Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ подготовительной группы комбинированного вида по обучению грамоте «Мы играем»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Занятие с детьми с ОВЗ носит коррекционный характер и направлено на развитие внимания, памяти, речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_gramote_ovz.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми с ОВЗ подготовительной группы комбинированного вида
по обучению грамоте «Мы играем»
Воспитатель: Н. Н. Грудцинова
Цель: дифференциация согласных звуков [р]- [л], [р']- [л'].
Задачи:
Обучающие:
- упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [р]- [л], [р']- [л'] на слух;
- упражнять в словообразовании;
- учить согласовывать прилагательные с существительными среднего рода;
- закрепить умение называть слова с заданным звуком
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, способствовать снижению утомляемости, повышать способность к произвольному контролю;
- развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, умение составлять слова из слогов;
- способствовать развитию межполушарных связей
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, целенаправленность, стремление к взаимопомощи;
- способствовать развитию умения работать в группе, парами, индивидуально.
Оборудование: экран, ноутбук, сигнальные карточки, карточки со слогами, листы с картинками и буквами Р, Л, простые карандаши, цветные карандаши, нитки, фасоль, счетные палочки, пуговицы, колпачки от фломастеров, 6 синих кружочков, 7 красных кружочков, картинки с ягодами и фруктами, тарелочки с цветной крупой.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель. Ребята, вы любите играть? (Любим!) Превосходно! Давайте играть! На экране вы видите пазлы. Умеете их собирать? (Умеем.) Сколько пазлов надо собрать, чтобы эта картинка была готова?(6.)Эти пазлы не простые: каждый пазл будет открываться по окончании той игры, которая «спряталась» под номером.
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам сесть за стол таким образом: на стул в соответствии с цветом кружочка, который у вас в руках (раздать перед занятием).
Дети вместе с воспитателем сидят за общим столом, с учетом речевых особенностей и нарушений каждого ребенка.
1 пазл – «Иры со звуками» (все)
Дифференциация звуков [р]- [л], [р']- [л'] в чистоговорках
РА-РА-ЛА, РА-РА-ЛА – У РАИСЫ ЕСТЬ ЮЛА
РЫ-РЫ-ЛЫ, РЫ-РЫ-ЛЫ – РЫБУ НОСИМ НА СТОЛЫ
РО-РО-ЛО, РО-РО-ЛО – РОМА ПОТЕРЯЛ ВЕСЛО
РУ-РУ-ЛУ, РУ-РУ-ЛУ – В РУКИ Я БЕРУ ПИЛУ
РЯ-РЯ-ЛЯ, РЯ-РЯ-ЛЯ – ВАРЯ ЗНАЕТ НОТУ ЛЯ
РИ-РИ-ЛИ, РИ-РИ-ЛИ – РИТЕ ЛИЛИИ ДАРИ
РЮ-РЮ-ЛЮ, РЮ-РЮ-ЛЮ – ЛЮСЕ ЛЮСТРУ ПОДАРЮ
Воспитатель. Ребята, какие звуки мы часто произносили в чистоговорках? ([р]- [л], [р']- [л']) Дайте характеристику этим звукам. (Согл., звон., тверд.; согл., звон., мяг.; согл., звон., тверд.; согл., звон., мяг.)
2пазл – «Твердый - мягкий» (Игра с сигнальными карточками)(все)
Воспитатель. Если в слове слышите твердый звук [р], то посигнальте синим цветом, если мягкий [р'] – зеленым цветом.
Рак, карась, парк, рис, рама, Рита, Кирилл, грач, орел, сиреневый.
Воспитатель. Мальчики, придумайте слова с твердым звуком [л], а девочки – с мягким звуком [л']. Определите позицию звуков [л]- [л'] в словах.
3 пазл - Физминутка (кинезиологические упражнения на развитие межполушарных связей)
«Колено-локоть» Цель: способствовать развитию согласованной работы полушарий мозга.
Стоя поднять левую ногу, согнутую в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. (6-7 раз)
«Тряпичная кукла и солдат» Цель: способствовать снятию мышечного тонуса.
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой (3-4 раза).
«Колечко» Цель: развитие мелкой моторики и межполушарных связей.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак-ребро-ладонь» Цель: развитие мелкой моторики и межполушарных связей.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро - ладонь).
Воспитатель. Какой буквой на письме обозначают звуки [р]- [р'] (Р), [л]- [л'] (Л)? Выложите из предложенного материала букву Р, а затем Л.
4 пазл – «Игры с карандашами»+(по подгруппам)
«Проведи дорожку»
(1 погруппа:Сережа, Вадим, Саша, Лена, Соня, Косогорцев Матвей)
Воспитатель. Соедините картинку с буквой, которая есть в названии данного предмета. (Р – торт, корабль, ракета, рюкзак; Л – лупа, лиса, лист, пила. )
+Составить слова из слогов и прочитать их
Воспитатель. Соедините цветными карандашами слоги, образуя слова.
(2 подгруппа:Ульяна, Аня, Алеша, Попов Матвей, Калинин Матвей,Сенин Миша, Чернов Миша)
(Слоги на листах у каждого ребенка)
РУ, КА, КО, РА, НО, ЛУ, НА, ША, РЫ, БА, ШКО, ЛА
(РУКА, КОРА, НОРА, ЛУНА, ШАРЫ, РЫБА, ШКОЛА, РАНА, КАША)
Воспитатель.
5 пазл – «Игра слов» (Словообразование)
(Сережа, Соня)
Игра «Угадай, чьи это вещи»
Цель: закрепить произношение слов с шипящими согласными и умение образовывать относительные прилагательные.
Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка, мама, дедушка, мужчина, а также картинки с изображением - платок, шарф, шляпа, шуба. Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки - бабушкин платок; Это шуба мамы – мамина шуба; Это шляпа папы – папина шляпа; Это шарф дедушки – дедушкин шарф.).
(Все дети, кроме Сережи и Сони)
Дидактические игры «Найди пары»
«Найди точно такую же фигуру»
«Найди отличия»
Дидактическая игра «Варенье» (для всех детей)
Цель: Согласование прилагательных с существительными среднего рода.
Воспитатель. Поднимите руку , кто любит кушать варенье. Выберите себе картинку из общей стопы и назовите, какое варенье из яблок? (Яблочное варенье.) Из груши? (Грушевое варенье.)Из клюквы? (Клюквенное варенье.) Из сливы? (Сливовое варенье. )Из клубники? (Клубничное варенье.) Из малины? (Малиновое варенье.) Из вишни? (Вишневое варенье.) Из банана? (Банановое варенье.) Из ананаса? (Ананасовое варенье.) Из ежевики? (Ежевичное варенье.) Из облепихи? (облепиховое варенье.) Из смородины? (Смородиновое варенье.) Из рябины? (Рябиновое варенье.)
6пазл – «Игры с крупой»
Воспитатель. Нарисуйте на тарелочке с крупой круг, а затем дорисуйте его до какого-либо предмета. Постарайтесь, чтобы у вас не совпадали изображения с изображением соседей.
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, положите свой кружок в корзиночку и расскажите о сегодняшнем занятии, начиная с фразы: «у меня сегодня получилось…» ()
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
у меня получилось…
я смог…
Воспитатель. А теперь посмотрите, сколько кружочков в корзине – вот так много у вас сегодня получилось. Молодцы!
Литература
- В. В. Волина. Занимательное азбуковедение.- М.: Просвещение. 1991.- 368 с.
- Е. А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
- Образовательная программа дополнительного образования детей 5 -7 лет по обучению чтению «Грамотейка» - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Сказка» г. Рассказово
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность воспитателя с детьми во второй младшей группе "Ветка мимозы"
Непосредственно-образовательная деятельность воспитателя с детьми во второй младшей группе "Ветка мимозы". Рисование пальчиками....
Непосредственно-образовательная деятельность воспитателя с детьми во второй младшей группе "Заяц"
Непосредственно-образовательная деятельность воспитателя с детьми во второй младшей группе "Заяц". Рисование тычком....
План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию с дошкольниками подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы» с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации
Зима – любимое детьми время года. Цель занятия: воспитание целостной, гармоничной личности с высоким духовным потенциалом; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной прир...
Конспект открытой совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми 2-й младшей группы «Как коза избушку построила»
Закреплять знания основных цветов, активизировать речь детей, формировать интерес к совместной деятельности взрослых и детей, поддерживать высокую самооценку ребенка, воспитывать умение слушать и слыш...
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми в 1 младшей группе «Животные жарких стран»
"Животные жарких стран"...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей подготовительной группы по теме: «Путешествие в сказку»
В конспекте использовались элементы технологии ТРИЗ...
Конспект комплексной непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста к 23 февраля Тема: «Наша Армия сильна».
Полный конспект занятия в старшей группе к 23 февраля...