октябрь

2 неделя

Упражнение 2

«Зоопрак-2».

«Качалка»

«Болтушка» «Трубочка»

«Запасливый хомяк»

«Печатная машинка».

« Забор» на вертикальной поверхности

«Фокус», «Запретное движение»

Октябрь

3 неделя

Упражнение 2

«Аист и лягушка»

«Бревнышко»

«Болтушка», «Улыбка» - «Трубочка» «Хомяк»

«Постучалки»

« Картины».

«Цвета»

Октябрь

4 неделя

Упражнение 3

«Ползание по-пластунски»

Полетели -1

«Болтушка», «Накажем непослушный язык»

«Улыбка» - «Трубочка»

«Братцы»

«Геометрические фигуры-1»

«Условные сигналы»

Ноябрь

1 неделя

Упражнение 3

«Гусеница»

Полетели-2

«Болтушка», «Улыбка» - «Трубочка», «Накажем непослушный язык»

«Пальчиковые ладушки»

«Улитки»

«Запретное движение»

Ноябрь

2 неделя

Упражнение 4

«Ползание на четвереньках»

«Лодочка»

«Болтушка», «Улыбка» - «Трубочка», «Накажем непослушный язык- 2»

«Ходилки»

«Коврик»

«Слушаем и рисуем»

Ноябрь

3 неделя

Упражнение 5

«Упражнение с теннисным мячом»

«Фараон»

«Болтушка», «Улыбка» «Трубочка», «Щелканье»

«Накажем непослушный язык- 2»

«Угадай»

«Цветок из восьмерок»

«Сделай как скажу, а не покажу»

Ноябрь

4 неделя

Упражнение 6

«Меткость»

«Дотянись»

«Болтушка», «Улыбка» - «Трубочка», «Щелканье»

«Накажем непослушный язык- 2»

«Пальчики здороваются»

«Елка»

«Да» и «Нет»

Ноябрь

5 неделя

Упражнение 7

«Ползание на четвереньках-2»

«Кошка»

«Болтушка», «Улыбка» - «Трубочка», «Щелканье»

«Накажем непослушный язык- 2»

«Колечки»

«Зеркало»

«Колпак мой треугольный»

Декабрь1 неделя

Упражнение 8

«Перекрестный шаг»

«Активные растяжки-3»

«Болтушка», «Окно»

«Щелканье 2»

«Качели маленькие»

«Слон»

«Геометрические фигуры-2»

«Скалолаз»

Декабрь 2 неделя

Упражнение 9

«Ползание на четвереньках-3»

«Локотки»

«Болтушка», «Окно»

«Щелканье 2»

«Качели»

«Крокодил»

«Восьмерки-1»

«Сложи узор"

Декабрь3 неделя

Упражнение 9

«Канатоходец»

«Активные растяжки-5»

«Болтушка», «Щелканье 2», «Накажем непослушный язык- 2»

«Кошка»

«Дом»

«Звонкое слово»

Декабрь

4 неделя

Упражнение 10

«Упражнение с теннисным мячом»

«Велосипед»

«Болтушка», «Щелканье 2», «Накажем непослушный язык- 2»

« Пусть отдохнут пальчики»

«Восьмерки-2»

«Стоп-игра».

Январь

2 неделя

Упражнение 10

«Игры в кругу»

«Активные растяжки»

«Болтушка»

«Улыбка» — «Окно» «Запасливый хомяк»

«Замок»

«Восьмерки-3»

«Узнавание предметов в разных модальностях: контурные»

Январь

3 неделя

Упражнение 11

«Игры в кругу, назови слово».

«К солнцу»

«Болтушка», «Улыбка» - «Окно», «Экскаватор»

«Щелканье»

«Змейки»

«Дуги-1»

«Слуховое домино»

Январь 4 неделя

Упражнение 11

«Упражнение с теннисным мячом»

«Флюгер-1»

«Болтушка», «Улыбка»- «Окно», «Запасливый хомяк», «Накажем непослушный язык- 2»

«Крестики»

«Дуги – 2»

«Узнавание предметов в разных модальностях: неполные»

Январь 5 неделя

Упражнение 12

«Равновесие»

«Флюгер-2»

«Болтушка», «Качели маленькие», «Экскаватор»

«Накажем непослушный язык- 2»

«Щелчки»

«Геометрические фигуры- 2»

«Узнавание предметов в разных модальностях: зашумленные»

февраль1 неделя

Упражнение 13

«Упражнение с теннисным мячом -2».

«Бабочка»

«Болтушка», «Качели маленькие», «Экскаватор» «Накажем непослушный язык- 2»

«Собери бусы»

«Мишка»

«Узнавание предметов в разных модальностях: неполные»

Февраль2 неделя

Упражнение 13

«Хождение у стены».

«Флюгер-3»

«Болтушка»

«Экскаватор» «Качели большие» «Накажем непослушный язык- 2»

«Выкладывание узора»

«Мышка»

«Закончи узор»

Февраль3 неделя

Упражнение 14

«Рисуем и пишем в воздухе»

«Маятник»

«Болтушка»

«Экскаватор» «Качели большие», «Гармошка»

«Собери бусы с закрытыми глазами».

«Геометрические фигуры -2»

«Найди отличия»

Февраль4 неделя

Упражнение 14

«Упражнение с теннисным мячом- 3».

«Гусеница»

«Болтушка»

«Гармошка» «Накажем непослушный язык- 2»

«Ножницы»

«Дерево»

«Охота на фигуры»

Март

1 неделя

Упражнение 15

«Полоса препятствий».

«Потягивание»

«Болтушка», «Экскаватор»

«Гармошка»

«Качели маленькие»

«Вертушки»

«Слог»

«Узнавание предметов в разных модальностях: перечеркнутые

Март

2 неделя

Упражнение 15

«Чеканка»

«Бабочка»

«Болтушка»

«Улыбка» - «Трубочка»-«Окно», «Экскаватор»

«Зайчик», «Коза», «Лиса»

«Геометрические фигуры- 2»

«Найди и зачеркни»

Март

3 неделя

Упражнение 16

«Цыганочка»

Корзиночка

«Болтушка», «Улыбка» - «Трубочка» - «Окно», «Щелканье 2»

«Домик 2»

«Цветок из восьмерок»

«Охота на буквы»

Март

4 неделя

Упражнение 16

«Упражнение с теннисным мячом»

«Линейные растяжки»

«Болтушка»

«Запасливый хомяк»

«Улыбка» - «Трубочка» - «Окно»

«Замочки»

«Квадрат и круг-1»

«Четыре стихии»

Апрель

1 неделя

Упражнение 17

«Рисуем и пишем в воздухе»

Струночка

«Болтушка», «Улыбка» - «Трубочка» - «Окно» «Гармошка»

«Клешни краба»

«Пирамидка»

«Поймай игрушку»

Апрель

2 неделя

Упражнение 17

«Перекрестный шаг»

«Звезда»

«Болтушка» «Гармошка»

«Качели большие»

«Экскаватор»

«Змейки»

«Жуки»

"Маленький жук"

Апрель

3 неделя

Упражнение 18

«Упражнение с теннисным мячом- 2».

«Лодочка»

«Болтушка», «Улыбка» - «Трубочка» - «Окно» «Экскаватор»

«Замочки»

«Заяц»

«Цвета»

Апрель

4 неделя

Упражнение 18

«Упражнение с теннисным мячом- 3».

«Звезда»

«Болтушка»

«Накажем непослушный язык- 2» «Качели большие»

«Зайчик, лиса, коза»

«Кот»

«Зеваки»


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.

Графические упражнения

Упражнение

Описание

«Заборчик»

Ребенок рисует заборчик одновременно двумя руками на доске.

« Картины» 

Доска  делится пополам. Ребенок рисует картинку сначала отдельно каждой рукой, а потом одновременно двумя руками. Порядок рисования следующий: рисуется рамочка в виде большого квадрата - в рамочке солнце с лучами - облака.

«Геометрические фигуры-1» 

Доска делится пополам. Ребенок рисует сразу двумя руками одновременно разные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. Нарисовав их, ребенок обводит их в течение одной минуты, не отрывая при этом рук от бумаги, в разных направлениях. Взрослый засекает время по команде «Начали!» ребенок начинает рисовать определенную фигуру, а по команде «Стоп!» перестает выполнять задание.

«Улитки» 

Рисуем улиток двумя руками одновременно. Делим доску на две части. Взрослый предлагает ребенку последовательность действий. Если ребенок не понимает, как рисовать по речевой инструкции, то можно нарисовать образец и по нему читать задание: начиная с панциря: правая и левая руки (каждая на своей половине) ставят исходные точки - далее от каждой точки рисуем спиральку, которая переходит в голову улитки - потом рисуем усики - рисуем ножки - глаза и рот.

«Коврик»

Ребенок рисует коврик в виде спиралек. Понадобятся несколько разноцветных карандашей. Делим доску пополам и начинаем рисовать от разделительной линии в разные стороны и в одну линию двумя руками одновременно. Должна получиться одна линия из спиралек.

«Цветок из восьмерок»

Рисование одновременнодвумя руками восьмерок горизонтальных и вертикальных. Ребенок, не отрывая рук, рисует и обводит на левой и правой части  горизонтальной поверхности восьмерки. Сначала в течение минуты вертикальные, потом горизонтальные. Каждую восьмерку ребенок обводит ровно минуту, не отрывая руки. Далее эти два вида восьмерок соединяются в узор, похожий на цветок.

«Елка»

Ребенку нужно нарисовать и нарядить елку. Лист делится пополам. С левой стороны разделительной линии ребенок рисует часть елки левой рукой. Ребенок рисует одновременно двумя руками. После этого он начинает елку наряжать: сам рисует на ней елочные игрушки (шарики, бантики и т.д.), используя свою фантазию. Важно, чтобы ребенок продолжал рисовать одновременно двумя руками (слева-левой, справа-правой). Следующий этап- нарисовать так же звездочку на макушке елки.

«Зеркало»

Лист делится пополам. Ребенок должен представить, то правая часть листа- это зеркало. И когда он будет рисовать то-то слева, то этот рисунок будет отражаться на правой стороне листа. В этом упражнении ребенок составляет из геометрических фигур человечка. Он должен рисовать двумя руками  сразу максимально похожих человечков (одного слева и одного справа), которые могут состоять из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и ромбов.

«Геометрические фигуры-2»

Нет разделительной линии. Ребенок при рисовании  двумя руками одновременно должен сам Ориентироваться, где правая часть листа, а где левая. Двумя руками одновременно (правой рукой справа, левой рукой слева) ребенок рисует  и раскрашивает геометрические фигуры: два квадрата, два круга, два треугольника. Каждую фигуру нужно обвести несколько раз.

«Восьмерки-1»

Ребенок рисует две восьмерки (сначала вертикальные, затем горизонтальные)- слева и справа. Правая и левая восьмерки не должны пересекаться в центре, а также должны быть ровными.

«Дом»

Ребенок рисует два дома: слева и справа. Обязательно с окнами, дверью.Домики надо раскрасить.

«Восьмерки-2»

Ребенок рисует двумя руками одновременно две восьмерки: правой рукой вертикальную, а левой рукой –горизонтальную. Разделительная линия не ставится.

«Восьмерки-3»

Ребенок рисует двумя руками  две восьмерки, как на прошлом занятии, но теперь, наоборот, правой рукой – горизонтальную, а левой рукой - вертикальную.

«Дуги-1»

Ребенок рисует одновременно правой рукой дугу, выгнутую вверх, а левой рукой дугу, выгнутую вниз.  

«Квадрат и круг-1»

Ребенок  рисует одновременно правой рукой квадрат, а левой рукой круг.

«Заяц»

Рисование обеими руками.

«Кот»

Рисование обеими руками.

Двигательные упражнения

Упражнение

Описание

«Зоопарк-1»

Дети ходят, изображая косолапого мишку (на внешней стороны стопы), птенчика (на мысочках), уточку (на пяточках), двигаясь вперед и пятясь назад, а также неуклюжего пингвина (на внутренней стороны стопы), двигаясь только вперед. При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком.

«Зоопрак-2»

Дети изображают мишку, птенчика, уточку, двигаясь при этом вперед и назад, а также неуклюжего пингвина (на внутренней  стороне стопы), двигаясь только вперед. При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком.

«Аист и лягушка»

Дети разбиваются на пары, один изображает лягушку, другой аиста. Лягушка убегает от аиста, тот ее ловит.

«Ползание по-пластунски»

Ребенок ложится на живот, головой в сторону цели, сгибает правые руки и ногу. Голова чуть оторвана от пола. Разгибая одновременно руку и ногу, неотрывно смотря на цель, ребенок толкается. После этого сгибает левую руку и опять толкается. Задача - доползти до цели.

«Гусеница»

Дети изображают гусеницу. Прямые руки и ноги стоят на полу близко друг к другу. Затем руки убегают, а ноги стоят, потом ноги догоняют, а руки ждут.

«Ползание на четвереньках»

 Ребенок встает на колени, локти и кисти рук. Поднимая правую руку и правую ногу, делает шаг. Затем – меняет руку и ногу. Задача - не сбиваясь и не падая дойти до цели. В этом и всех последующих упражнениях  важно, чтобы рука и нога ребенка касались пола одновременно.

«Упражнение с теннисным мячом»

Ребенок перекидывает из правой руки в левую теннисный мяч, затем дети встают в круг и перекидывают теннисный мяч сначала из одной  своей руки  в другую, а затем в руку соседа слева.

«Меткость»

Ребенок кидает в вертикальную цель  разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.

«Ползание на четвереньках-2»

Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и левую руку, делает шаг. Язык медленно «переезжает» в противоположную от «шагающей» руки сторону. Затем рука и нога меняются, а язык во время шага переползает в другую сторону. Задача- не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

«Перекрестный шаг»

Дети идут вдоль линии, перешагивая ее то одной ногой, то другой.

«Ползание на четвереньках-3»

Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и левую руку, делает шаг. Язык медленно «переезжает» в противоположную от «шагающей» руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем ребенок делает шаг другой рукой и ногой и т.д. Задача- не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

«Канатоходец»

 Дети идут по одной  линии, приставляя пяточку к носочку.

«Упражнение с теннисным мячом»

 Ребенок и педагог  кидают друг другу теннисный мяч. Если взрослый  кинул правой рукой, то ребенок ловит тоже правой рукой. Если левой, то ребенок ловит левой.

«Игры в кругу»

Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а педагог  или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.

«Игры в кругу, назови слово».

Педагог  кидает мяч и называет, например,  месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.

«Упражнение с теннисным мячом»

Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.

«Равновесие»

Дети встают на одну ногу и стоят 10 секунд, затем меняют ногу. Педагог берет яркий предмет и водит его перед глазами участников (вверх, вниз, вправо, влево, по наклонной плоскости). Задача детей – следить за предметом глазами, но при этом не упасть.

«Упражнение с теннисным мячом -2».  

Ребенок кидает об стену теннисный мяч правой рукой, а ловит левой. Затем наоборот- левой кидает, а правой ловит.

«Хождение у стены».

Ребенок встает к стене, ноги на ширине плеч. Руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на несколько метров вправо, а затем влево следующими способами:

1)        Руки и ноги параллельны друг другу (приставным шагом);

2)        Руки перекрещены, ноги параллельны.

«Рисуем и пишем в воздухе»

Дети рисуют или пишут в воздухе сначала всей рукой, потом только предплечьем, затем только кистью фигуры, цифры, слова, предложения.

«Упражнение с теннисным мячом- 3».  

У педагога в каждой  руке по теннисному мячу. Он одновременно кидает мячи ребенку, который должен их поймать и бросить обратно взрослому.

«Полоса препятствий».

Дети идут по линии, затем перешагивают через формы, затем прыгают с одной формы на другую, потом прыгают на одной ноге, затем приседают и подпрыгивают и т.д.

«Чеканка»

Ребенок ударяет большим мячом об  пол одной и двумя руками. При этом он сначала стоит на месте, затем продвигается вперед.

«Цыганочка»

И. п.— поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и. п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и.п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить 3 раза.

Дыхательные упражнения

Упражнение

Описание

1

Лежа, упражнение 1

 Предлагаем ребенку представить образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания).

2

Лежа, упражнение 2

Ребенку  предлагается на выдохе пропевать отдельные звуки (а, о, у).

3

Лежа, упражнение 3

Просим  ребенка  на выдохе  пропевать отдельные звуки (а, о, у). На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

4

Лежа, упражнение 4

Исходное положение — лежа на спине. Ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.

5

Лежа, упражнение 5

Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)».

6

Лежа, упражнение 6

Ребенок, лежа (ноги и руки вытянуты вдоль тела ), делает ряд глубоких вдохов носом  и громких выдохов ртом под прохлопывания. Произносим вслух только слова «Вдох», «Держим», «Выдох», «Держим»,: Вдох (2 хлопка), держим (2 хлопка), выдох (2 хлопка), держим (2 хлопка) .

7

Лежа, упражнение 7

Ребенок, лежа (ноги и руки  вытянуты вдоль тела),делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: «Вдох(2хлопка), держим (3 хлопка), выдох (2 хлопка), держим (3 хлопка)».

8

Лежа, упражнение 8

Ребенок, лежа делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывания: «Поднимаем (2 хлопка), держим (2 хлопка), опускаем (2 хлопка), держим (2 хлопка)». Во время вдоха ребенок поднимает правую руку и правую ногу и удерживает их в воздухе во время задержки дыхания. Во время выдоха опускает их. На следующем вдохе ребенок поднимает левую руку и левую ногу и также задерживает на время задержки дыхания. На выдохе опускает руку и ногу.

9

Сидя, упражнение 1

Ребенок садится, прислонившись спиной к стене. На вдохе он поднимает правую руку, удерживает позу, задерживает  дыхание на выдохе - опускает правую руку вниз, а левую поднимает вверх, удерживает позу, задерживая дыхание, затем на вдохе - меняет руки местами и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох-3 хлопка, задержка дыхания- 3 хлопка.

10

Сидя, упражнение 2

Ребенок садится на пятки, спина прямая, руки расставлены в стороны- правая рука согнута в локте, а левая рука прямая, - при этом обе руки смотрят влево.  На вдохе руки описывают полукруг через верх и на задержке дыхания останавливаются в позе - обе руки смотрят вправо: правая рука прямая, а левая согнута в локте. На выдохе: руки описывают полукруг через и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Отсчет: вдох, выдох- 5 хлопков, задержка- 3 хлопка.

11

Сидя, упражнение 3

Ребенок  садится на пятки, спина прямая, прямые руки расставлены в стороны. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев. Один палец смотрит вниз, а другой вверх. С вдохом пальцы меняются местами, с выдохом – опять меняются местами и т.д. На задержке – удержание позы. Отсчет: вдох, выдох- 5 хлопков, задержка дыхания- 3 хлопка.

12

Сидя, упражнение 4

И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом.

13

Сидя, упражнение 5

Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следить за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2 с задержать воздух, затем выдохнуть ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.

14

Сидя, упражнение 6

Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос.

15

Стоя, упражнение 1

Упражнение начинать после выдоха через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее.

16

Стоя, упражнение 2

Ребенок стоит, спина прямая, прямые руки  вытянуты вперед, одна ладонь смотрит вниз, а другая вверх. На вдохе ладони переворачиваются одна вверх, а другая вниз; на выдохе – опять переворачиваются и т.д. На задержке дыхания- удержание позы. Отсчет: вдох, выдох- 5 хлопков, задержка-3 хлопка.

17

Стоя, упражнение 3

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе — опускаются вдоль тела ладонями вниз.

18

Стоя, упражнение 4

Ребенок стоит, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в и. п.

Растяжки

Упражнение

Описание

«Качалка»

 Сесть на пол, обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу.

«Бревнышко»

Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полу направо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно.

«Полетели -1»

Ребенок  ложится на спину в виде «звезды» (разводит руки и ноги в стороны). По команде  «Полетели!» ребенок должен поднять руки и ноги в воздух (не высоко), растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не сжимая  его губами и зубами) и мысочки  ног вниз. По команде «Опустились!» ребенок опускает руки и ноги на пол и расслабляет все тело. Команды чередуются. Ребенок  «летит»,  пока взрослый считает (хлопает в ладоши) до пяти и отдыхает такое же время.

«Лодочка»

Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить их лодочкой (ладонь к ладони), приподнять прямые ноги, прогнуться и покачаться на животе в таком положении. Если ребенку трудно выполнять упражнение, взрослый помогает ему (качает его, поднимая, то руки, то ноги).

«Фараон»

Ребенок ложится на спину, обняв себя руками (правая кисть держит левое плечо, левая - правое). Он должен отрывать голову от пола и поднимать ее к груди, не поднимая плеч. Туловище лежит неподвижно, ногами не шевелить.

«Дотянись»

Ребенок лежит на животе. Взрослый, сидя перед ним, держит предмет перед ребенком, а ребенок тянется к нему к нему сначала правой рукой, а потом левой. Затем взрослый, сидя у его ног, просит дотянутся до предмета ногами- сначала правой, а потом левой.

«Кошка»

Ребенок встает на четвереньки. Выгибает и прогибает спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание – голова вверх, выгибание – голова вниз

«Активные растяжки»

Ребенок лежит на спине, руки вверху, над головой, правая рука лежит на левой руке, а правая нога лежит на левой ног . По команде тянутся правая рука и правая нога, при этом левая рука и нога расслаблены. По следующей команде все тело расслабляется. Затем таким же образом растягиваются левая рука и нога.

«К солнцу»

Ребенок садится на пол, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде взрослого ребенок поднимает голову и руки вверх, как бы пытаясь дотянуться пальцами до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). По команде взрослого руки разводятся в стороны максимально широко, ребенок как бы «потягивается»(3 секунды). По команде взрослого ребенок опускает руки вниз и расслабляет их (3 секунды). Выполняется 3-5 раз.

«Флюгер-1»

Сидя, скрестить ноги, спина прямая; руки за голову. Ребенок выполняет свободные повороты налево-направо, по возможности максимально скручивая позвоночник.

а) Голова поворачивается в ту же сторону, то и тело.

б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а язык поворачивается в ту же сторону, что и голова.

«Флюгер-2»

Встать на колени, спина прямая; руки за голову. Ребенок выполняет свободные повороты налево-направо, по возможности максимально скручивая позвоночник.

А) Голова поворачивается в ту же сторону, что и тело.

Б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а язык поворачивается в туже сторону, что и тело.

«Бабочка»

Ребенок ровно стоит на коленях, мыски вытянуты, стопы направлены вверх, спина прямая, руки вытянуты в стороны, глаза смотрят вперед. По команде взрослого:

- пальцы сжимаются в кулак;

- руки сгибаются в локтях, кулаками вверх, плечи параллельны полу;

-голова запрокидывается назад, глаза смотрят в потолок.

«Флюгер-3»

Необходимо встать, спина прямая; руки за голову. Ребенок выполняет свободные повороты налево-направо, по возможности максимально скручивая позвоночник.

А) Голова поворачивается в ту же сторону, что и тело.

Б) Голова поворачивается в противоположную сторону от тела, а язык поворачивается в туже сторону, что и тело.

«Маятник»

Ребенок, сидя на коленях и пятках, наклоняется вперед, пока лоб не будет лежать на полу. Руки ладонями вверх положить вдоль туловища, кисти рядом со стопами. Вернуться медленно в исходное положение. Затем постепенно опускаться назад (стараясь дотронуться до пола), сначала опираясь на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища. Не спеша, в обратном порядке вернуться в исходное положение.

«Гусеница»

Ребенок встает на ноги и руки так, чтобы его тело букву «Л». Руки и ноги должны быть как можно ближе друг к другу, при этом оставаясь прямыми. Затем по команде ведущего «Руки побежали!» ребенок шагает только руками вперед, а ноги при этом стоят на месте. По команде «Ноги догоняют!» ребенок доходит ногами к рукам, при этом руки стоят на месте и т.д. Затем ребенок таким же образом передвигается назад («задним ходом»).

«Потягивание»

Ребенок стоит. Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вернуться в и. п., выполняя движения в обратном порядке.

«Бабочка»

Сидя на полу. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движение бедрами ног подобно взмахам крыльев бабочки.

«Корзиночка»

Лежа на животе. Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед-назад, направо-налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.

«Линейные растяжки»

Лежа на спине. Ребенок (сначала с вашей помощью) растягивает все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем — только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. На выдохе — расслабление. Спросите его о том, вытянулись ли его спина, руки и ноги.

«Струночка»

Лежа на животе. Ребенок должен почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем — описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, мягким, холодным, гладким, бугристым; шее или ногам неудобно и т.д.

«Звезда»

Лежа на животе. Ребенок ложится в позу «звезды»— слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки аналогично предыдущим, но не линейные, а диагональные. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться на выдохе. Затем выполняется по другой диагонали.

Упражнения артикуляционной гимнастики

Упражнение

Описание

1

«Болтушка»

И. п. — стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

Выполняется в течение 5-10 с.

2

«Улыбка»

И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Выполняется 5 раз.

3

«Трубочка»

И. п. — стоя, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед.

Длительно и протяжно произнести звук [у], вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны.

Выполняется 5раз.

4

«Улыбка» - «Трубочка»

И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Длительно и протяжно произнести звук [у], вытягивая губы вперед  трубочкой, при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны.

5

«Накажем непослушный язык»

И. п. — стоя, прямые руки подняты над головой, губы при этом растянуты в улыбке.

пошлепывание губами кончика широкого языка, при этом пальцы с силой сжимаются в кулаки и разжимаются.

Выполняете в течение 10 с.

6

«Щелканье»

И. п. — стоя, прямые руки подняты вверх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно.

Выполняется 5—10 раз.

7

«Щелканье -2»

И. п. — стоя, прямые руки вытянуты вперед.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки поочередно то правой, то левой руки.

Выполняется 5—10раз.

8

«Окно»

И.п. — стоя, рот закрыт, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.

Рот  беззвучно широко открывается, кулаки разжимаются, пальцы разводятся с силой. Закрывается рот, пальцы при этом сжимаются в кулаки.

Выполняется в течение 5—7с.

9

«Качели маленькие»

И. п. — стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти напряжены, пальцы плотно прижаты друг к другу, рот широко раскрыт.

Выполняя движения высунутым языком вверх-вниз, двигают кистями рук также вверх-вниз. Движения языка и рук сопропождаются синхронными движениями глаз, голова при ном неподвижна.

Выполняется 5раз.

10

«Накажем непослушный язык- 2»

И. п. — стоя, руки разведены в стороны на уровне плеч, губы растянуты в улыбку.

Покусывание кончика широкого языка. Кулаки правой и левой рук поочередно сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

Выполняется в течение 10 с.

11

«Улыбка» — «Окно»

И. п. — стоя, руки опущены вниз вдоль тела.

Прямые руки разводятся в стороны, при этом поочередно все пальцы образуют «колечки» с большими — «пальчики здороваются», разомкнутые губы растягиваются в улыбке. Прямые руки подняты вверх, пальцы сжимаются в кулаки, рот широко открыт.

Выполняется 5раз.

12

«Запасливый хомяк»

И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Прямая правая рука вытянута в сторону, пальцы при этом разведены с силой, левая рука согнута в локте, ладонь на животе. Надуть правую щеку (3—5 с), левая рука в сторону, правая на животе, надуть левую щеку (3—5 с).

Выполняется 5 раз.

13

«Улыбка» — «Трубочка» — «Окно»

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль туловища.

Прямые руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки. Пальцы обеих рук собираются в щепотки и соприкасаются на уровне груди. Прямые руки подняты вверх, рот широко открыт, пальцы разведены с силой. Выполняется 5 раз.

14

«Экскаватор»

И.п. — стоя, прямые руки вытянуты вперед.

Попеременно  язык-«чашка» у верхней губы, прямые руки вытянуты ладонями вперед, язык-«чашка» у верхних зубов снаружи, руки слегка согнуты в локтях ладонями вперед. Выполняется  10 раз.

15

«Гармошка»

И. п. — лежа на животе в упоре на локти, голова поднята, руки опираются на локти на ширине плеч, ладони направлены друг к другу, рот широко открыт, язык плотно прижат к верхнему нёбу.

Медленно двигать вверх-вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба. В такт движениям челюсти мягко соединять ладони, не смещая локти.

Выполнять в течение 5—7с.

Упражнения кинестетического праксиса (пальчиковые игры)

Упражнение

Описание

1

«Домик»

Пальцы сжаты в кулаки последовательно разгибаются, а потом сгибаются в кулак.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором семейство зайчат,

На третьем – семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова –очень умная птица.

Ну что же, пора нам обратно спуститься :

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата –втором,

На первом ежи, мы еще к ним зайдем.

2

«Печатная машинка»

Педагог имитирует работу на печатной машинке, а дети повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном порядке, затем какими- нибудь пальцами одной, а потом обеих рук.

3

«Постучалки»

Дети каждым пальцем стучат по столу два раза.

4

«Братцы»

Засиделись в избушке братцы.        Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы согнуты.

Захотел меньшой прогуляться.        Отвезти вбок мизинец- строго в плоскости ладони- и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.        Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.        Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца – мизинец и безымянный, задержать на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.        Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются на исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.        Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы, задержать на 2-3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе.        Большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе.        Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

5

«Пальчиковые ладушки»

Дети играют в ладушки пальцами (начиная с указательных и заканчивая мизинцами).

6

«Ходилки»

Дети «ходят» пальчиками  (указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем) сначала правой рукой, затем левой, затем одновременно двумя руками.

7

«Угадай»

Педагог показывает свою правую руку (пальцы в кулаке), затем он выбрасывает какое-либо количество пальцев, а ребенок должен показать те же пальцы на своей правой руке.

8

«Пальчики здороваются»

Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают друг на друга («здороваются»). Сначала работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. После этого здороваются большой и указательный пальцы правой руки и большой палец и мизинец – левой и т.д. (от мизинца к большому пальцу на одной руке и от большого к мизинцу- на второй).

9

«Колечки»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться » с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. )

10

«Слон»

В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

(Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем.  Качаем всей кистью.)

11

«Крокодил»

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

(Ладонь выставлена вперед горизонтально столу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты – это глаза-и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцу.)

12

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой.Указателный и мизинец подняты вверх)

13

« Пусть отдохнут пальчики»

Дети поглаживают подушечками пальцев  поверхность стола и говорят:

Меж еловых  мягких лап (стучат пальцами по столу),

Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей),

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох (поднимают руки над столом , сжимают-разжимают кулаки),

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб (указательным пальцем правой руки касаются  поочерёдно всех пальцев левой руки),

Кто нашел его, друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его),

Я, я, я, я!!!

14

«Замок»

На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок),

Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки),

Повертели, покрутили (Вертят и крутят руками),

Постучали и открыли. (Выполняют действия).

15

«Змейки»

«Змейки». Дети совершают волнообразные движения поочередно каждым пальцем сначала на одной руке, затем на другой, затем обеими руками вместе.

16

«Крестики»

Перекрещиваются указательный и средний пальцы, затем средний и безымянный, безымянный и мизинец поочередно сначала на одной руке, потом на другой и, наконец, на обеих руках.

17

«Щелчки».  

Щелканье пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе. На втором этапе попеременно то одной рукой, то другой.

18

«Собери бусы»

Нанизывание деревянных бусинок на нитку.

19

«Выкладывание узора»

Дети выкладывают узор из мелких деталей.

20

«Собери бусы с закрытыми глазами»

Нанизывание деревянных бусинок на нитку с закрытыми глазами.

21

«Ножницы»

Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими (одноименно).

22

«Вертушки»

Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде взрослого медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном

направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «стоп!» прекратить упражнение.

23

«Зайчик», «Коза», «Лиса».

Ребенок «выбрасывает» из кулака пальцы: указательный и средний («заячьи ушки»), указательный и мизинец («козьи рожки»), безымянный и мизинец («лисьи ушки»), большой и мизинец («телефон») и т. п. Сначала левой, потом правой рукой, затем обеими руками вместе (одновременно).

24

«Домик 2»

Сложить пальцы домиком перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

25

«Замочки»

Руки вытянуть перед собой, перекрестить их, сложив пальцы в «замок». «Выворачивать» «замочки», вытягивая руки перед собой и вверх.

26

«Клешни краба»

Средний палец накладывается на указательный и зажимает его; безымянный — на средний, мизинец — на безымянный. Соединить полученную «конструкцию» из пальцев с большим пальцем. Сначала левая «клешня», потом правая «клешня», затем обе одновременно/попеременно хватают все вокруг.

27

«Змейки»

Размять каждый пальчик. Сделать волнообразные движения («змейки») поочередно каждым пальцем сначала на одной руке, затем на другой. При необходимости помочь «змейкам» другой рукой.

Усложнение: Изобразить «змеек» обеими руками вместе.

Упражнения кинестетического праксиса (пальчиковые игры)………………….

40

Литература

1.Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Междисциплинарный авторский подход. М.: Грифон, 2018

2. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.

3. Голод В. И. Функциональная асимметрия у детей с нарушениями речевого развития: Канд. дис. М.: МГУ, 1986.

4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов., М.: Гном-Пресс, 1998г

5. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. С-Петербург, Детство-пресс, 2018г

6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.

7. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005. — С. 212-258.

8. Покровская С.В., А.В. Цветков. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. М.: Издание Книг Ком. 2018г

9. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста

приведены примеры игр на развитие внимания, памяти мышления...

Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

Развитие психологической базы речи ребенка в коррекционно-развивающем процессе

В статье описываютяс методы для развития психологических процессов дошкольника....

Буклет "Развитие психологической базы речи"

Домашняя игротекаигры для развития психологической базы речиу детей дошкольного возраста...

Буклет "Развитие психологической базы речи"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕЧИ (ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ)...

Конспект занятия по формированию психофизиологической базы речи

Занятия по формированию психофизиологической базы речи реализовывались в компенсирующей группе ДОУ в рамках реализации проекта....

Формирование и развитие психологической базы речи на коррекционных занятиях учителя-логопеда детском саду

Речь - психический процесс, появляющийся позднее других процессов. Речь - высшая психическая функция, которая свойственна только человеку.Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессам...