Программа работы с детьми ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Прыгунова Елена Вячеславовна

Программа работы с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа с детьми ОВЗ61.24 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа по  музыкальному  обучению для детей с ОВЗ      

                                   «Знакомство с музыкой»

    Музыкальный руководитель: Е.В.Прыгунова

СОДЕРЖАНИЕ

 I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

1.1.Основные цели и задачи реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие («Музыка»)…………………4

1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса…..6

 1.3. Связь с другими образовательными областями…………………………………………………………………….8 1.4. Возрастные особенности детей.………………………………………..9

 1.5. Целевые ориентиры…………………………………………………….16

II. Содержательный раздел 2.

1. Объем общеобразовательной нагрузки……………………………...19

 2.2. Содержание педагогической работы в старшем дошкольном возрасте в группах для детей с нарушениями речи (5-7 лет)……………..…...20

 2.3. Социальное партнерство с родителями……………………………………………………………26

III. Организационный раздел

 1. Материально – техническое оснащение………………………………...27

 2. Перечень общеобразовательных программ методических пособий и технологий для осуществления образовательной деятельности по музыкальному развитию…………………………………………………28

Приложение: Лексические темы 5 – 6 лет…………………………………..29

Лексические темы 6 – 7 лет…………………………………..30

Диагностика особенностей музыкального развития детей...31

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.

 Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка») разработана на основе адаптированной образовательной программы для детей с нарушением речи (в соответствии с ФГОС ДО)  и носит коррекционно-развивающий характер.

Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет

 Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы: - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;

 -Практическое пособие «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;

 -Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет. Н. В. Нищева;

 -Рабочая программа учителя-логопеда Г. А. Костиной;

 -Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э. П. Костиной;

 -«Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000;

-Парциальная программа «Праздник каждый день» «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева;

- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990. Целью данной Программы является построение системы коррекционноразвивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

1.1. Цели и задачи реализации области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка») 

Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности.

 Задачи: -формирование основ музыкальной культуры дошкольников; -формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; -обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Раздел «Восприятие»

 -ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

 -развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

 -развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

формирование музыкального вкуса; -развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «Пение»

 -формирование у детей певческих умений и навыков;

 -обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

-развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

-развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

 -развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

-обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

 -обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; -развитие художественно-творческих способностей.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

-совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка,

-становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

 -развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

 -знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них.

-развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Раздел «Творчество»

 -развитие и обогащение самостоятельного, сольного исполнения, умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений,

-разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.

Коррекционно-развивающие задачи:

 -коррекция речевых и сопутствующих нарушений сенсомоторных и высших психических функций; -развивать эмоционально-волевую сферу и личностные качества;

 -развивать общую и мелкую моторику; -развивать музыкально-ритмические способности и слухомоторную координацию;

 -воспитывать слуховое внимание и память детей.

Основными видами музыкально-художественной деятельности рабочей программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

Музыкальные занятия состоят из трех частей:

  1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.

Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

  1. Основная часть. Слушание музыки.

Цель – приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

 Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

 В основную часть занятий включаются музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания.

 На музыкальных занятиях осуществляется музыкальное и эстетическое воспитание с учетом психологического, речевого, физического развития, используются элементы психогимнастики, музыкотерапии и логоритмики.

  1. Заключительная часть Игра или пляска.

1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

 Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с ОВЗ. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического;

 развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

 2. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

 При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

  1. Деятельностный принцип коррекции.

 Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционноразвивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

  1.  Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности
  2.  Комплексность методов психологического воздействия.

 Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с  ОВЗ всего многообразия методов, приемов, средств.

 К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание.

Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

  1. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении. Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

  1. Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

        2. Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы    обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

 3. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Обеспечение мотивации к учению.

 Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

 5. Концентрический.

 В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической). Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.

Музыкально-художественная деятельность.

 В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь». Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокальнослуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки - до, ре - второй октавы. Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Ребенок на пороге школы (6–7 лет) обладает устойчивыми социальнонравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6–7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учѐтом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6 –7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очерередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определѐнных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6 –7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6 –7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребѐнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

 В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6 –7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках – передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6–7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия нагляднообразного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6–7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребѐнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаѐт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т.д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной). Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если  одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громкотихо», «веселогрустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности. Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы-до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание.

  1. Целевые ориентиры освоения Рабочей программы детьми с нарушениями речи

 5-6 лет - эмоционально откликается на воздействие музыкального образа,

  - понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих высказываний;

  - проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

- имеет элементарные представления о видах искусства; - воспринимает музыку, фольклор;

- сопереживает персонажам музыкальных произведений.

6-7 лет - эмоционально откликается на воздействие музыкального образа,

                понимает содержание музыкальных произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих высказываний;

              - проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

            - имеет элементарные представления о видах искусства;

            - воспринимает музыку, фольклор; - сопереживает персонажам музыкальных произведений;

            - активен, инициативен, самостоятелен в различных видах музыкальной деятельности.

II. Содержательный раздел 

Содержание педагогической работы по музыкальному развитию с детьми, имеющими нарушения речи, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия.

В музыкальном образовании выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание), исполнительство, музыкальное образование и творчество, которые в обучении детей с ОВЗ  имеют свою специфику. В процессе музыкального образования у дошкольников формируется музыкальная культура и музыкальный вкус, дети знакомятся с доступными им художественными образцами современной, классической и народной музыки.

При слушании музыки у дошкольников с ОВЗ  формируется навык слухового сосредоточения, который стимулирует коррекционную работу по развитию фонематического восприятия, происходит не только обогащение музыкальными впечатлениями и образами, но и развивается способность к анализу слуховых эталонов, рефлексии собственных эмоций и состояний. Исполнительство и творчество реализуются в пении, в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах. В процессе исполнительства и творчества у детей развивается способность к элементарному музицированию, формируются умения и навыки владения собственным телом, мотивация к самосовершенствованию, желание принимать участие в публичных выступлениях. Музыкальные занятия на всех ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель.

Принципы формирования примерного перечня произведений

 для слушания, исполнительства, детского творчества:

 Принцип учета возрастных (физиологических, анатомо-физиологических и психологических) особенностей ребенка, или доступности репертуара для слушания, исполнительства, творчества.

 Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа

предусматривает дифференцированный подход – предложение разным детям разной музыки для восприятия, исполнения и творчества.

 Принцип учета деятельностной природы ребенка предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия – в рисунке, в слове, в игре.

 В исполнительской деятельности осуществляется: - путем создания условий, обеспечивающих ребенку возможность реализации желания участвовать в том или ином виде деятельности вне зависимости от успешности результатов этой деятельности.

 Это предполагает подбор педагогом специального репертуара для ребенка, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями;

 - в процессе организации интегративных видов музыкального исполнительства, когда ребенок имеет возможность выбора того или иного вида музыкальной деятельности (например, постановка детской оперы позволяет соединить в коллективном исполнительстве любителей и петь, и танцевать, и драматизировать).

Реализация данного принципа в творчестве предусматривает в первую очередь создание в группе пространства, позволяющего ребенку импровизировать. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные записи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы пробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой и носителями музыкальных звуков.

  Принцип учета эмоционального опыта ребенка. Необходимо подбирать музыкальные произведения, учитывающие эмоциональное состояние и жизненный опыт ребенка, особенно песенный репертуар для исполнения. Помощь педагога в понимании ребенком значения и смысла музыкального песенного образа – основное условие выразительности пения.

«Экспериментирование» в попытках сочинения музыки может помочь ребенку выразить себя, свое настроение в продуктах творчества.

  Принцип учета индивидуальных особенностей, реализация которого возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей музыкально-художественной деятельности детей. При восприятии музыки встречаются дети, для которых главное – зрительный ряд, есть те, кого интересует в большей степени биография композитора и история произведения («музыковеды»), и те, кто воспринимает музыку только эмоционально. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей. В исполнительстве встречаются дети, которые комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, и дети, которые предпочитает коллективные танцы, или пение хором. Позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть от его музыкальных способностей, поэтому педагогу важно знать, как сочетаются общие индивидуальные и музыкальные проявления ребенка, и в соответствии с этим подбирать репертуар.

 Аналогично - процесс детского творчества, который может организовываться как чрезвычайно многообразный, как деятельность ребенка-композитора, дирижера, музыкального актера, режиссера музыкальных игр

 Принцип разнообразия задач, решаемых в музыкально-художественной деятельности, определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой – многомерной природой музыки. В процессе восприятия, исполнения музыки и детского творчества реализация данного принципа предполагает расширение спектра задач, связанных с: - процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта; - развитием психических процессов – мышления, воображения, креативных способностей дошкольника; - развитием художественного восприятия музыки, формированием умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.  Принцип учета примерного календаря праздников (событий), обуславливающий определенную тематическую направленность репертуара.

2.1. Объем общеобразовательной нагрузки 

Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана: Продолжительность в  неделю  организованная образовательная деятельность эстетической направленности 25 мин. (5 – 6 лет), 30 мин. (6 – 7 лет), в год- 72ч

Праздники и развлечения: досуги утренники 30-35 (5 – 6 лет), 35-45 (6 – 7 лет), в год-  60 ч.

Особенностью в организации образовательного процесса по развитию музыкальности определен комплексно – тематический принцип с ведущей музыкально – игровой деятельностью. В основу реализации комплексно – тематического принципа положен календарь праздников. Рабочая программа по развитию музыкальности для детей старшего возраста образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка») разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей  5 –7 лет.

Формы организации образовательного процесса по музыкальной деятельности

ОД-  пение - слушание – музыкально-дидакт игры - музыкальноритм. движения - игра на детских музыкальных инструментах - беседа - импровизация музыкальнотеатр. представления – конкурсы

ОД в ходе режимных моментов- - праздники - развлечения - конкурсы - беседа - слушание музыкальнодидактич. Игры

Самостоятельная деятельность детей- -слушание музыкально-дидактич. игры -пение –импровизация

Взаимодействие с семьями воспитанников- -праздники -развлечения -конкурсы -концерты -родительские собрания

Предпочтительными формами организации образовательного процесса по развитию музыкальности у детей являются: индивидуальная, подгрупповая, групповая. Педагогическая диагностика определение уровня овладения программы образовательной деятельности по музыкальному развитию образовательная область образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка») проводится 2 раз в год путем наблюдений, бесед, упражнений. Получаемая в ходе диагностики информация является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.

2.2. Содержание педагогической работы в старшем дошкольном возрасте в группах для детей с нарушениями речи (5-7 лет)

Реализация содержания блока «Музыка» на третьей ступени обучения (в группах старшего дошкольного возраста) направлена на обогащение музыкальных впечатлений детей, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений.

Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах.

 В этом возрасте дети различают музыку разных жанров и стилей.

 Знают характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм).

Дети понимают, что характер музыки определяется средствами музыкальной выразительности. Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.

 Стимулируются использование детьми развернутых, глубоких, оригинальных суждений. Дети соотносят новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей благодаря разнообразию музыкальных впечатлений.

В этот период музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты продолжают развивать у детей музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), учить использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью взрослых. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре и, конечно же, на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия на третьей ступени обучения проводит музыкальный руководитель вместе с воспитателями. Если необходимо, то к занятиям с детьми привлекается учитель-логопед. Элементы музыкальной ритмики учитель-логопед и и воспитатели включают в групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми. Содержание логопедических и музыкальных занятий по ряду направлений работы взаимосвязано. Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей имеет большое значение для развития слухового восприятия детей (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Методы, способы, приемы- «А мы просо сеяли, сеяли», «Встречайте гостей», «Где живетколокольчик?», «Как на тоненький ледок», «Кати-лови (мяч)», «Мишка вгости пришел», «Мы — деревянные солдатики», «Мы в снежки играем смело», «Найди игрушку», «Падают листья», «Сапожки скачут по дорожке», «Угадай, на чем играю», «Угадай, откуда звук», «Упражнения с флажками», «Ходит котик по горенке», подвижные игры на ориентировку в пространстве и др.

Прослушивание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен-

*Прослушивание музыкальных произведений и определение характера музыки, узнавание знакомых мелодий. *Прослушивание музыкальных серий, объединенных единым сюжетом. Составление сюжетных рассказов по мотивам мелодий *Прослушивание мелодий разного характера (веселых и грустных, медленных и быстрых), различных музыкальных жанров (марш, песня, пляска, вальс). Беседы с детьми о музыкальном произведении с целью выяснения их впечатлений от прослушивания *Узнавание мелодии, исполненной с различной отсрочкой по времени. Узнавание знакомых мелодий при целостном проигрывании, по отдельным фрагментам, по вступлению. *Прослушивание аудиозаписей народных, классических и современных музыкальных произведений (на усмотрение музыкального руководителя и исходя из программного материала). *Развитие восприятия отдельных звуков, серии музыкальных звуков и музыкальных фраз, сыгранных в разных регистрах. *Игры на узнавание в мелодиях образов людей, природного, растительного мира и т.п. *Музыкальные игры на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха. *Различение и воспроизведение серий звуков, отличающихся по высоте и силе звучания, по длительности, по темпу. *Игры на ориентировку в пространстве зала с учетом динамики музыкального произведения *Беседы с детьми о прослушанных музыкальных произведениях, способствующие формированию связных высказываний о своих чувствах, мыслях, эмоциональных ощущениях и т.п. Пение. *Формирование у детей понятия о музыкальной фразе, музыкальном и логическом ударении. *Пение с четкой артикуляцией слов произведений, насыщенных музыкальными образами, разных по тембровым характеристикам. *Пение музыкальных произведений в два-три куплета, с лексикой, доступной для понимания детей воспроизведения ими на данном этапе логопедической работы. *Пение с различными движениями. *Пение песенок с увеличением и ослаблением силы голоса (громко — тихо), с изменением темпа, с четким проговариванием слов, с точной передачей интонации *Пение в ансамбле. *Пение с инструментальным сопровождением и без него (вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно). *Самостоятельное пение детей (индивидуально и коллективно) с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкально-ритмические движения. 

*Музыкально-ритмические движения детей, соответствующие характеру музыки (бодро, энергично шагать под маршевую музыку, выполнять плавные движения под колыбельную или под музыку вальса)

*Музыкально-ритмические движения, выполняемые детьми по собственному замыслу в соответствии с музыкальным образом.

*Танцевальные движения с использованием элементов национальных и современных танцев.

*Создание различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок

 *Разнообразные ритмичные движения под музыку. Различные виды ходьбы, бега, прыжков, импровизации на тему движений людей, животных под музыку

*Упражнения на развитие общей моторики под музыку: ходьба приставными шагами в сторону на носках, приставными шагами с приседаним, переменным шагом, вальсовым шагом в сторону; бег с захлестыванием голени, поднимая вперед прямые ноги;

поскоки на месте (одна нога вперед другая назад, ноги скрестно, ноги врозь, с хлопками перед собой, над головой, за спиной)

*Движения в соответствии с динамическими оттенками музыки, с изменениями темпа. *Упражнения на выстукивание различного ритмического рисунка и метра

 *Музыкально-ритмические движения, отражающие метрическую пульсацию (/4 и /4), предполагающую изменение темпа движения

*Танцевальные движения. Самостоятельное придумывание детьми движений, отражающих содержание песен, вариации плясовых движений с натуральными и воображаемыми предметами.

Игра на музыкальных инструментах. 

*Знакомство детей с музыкальными инструментами: аккордеоном, кастаньетами, цитрами, гуслями, свирелью, электронными инструментами

*Музицирование с целью различения музыкальных инструментов по тембру. *Музицирование на различных музыкальных инструментах: пианино, барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, маракасе, свиреле, электронных инструментах.

 *Использование для музицирования самодельных музыкальных инструментов. *Подыгрывание на музыкальных инструментах музыкальному руководителю, исполняющему различные мелодии

*Самостоятельная импровизация детей на музыкальных инструментах (музыкальный руководитель подыгрывает детям).

*Подыгрывание и сопровождение на музыкальных инструментах песен народных мелодий и произведений современных композиторов (в аудиозаписи, в грамзаписи). *Исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах в оркестре и ансамбле.

Педагогические ориентиры

- продолжать работу по приобщению детей к музыкальной культуре,

 воспитывать у них положительное отношение к музыкальным занятиям,

желание слушать музыку, петь, танцевать;

 - воспитывать интерес детей к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

 - обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями направлениями в музыке;

 - накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;

 - обучать детей анализу, сравнению сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;

 - развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

 - развивать умение чистоты интонирования в пении;

 - способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования;

 - обучать детей сольной и оркестровой игре на детских музыкальных инструментах,

учить создавать вместе со взрослыми и использовать на занятиях, в играх самодельные музыкальные инструменты;

- совершенствовать движения детей,

отражающие метрическую пульсацию (/4 и /4), предполагающую изменение темпа движения;

 - совершенствовать пространственную ориентировку детей: выполнять движения по зрительному (картинке, стрелке- вектору), слуховому и двигательному сигналу;

 - развивать координацию, плавность, выразительность движений, учить выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки ритме, темпе, чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере /4,/4, /4;

 - учить детей выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно); бодро, свободно, подняв голову, не сутулясь и не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу снова начинать движение;

 - совершенствовать танцевальные движения детей;

- учить детей выполнять разные действия с предметами под музыку (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч и др.);

 - стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;

- развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.

2.3. Социальное партнерство с родителями 

         Формы сотрудничества с семьей

Информативные- Индивидуальные беседы, консультации

                                   Родительские собрания

                                   Папки-передвижки

                                   Информационные стенды

Обучающие- Семинары-практикумы

                          Тренинги

                          Совместные праздники, досуги

Исследовательские- Анкетирование, тестирование

Перспективный план работы с родителями

Сентябрь - 1. Провести анкетирование «Музыкальное воспитание в семье» с целью: выявить музыкально заинтересованные семьи

2.Посещение родительских собраний «Знакомство с планом работы по музыкальному воспитанию детей»

Октябрь - 1. Консультация для родителей «Внешний вид детей на музыкальных занятиях»                2. Консультация «Зачем ребенку нужны танцы?»

Ноябрь - 1. Папка-передвижка «Мастерим музыкальные инструменты всей семьей» 2. Изготовление родителями атрибутов и декораций к празднику

Декабрь - 1. Просвещение родителей в музыкальном уголке «Как организовать досуг на зимних каникулах» 2. Привлечение к изготовлению костюмов к новогодним утренникам

Январь - 1. Папка-передвижка «Ваш ребенок любит петь?» 2. Памятка «Как слушать музыку с ребенком?»

Февраль - Подготовить папку-поздравление «Папа, мама, я – дружная семья»

Март - Обновить информацию в музыкальных уголках на тему «Музыка и здоровье»

Апрель - Консультация «Разбуди в ребенке волшебника»

Май - 1. Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех возрастных группах 2.Детский концерт для родителей

III. Организационный раздел 

  1. Материально – техническое оснащение

Имеется просторный и светлый зал, оборудование отвечает эстетическим и педагогическим требованиям.

В музыкальном зале имеется: музыкальный центр, фортепиано, детские стульчики (30), большая фонотека и аудиозаписи позволяют более целенаправленно использовать ТСО, имеются все необходимые пособия, атрибутика, а также методическая литература по музыкальному воспитанию детей.

Набор музыкальных инструментов позволяет музыкальному руководителю более углубленно работать над развитием музыкальных способностей воспитанников.

В арсенале музыкального зала: металлофоны, ксилофоны, трещотки, треугольники, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, бубенцы, погремушки и др. Имеется также большое количество костюмов для театрализованной деятельности, шапочек, кукольный театр. В каждой группе имеется музыкальный уголок: музыкально-дидактические игры, детские музыкальные инструменты: барабаны, металлофоны, бубны, колокольчики, а также музыкальные инструменты, сделанные своими руками: трещетки, шумелки и т.д.

2. Перечень общеобразовательных программ, методических пособий и технологий для осуществления образовательной деятельности по музыкальному развитию по логопедии: 

1. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В.Нищевой. - СПб., 2014

2. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - Айрис Пресс, Москва, 2008 по музыкальному воспитанию:

 1. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста Э.П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006 2.

 Музыкально – дидактические игры для дошкольников Кононова Н.Г., М., 1982

 3. Музыка и движение Мерзлякова С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н., М., 1983

 4. Учите детей петь Орлова Т.М., Мерзлякова С.И., М., 1986 5.

Театрализованные игры в детском саду Петрова Т.И., Сергеева е.л., Петрова Е.С., М., 2000 6.

 Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», старшая группа Каплунова И., Новоскольцева И., СПб.:

Изд - во «Композитор», 2008 7. Музыкальное воспитание в детском саду Ветлугина Н.А.. – М.: Просвещение, 1981 – 240 с., нот. 8.

Музыкальное воспитание младших дошкольников Дзержинская И.Л.

 Пособие для воспитателя и муз.руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 – 160 c., нот. 10.

Музыкальные шедевры Радынова О.П. 11.

Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением О.С. Боромыкова - «Детство - Пресс» СПб., 1999 12.

 Игровая методика обучения детей пению О.В. Кацер, СПб., 2008 по логоритмике: 1. Логоритмика в детском саду М.Ю. Гоголева – Академия развития, 2006

  1. Конспекты логоритмических занятий для детей 6-7 лет М.Ю. Картушина, М.,

ТЦ Сфера, 2007 3. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко, М., 2000 4.

 Логопедические распевки Н.В. Нищева, Н.Г. Гавришева, СПб., 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Диагностика особенностей музыкального развития детей

1.Тест-игра «Ладошки»- Выявление уровня сформированности метроритмической способности

2.Диагностическое игровое задание «Кот и котенок» Выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков

3.Диагностическое игровое задание «Гармоническая загадка» Выявить степень развития ладовогармонического слуха

4.Диагностическое игровое задание «Тембровые прятки» Выявление уровня развития тембрового слуха

5.Диагностическое игровое задание «Громкотихо» Определение способности адекватной реакции на динамические изменения звука

6.Диагностическое игровое задание «Незавершенная мелодия» Выявить уровень чувства завершенности музыкальной мысли

7.Диагностическая ситуация «Поиграй-ка» Выявить степень выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности .

8.Диагностическое задание «Выбери музыку» Выявление способности к сравнительному анализу эмоциональносмыслового содержания музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы с детьми с ограниченными возможностями

Представленна программа работы  с детьми инвалидами в рамках структурнго подразделения Лекотека...

Программа работы с детьми фактора левшества Левша"

Данная программа является инновационной и представляет собой квалифицированный подход к работе с леворукими детьми дошкольного возраста,Программа основывается на идее самоценности дошкольного периода ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Программа работы с детьми в кружке "АБВГДейка."

Цель программы: создать условия для осмысленного и осознанного чтения, воспитать эстетически развитого и эмоционального читателя, облегчить дальнейшее усвоение языка по программе начальной школы....

Рабочая программа работы с детьми раннего возраста на 2016-2017 учебный год

рабочая программа создана по программе "От рождения до школы"...

примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"

Примерные рабочие программы для дошкольников  в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...

Дополнительная образовательная программа работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию

Аннотация к дополнительной образовательной программе работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию.Дополнительная образовательная программа работы с детьми 5-6 лет по лего-конструированию МКДОУ «Д/с...