Обучение детей с тяжелой формой умственной отсталости
план-конспект по коррекционной педагогике

Путинцева Ирина Васильевна

Обучение детей с тяжелой 
формой умственной отсталости

 

     Обучение ребенка с тяжелым интеллектуальным дефектом, так же как  и любого аномального ребенка, должно начинаться как можно раньше, но по содержанию  и  методам  соответствовать  его  реальным  возможностям.
Раннее начало обучения часто на практике определялось не возрастом, а степенью выраженности дефекта. Это были дети 7-8 лет и более  старшие - вплоть до 10-12 лет.
  Теперь  же  ранняя диагностика позволяет выявить  детей  с  тяжелой интеллектуальной  недостаточностью в  первые  годы  жизни,  что  дает возможность намного раньше начать работу по их развитию. Любая помощь должна учитывать индивидуальность каждого конкретного ребенка. Это  в
свою  очередь требует индивидуальных программ, специальных методов  и приемов работы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с тяжелой 
формой умственной отсталости

     Обучение ребенка с тяжелым интеллектуальным дефектом, так же как  и любого аномального ребенка, должно начинаться как можно раньше, но по содержанию  и  методам  соответствовать  его  реальным  возможностям.
Раннее начало обучения часто на практике определялось не возрастом, а степенью выраженности дефекта. Это были дети 7-8 лет и более  старшие - вплоть до 10-12 лет.
  Теперь  же  ранняя диагностика позволяет выявить  детей  с  тяжелой интеллектуальной  недостаточностью в  первые  годы  жизни,  что  дает возможность намного раньше начать работу по их развитию. Любая помощь должна учитывать индивидуальность каждого конкретного ребенка. Это  в
свою  очередь требует индивидуальных программ, специальных методов  и приемов работы.
  Обследование данной категории к началу обучения показало  следующее:  дети физически слабо развиты, почти у всех крайне затруднена мелкая моторика. Большинство нуждались в помощи при самообслуживании.
У  части детей активная речь отсутствовала. Они произносили несколько лепетных слов, жестикулируя при объяснении. Понимали обращенную  речь в пределах обиходной бытовой инструкции. У некоторых речь состояла из
отдельных  слов  (часто лепетных), коротких нераспространенных  фраз.
Словарный   запас  детей  беден,  в  основном  ограничен   названиями окружающих  бытовых предметов. Большинство не могли дать  сведений  о себе, своей семье, о месте жительства. Дети не знали названий цветов, хотя иногда по показу соотносили их правильно. Понятия о количестве и
счете у них отсутствовали. Некоторые могли назвать числа, не соотнося их   с   предметами.   В  предметно-практической  деятельности   дети испытывали большие трудности.
  Все  это  определило  несколько ведущих  направлений  коррекционной работы.   Одним  из  направлений  являлось  развитие  коммуникативных функций.  Формирование потребности в общении с окружающими  людьми  и
умение  вступать  в  общение со взрослыми и  сверстниками  составляло необходимое условие для развития ребенка и его социальной адаптации.
  Большое  внимание уделялось развитию основных движений,  крупной  и мелкой моторики.
  Занятия   по   речевому  развитию  были  направлены  на  расширение представлений об окружающем и развитие умений пользоваться речью.
  Глубокое   сенсорное  недоразвитие  детей,  неумение   пользоваться органами  чувств  также требовало проведения коррекционной  работы  и определило   одно  из  направлений  коррекционной  помощи.   Приводим примерные занятия из своего опыта работы.
                             

     
                              
Занятие 1
  Цели:  формировать знания о частях тела; развивать общую  моторику, звукоподражание,  мимику.  Оборудование:  скамейка,  кукла,  веревка
1.  Дети рассаживаются на скамейке.  Педагог  вызывает одного ребенка и называет его имя. Дети повторяют имена за педагогом.
Так называют 2-3 имени.
 2. Задание выполняется по показу или путем совместных действий.
   Ножками топ-топ,
   Ручками хлоп-хлоп.
   Ножками затопали,
   Ручками захлопали.
Упражнение выполняется стоя на месте.
   Зашагали наши ножки
   Прямо по дорожке...
   К кукле в гости мы идем
   По дорожке прямо в дом.
Ходьба по дорожке, ограниченной веревкой, лежащей на полу.
3.  Мы  пришли  к  кукле. Стучим в дом. Звукоподражание  "тук-тук".
Кукла  вышла  из  дома и говорит: "Здравствуйте!", сопровождая  слово кивком.   Дети приветствуют куклу кивком или говорят слово "здравствуйте!"
4. Задание выполняется с помощью указующего жеста.
Инструкция: Покажи, где у куклы голова, туловище, шея и т.д.   При  затруднении педагог просит показать названные  части  тела  на ребенке, затем на кукле
5. Предлагаем  детям  рассмотреть  себя  в  зеркале.  Совместно  с педагогом улыбнуться, высунуть язык.
                                  
                              
Занятие 2
  Цели: формировать знания о предметах одежды; учить понимать простую инструкцию;  соотносить  предметы  по  величине;  развивать  основные движения, мелкую моторику рук.
 Оборудование:  кукла,  дощечка шириной 30 см, веревочка,  небольшой мешочек,  крупные и мелкие пуговицы из пенопласта, ковровая  дорожка, кукольная одежда.
1. Задание выполняется путем совместных действий или по показу.
Кукла, кукла, выходи!
Кукла, кукла, погляди!
  
Ходьба по ковровой дорожке в быстром темпе.
Чтоб до куклы нам дойти,
Надо мостик перейти.
  
Ходьба по дощечке.
Здесь детишкам не пройти,
Здесь придется проползти.
  
Ползание под веревкой, натянутой над полом на высоте 45 см.
2. В  небольшой  мешочек сложены знакомые детям  предметы  одежды: пальто, шапка, кофта.
  "Кукле принесли одежду". Педагог достает из мешочка предмет одежды, показывает  его  и  предлагает назвать детям.  Предмет  называют  как отдельные  дети,  так и все вместе хором. Затем предметы  из  мешочка достает ребенок, а остальные дети называют его.
  3. Задание  выполняется путем совместных действий  или  с  помощью указующего жеста.
  Игра "Оденем куклу". На столе разложена одежда для куклы. Детям  по
очереди предлагается надеть на куклу один из предметов одежды.
  Инструкция: Надень носки на ноги и т.д.
4. Задание выполняется совместно с детьми или с помощью указующего жеста.
  На  полу  лежат  большие и маленькие пуговицы.  Педагог  показывает большую пуговицу детям.
  Инструкция: Дайте такую же. Дети поднимают с пола и отдают педагогу несколько  больших пуговиц. Аналогично проводится работа с маленькими пуговицами.
5. Нанизывание пуговиц на проволоку. Задание выполняется по показу или путем совместных действий.


                              Занятие 3
  Цели:   формировать  понятие  о  величине  предметов   (большой   - маленький); учить различать голоса животных и подражать им; развивать понимание  простой инструкции; развивать общую моторику и координацию движений.
  Оборудование: животные - игрушечные и на картинках, бумажные  цветы разной величины, ковровая дорожка, дощечка шириной 20 см, 2 вазы.
1. Детям  предлагается  несколько игрушек  (собака,  кот,  корова, медведь).  Педагог показывает игрушку, называет ее и имитирует  голос животного.  Затем  имитирует голос животного и спрашивает:  Кто  это? Дети указывают на нужную игрушку.
2. Игра  "Кто как голос подает?" На картинках изображены животные. Дети должны узнать животное и воспроизвести его голос.
Инструкция: Кто это? Как он говорит?
Игра проводится путем совместных действий или по показу.
3. Задание выполняется по словесной инструкции или по показу.
  Мишка по лесу пошел,
  Шел, шел, шел
  И к болоту он пришел.
 
Ходьба по дорожке с имитацией походки медведя.
Прыгать он уже умеет.
Прыгать будет он смелее.
Упражнение  выполняется  путем совместных действий.  Перепрыгивание через дощечку.
         Мишка шел, шел, шел
         И цветочки нашел,
         Мишка цветы собирает
         И в корзиночку бросает.
 
Упражнение  выполняется по показу или с помощью  указующего  жеста. Корзинка находится у педагога.
4. У каждого ребенка на рабочем месте лежит по 2 цветка, разных по величине.  Педагог показывает цветок детям и предлагает  найти  такой же,  затем  говорит: Это большой. Дети хором и каждый  в  отдельности повторяют  слово  большой. Аналогично проводится работа  с  маленьким цветком.
5. Выполнить инструкцию. На столе стоят две вазы.
  Инструкция:  Возьми большой цветок. Поставь сюда. Возьми  маленький цветок. Поставь сюда. Задание выполняется с помощью указующего жеста.
                              

    
                              
Занятие 4
  Цели:   формировать  понятие  о  величине  предметов;  учить  детей подражать   походке   животных;   развивать   координацию   движений, тактильные ощущения, мелкую маторику, мимику.
  Оборудование:  игрушечная посуда, миски с различными наполнителями, коробка, зеркало.
1. У  каждого ребенка - набор предметов двух размеров:  большие  и маленькие ложки, тарелки, чашки, кастрюли.
  Педагог  ставит на стол два предмета (стакана), разные по величине. Около  большого  дети  кладут большие предметы,  около  маленького  - маленькие предметы.
 Задание выполняется по показу или путем указующего жеста.
 2.
         Зайчик скачет,
         Скок, скок, скок.
         За кусток, за кусток.
              
Прыжки на месте.
Гуси, гуси, га-га-га.
Шеи вытянули, крыльями машут.
            
 Ходьба в быстром темпе, взмахи руками.
Мишка косолапый по лесу идет,
По лесу идет, песенки поет.
           
Дети  идут  в  медленном темпе, подражая походке  медведя.  Задание выполняется путем совместных действий.
3.  Миски  наполнены  горохом,  водой,  желудями.  Дети  выполняют движения в заполненной посуде кистями рук.
4. Детям   предлагают  брать  из  рук  учителя  желуди   способом "плоскогубцы"  и  складывать  в коробку.  Задание  выполняется  путем указующего жеста.
5. Задание выполняется перед зеркалом, совместно с педагогом или по подражанию. Повторить мимику педагога.
                                  
                              Занятие 5
  Цели: формировать понятие о величине предметов; накапливать словарь по  теме "Игрушки"; развивать понимание простой инструкции; развивать основные движения, мелкую моторику рук.
  Оборудование:  пирамида из 5-7 колец, шишки, шары,  камни,  бумага, машина, кукла, кукла-неваляшка, матрешка, большие кубики.
1. На  столе  лежат кольца пирамиды. Учитель предлагает  детям  по очереди  найти  самое  большое  кольцо  среди  оставшихся.  Последний ребенок берет самое маленькое кольцо, а затем собирает пирамиду.
2. Детям предлагается ощупать предметы (шишки, пластмассовые шары, камешки, бумагу).
3. На ковре стоят большие кубики. Детям предлагается ползать между ними.
4. На столе стоят игрушки (машина, пирамида, матрешка, кубик). Дети по очереди выполняют инструкцию.
Инструкция: Возьми машину. Дай машину и т.д. Возьми матрешку. Поставь на стул и т.д.
 5. Среди  знакомых  игрушек  стоит новая:  кукла-неваляшка.  Детям показывают  новую  игрушку  и  называют  ее.  Дети  повторяют   слово неваляшка.  Педагог показывает, что неваляшка не хочет  спать.  Затем дети по очереди производят действия с игрушкой.
  Коррекционная   работа   с  детьми,  имеющими   тяжелое   нарушение интеллекта,  показала,  что  при создании  определенных  условий  они способны развиваться и социально адаптироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.

Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...

Индивидуальный план обучения ребенка с умеренной умственной отсталостью

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программойна 2012-2013 учебный годс детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Учитель-дефектолог Исаева М.А.Предметная обл...

Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с умеренной умственной отсталостью.

В статье автор даёт советы по формированию у детей навыков самообслуживания, приводит примеры из опыта работы....

Особенности и обучения детей с легкой умственной отсталостью в условиях ДОУ.

Умственная отсталость- это качественное изменение всей психики,всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.Это такая атипия развития ...

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...